ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/20 от 09.07.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Решение суда в окончательной

форме изготовлено 17.07.2020

Дело № 3а-122/2020(25OS0000-01-2020-000036-37)Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

09 июля 2020 года г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А. Медведевой,

при секретаре И.А. Тороповой,

с участием прокурора М.Ю. Кольцовой,

представителя административного истца В.А. Долчанина,

представителя административного ответчика О.В. Степаненко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» к агентству по тарифам Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части, возложении обязанности,

установил:

департаментом по тарифам Приморского края принято постановление от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы», которое официально опубликовано в издании «Приморская газета» 12 декабря 2018 года № 130 (1624).

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 14 ноября 2019 года № 54/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы», внесены изменения в приложение № 2 «Тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис», на период регулирования с 2019 по 2023 годы». Данное постановление официально опубликовано в издании «...» 20 ноября 2019 года № 93 (1723).

Общество с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» (далее – ООО «Абсолют-Сервис») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления департамента по тарифам Приморского края от 14 ноября 2019 года № 54/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы» в части принятия к расчету цены на уголь 2294.0 руб./т. при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Абсолют-Сервис» на 2020 год котельной <адрес>; возложении на департамент по тарифам Приморского края обязанности включить в расчет тарифа на тепловую энергию для ООО «Абсолют-Сервис» на 2020 год по котельной <адрес> цену на уголь в размере 3033.40 руб./т.

В обоснование требований административный истец указал, что при расчете необходимой валовой выручки на период регулирования 2020 год в калькуляцию себестоимости и расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Абсолют-сервис» с. Веденка на 2020 год, цена на бурый уголь с коэффициентом 0.429 принята в размере 2294.0 руб/т.

Вместе с тем, принятие административным ответчиком в расчетах необходимой валовой выручки данной цены на уголь не основано на положениях закона, регулирующих спорные правоотношения, нарушает права административного истца, поскольку не обеспечивает экономически обоснованные расходы ООО «Абсолют-сервис» на производство тепловой энергии. Полагает, что административный ответчик, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен), должен был использовать цену на уголь, установленную в договоре, заключенном ООО «Абсолют-сервис» с ООО «...» в результате проведения торгов, в размере 3033.40 руб/т.

В соответствии с абзацем 9 пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па (в редакции от 02.10.2019) «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг (в редакции от 02.10.2019) «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края» департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.

Протокольным определением судьи Приморского краевого суда от 19 февраля 2020 года изменено наименование административного ответчика – департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на агентство по тарифам Приморского края.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, с учетом письменных возражений на отзывы административного ответчика. Настаивал на их удовлетворении. После признания утратившим силу оспариваемого им (административным истцом) нормативного правового акта на основании постановления агентства по тарифам Приморского края от 20 мая 2020 года № 22/3, настаивал на признании его незаконным в части установления цены на уголь в период с 01 января по 30 апреля 2020 года, то есть в период отопительного сезона и применения данного нормативно-правового акта к ООО «Абсолют-Сервис» (заявление об уточнении исковых требований от 10 июня 2020 года).

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Пояснила, что оспариваемый нормативно-правовой акт ООО «Абсолют – Сервис» принят административным ответчиком в пределах своих полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречил действующему законодательству до принятия постановления агентством по тарифам от 20 мая 2020 года № 22/3, в связи с чем права ООО «Абсолют-Сервис» не были нарушены. Подтвердила факт применения к административному истцу положений оспариваемого им нормативно-правового акта в период его действия. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 208 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушеныили нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8).

Агентство по тарифам Приморского края, согласно пункту 1.2 Положения об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 г. № 628-па, является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

Департаментом по тарифам Приморского края принято постановление от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы», которое официально опубликовано в издании «...» 12 декабря 2018 года № 130 (1624).

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 14 ноября 2019 года № 54/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы», внесены изменения в приложение № 2 «Тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис», на период регулирования с 2019 по 2023 годы». Данное постановление официально опубликовано в издании «...» 20 ноября 2019 года № 93 (1723).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление департамента по тарифам Приморского края от 14 ноября 2019 года № 54/2 принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ООО «Абсолют-Сервис» являлся единственным поставщиком коммунальных услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории Дальнереченского муниципального района <адрес>, на основании постановления администрации Дальнереченского муниципального района от 06 августа 2019 года № 313-па.

Как следует из протокола № 54 заседания правления департамента по тарифам Приморского края от 14 ноября 2019 года и калькуляции себестоимости и расчета тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Абсолют-Сервис» с. Введенка на 2020 года, при расчете тарифа на тепловую энергию на 2020 год департаментом учтены расходы на топливо в необходимую валовую выручку в размере 3804,09 руб., исходя из стоимости угля марки 1 БПК 2294,0 руб./тнт с НДС.

Формируя стоимость угля, департамент исходил из средней стоимости бурых углей марки 1БПК, сложившейся по теплоснабжающим предприятиям Приморского края за 9 месяцев 2019 года, с учетом прогнозного роста цен на 2020 год.

При этом, обращаясь в департамент с заявлением о корректировке тарифов на 2020 год, ООО «Абсолют-Сервис» было предложено учесть в необходимой валовой выручке расходы на топливо 5266,7 руб., исходя из стоимости угля 3033,4 руб. руб./тнт, с учетом НДС. В подтверждение стоимости Обществом представлен договор от 20 июня 2019 года № 20 на поставку угля марки 1 БПК, заключенный с ООО «...», сроком действия с 01 августа 2019 года по 30 апреля 2020 года (пункт 1.3). Аналогичный срок указан и в извещении о проведении запроса котировок. На весь период регулирования - 2020 год договор в департамент по тарифам Приморского края Обществом не предоставлялся.

Представленный же в материалы тарифного дела договор поставки топлива с доставкой до потребителя от 20 июня 2019 года № 20, заключенный ООО «Абсолют-Сервис» с ООО «Лагуна», не был учтен департаментом как несоответствующий требованиям действующего законодательства.

Между тем, в обоснование заявленных требований административным истцом в суд представлен договор поставки топлива с доставкой до потребителя от 20 июня 2019 года № 20, который ООО «Абсолют-Сервис» заключило с поставщиком угля - ООО «...», со сроком поставки на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (пункт 1.3).

Таким образом, текст договора № 20 от 20 июня 2019 года, представленный ООО «Абсолют Сервис» в департамент по тарифам Приморского края, разнится с текстом договора № 20 от 20 июня 2019 года, представленного Обществом в суд.

Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ).

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 КАС РФ).

Принимая во внимание существенные различия в сроках поставки угля по вышеуказанным договорам, представленный административным истцом договор поставки топлива с доставкой до потребителя от 20 июня 2019 года № 20, заключенный между ООО «Абсолют-Сервис» и ООО «Лагуна» со сроком поставки на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, судом не принимается в качестве допустимого доказательства в подтверждение обстоятельств, изложенных административным истцом в обоснование заявленных требований. Данный документ не был представленООО «Абсолют-Сервис» в департамент с заявлением о корректировке тарифов на 2020 год.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется, в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Согласно пунктам 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе затраты на топливо, оплату труда и отчисления на социальные нужды (пункт 33 Основ ценообразования).

Расходы регулируемой организации на топливо рассчитываются как произведение нескольких величин, одной из которых является плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая органом регулирования с использованием источников информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, предусмотренном пунктом 28 Основ ценообразования (пункты 34, 37 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующей последовательности: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

Источники, перечисленные в названном пункте Основ ценообразования, упорядочены по приоритету применения в соответствии со степенью детальности процедур, обеспечивающих установление экономически обоснованных цен. Так, в целях учета обоснованного размера планируемых расходов на товары (услуги), цены на которые подлежат государственному регулированию, используется информация о ценах (тарифах) для соответствующей категории потребителей, которые презюмируются как экономически достоверные, поскольку рассчитываются регулирующими органами в рамках отдельной процедуры, предполагающей детальный экономический анализ исходных данных для расчета таких цен (подпункт «а» пункта 28 Основ ценообразования). Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур (подпункт «б» пункта 28 Основ ценообразования).

Таким образом, названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.

Анализ имеющихся в материалах административного дела доказательств в их совокупности, позволил суду сделать вывод о том, что представленный ООО «Абсолют-Сервис» в департамент по тарифам Приморского края договор на поставку топлива заключен с нарушением конкурсных процедур, предусмотренных положениями Федерального закона Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при этом предусматривал срок поставки топлива с января по апрель 2020 года, в связи с чем административный ответчик не имел возможности применить положения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования при рассмотрении дела по корректировке тарифов на тепловую энергию на 2020 год.

Суд соглашается с правовой позицией представителя Агентства по тарифам Приморского края и находит обоснованным применение департаментом положений, установленных абзацем 5 подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования. В этой связи органом регулирования правомерно принята стоимость угля в размере 2294,0 руб./тнт с НДС, исходя из средней стоимости бурых углей марки 1БПК, сложившейся по теплоснабжающим предприятиям Приморского края за 9 месяцев 2019 года, с учетом прогнозного роста цен на 2020 год.

Данный подход к формированию цены при установлении тарифов был применен департаментом, с учетом разъяснений, содержащихся в письмах Федеральной антимонопольной службы России от 06.12.2016 № ИА/84246/16 и от 29.08.2018 № ИА/68692/18.

При этом в ходе судебного разбирательства также установлено, что в связи с прекращением ООО «Абсолют-Сервис» оказания услуг в сфере теплоснабжения и расторжением договора аренды нежилого здания от 06 февраля 2015 года № 6 (здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, 8) с 30 апреля 2020 года, постановлением агентства по тарифам Приморского края от 20 мая 2020 года № 22/3 постановления департамента по тарифам Приморского края от 06 декабря 2018 года № 55/3 и от 14 ноября 2019 года № 54/2 признаны утратившими силу.

Утрата силы постановления департамента от 14 ноября 2019 года № 54/2, не является на сегодняшний день препятствием к его оспариванию в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ, поскольку указанный нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивал права и интересы Общества. Данные фактические обстоятельства были подтверждены сторонами.

В то же время, принимая во внимание, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, не противоречил федеральному законодательству, и не нарушал прав ООО «Абсолют Сервис», в связи с чем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований ООО «Абсолют-Сервис» о признании незаконным постановления департамента по тарифам Приморского края от 14.11.2019 № 54/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы» в части принятия к расчету цены на уголь 2294.0 руб./т. при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Абсолют-Сервис» на 2020 год котельной <адрес> на период с 01 января по 30 апреля 2020 года.

Также не подлежат удовлетворению и требования административного истца о возложении на агентство по тарифам Приморского края обязанности включить в расчет тарифа на тепловую энергию для ООО «Абсолют-Сервис» на 2020 год по котельной ул. Малая Веденка, с. Введенка, Дальнереченского района цену на уголь в размере 3033.40 руб./т., поскольку данные требования являются производными от первоначальных требований, признанных судом необоснованными.

Кроме того, ООО «Абсолют-Сервис» прекратило оказание услуг в сфере теплоснабжения и расторгло договор аренды нежилого помещения - здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> с 30 апреля 2020 года, в связи с чем данные требования о возложении на административного ответчика обязанности утратили свою актуальность на текущий момент.

Более того, нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), отнесено к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в данном рассматриваемом случае к полномочиям агентства по тарифам Приморского края), в нормотворческую деятельность которых суд, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного статьей 10 Конституции Российской Федерации, не вправе вмешиваться в порядке судопроизводства, подменяя собой их компетенцию путем возложения на административного ответчика обязанности по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» к агентству по тарифам Приморского края о признании незаконным постановление департамента по тарифам Приморского края от 14.11.2019 № 54/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года № 66/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Абсолют-Сервис» на период регулирования с 2019 по 2023 годы» в части, возложении обязанности – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда Е.А.Медведева