ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/20 от 27.10.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-122/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 27 октября 2020 года

Хабаровский краевой суд в составе

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

при секретаре Бритовой П.С.,

с участием прокурора Серга Ю.В.,

представителя административного истца ФИО5,

представителя административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к Собранию депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Совету депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим в части Проекта планировки территории села Тополево, утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. № 211-72,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. № 211-72 утвержден Проект планировки села Тополево (далее – Проект планировки). Нормативный правовой акт опубликован в Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и размещен на официальном сайте Тополевского сельского поселения в сети «Интернет», вступил в силу со дня официального опубликования.

Проект планировки содержит чертеж планировки территории, на котором в числе иного отображены красные линии.

ФИО7 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Проекта планировки в части тупикового проезда, отходящего от улицы Магистральной, расположенного между границами земельных участков с кадастровыми номерами , исключении данного тупикового проезда из Проекта, признании незаконным установления ограничений на использование земельного участка в виде красных линий.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 мая 2018 г. им по договору купли-продажи приобретен земельный участок с жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, общей площадью 325 кв.м..

Он (ФИО7) обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земель.

22 января 2019 г. ему было отказано в перераспределении земельного участка, площадью 110 кв.м. в связи с тем, что такое перераспределение приведет к препятствию в виде перекрытия доступа (подъездного пути) к участку с кадастровым номером .

По его заказу кадастровым инженером ФИО8 было дано заключение № 13-19 об обследовании земельного участка, согласно которому доступ к земельному участку с кадастровым номером посредством земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302809:659 и прилегающий к нему территории фактически не осуществляется, а расстояние, ширина данной дороги, согласно сведениям ЕГРП, не позволяет организовать проезд, соответствующий градостроительным нормативам.

13 июня 2019 г. он (ФИО7) снова обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, но 11 июля 2019 г. получил отказ на основании информации, предоставленной главой Тополевского сельского поселения, где указано, что рассматриваемый земельный участок формируется частично в точках в границах красных линий тупикового проезда от ул. Магистральной, который внесен в Проект планировки села Тополево, утвержденный Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. № 211-72.

Администрация Хабаровского муниципального района отказалась внести изменения в Проект планировки территории села Тополево, утвержденного Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 20.05.2011 № 157-57, в части исключения тупикового проезда, отходящего от ул. Магистральной, расположенного между границами земельных участков с кадастровыми номерами . Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 3 марта 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебного коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда, отказано в удовлетворении требований о признании данного отказа незаконным.

Тупиковым проездом, границы которого на Проекте планировки обозначены красными линиями, никто не пользуется, он является подъездом к земельному участку с кадастровым номером , который также принадлежит на праве собственности ему (ФИО7), на въезде на тупиковый проезд стоят ворота, которые были установлены задолго до приобретения им земельных участков.

Полагает, что отображение в графической части Проекта планировки данного тупикового проезда не соответствует пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Административный истец ФИО7 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Председатель административного ответчика Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Совета.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, который в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен заблаговременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Проект планировки в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, поскольку фактически тупиковый проезд отсутствует, следовательно, не является территорией общего пользования, в связи с чем, нанесение красных линий по границам тупикового проезда не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО6 поддержала возражения относительно административного иска, согласно которым до 1 января 2016 г. полномочия в сфере градостроительной деятельности на территории сельских поселений осуществляли органы местного самоуправления данных поселений. Оспариваемый Проект планировки был принят уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, в том числе, с проведением публичных слушаний, соответствует Генеральному плану Тополевского сельского поселения и Правилам землепользования и застройки указанного поселения. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Тупиковый проезд от ул. Магистральной, расположенный между границами земельных участков с кадастровыми номерами обеспечивает проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами , является территорией общего пользования и находится в границах красных линий. Временное неиспользование тупикового проезда в связи с тем, что ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером не является безусловным основанием для исключения тупикового проезда из Проекта планировки села Тополево.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, пояснения специалиста ФИО4, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ (здесь и далее нормы ГрК РФ в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).

Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1).

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, в числе иного, отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (подпункты «а», «б» пункта 1 части 3).

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (части 1, 5 статьи 45 ГрК РФ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в редакции, действующей на дату утверждения Проекта планировки села Тополево, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относилось к вопросам местного значения городского и сельского поселений.

В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 28 июля 2004 г. № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» Тополевское сельское муниципальное образование Хабаровского муниципального района наделено статусом сельского поселения.

Процедура подготовки и принятия документации по планировке территории, ее утверждения и внесения в нее изменений регламентирована статьями 45, 46 ГрК РФ.

Из материалов дела следует, что Проект планировки утвержден уполномоченным органом – Советом депутатов Тополевского сельского поселения, с соблюдением требований законодательства, в том числе статьи 46 ГрК РФ, к форме оспариваемого акта, принятию, введению его в действие и опубликованию.

Публичные слушания по Проекту планировки проведены в соответствии с Положением о публичных слушаниях…, утвержденным решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 26 мая 2005 № 8 (с изменениями и дополнениями).

Согласно Уставу Тополевского сельского поселения Совет депутатов сельского поселения является представительным органом сельского поселения и состоит из 10 депутатов (статья 19). Заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует более 50% от числа избранных депутатов (часть 5 статьи 21). Решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов (часть 4 статьи 22).

Из протокола заседания Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 21 декабря 2011 г. № 72 следует, что на заседании присутствовали 8 депутатов; в повестку дня под номером 2 был включен вопрос об утверждении Проекта планировки территории села Тополево; данный Проект был утвержден единогласно.

Решение Совета депутатов от 21 декабря 2011 г. № 211-72 опубликовано в Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и 22 декабря 2011 г. размещено на официальном сайте Тополевского сельского поселения в сети «Интернет».

Проверяя оспариваемую часть Проекта планировки на ее соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из чертежа планировки села Тополево, относящегося к основной части Проекта планировки, следует, что на нем отображены красные линии. В частности, красные линии проходят по границам тупикового проезда, отходящего от ул. Магистральной и расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами .

Административный истец ФИО7 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами .

В перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, примыкающих к данному земельному участку, ФИО7 было отказано в связи с тем, что новый земельный участок формируется частично в точках в границах красных линий тупикового проезда от ул. Магистральной.

В силу положений пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В судебном заседании из фрагмента публичной кадастровой карты; кадастровых дел объектов недвижимости - вышеназванных земельных участков; схемы расположения земельного участка, который административный истец просил сформировать путем перераспределения земель; показаний свидетелей; пояснений специалиста следует, что как на дату принятия Проекта планировки, так и в настоящее время между вышеуказанными земельными участками имеется расстояние, предназначенное для проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами . Иным образом осуществить доступ к данным земельным участкам не представляется возможным. Ранее по данной территории мог осуществляться проезд также к земельному участку с кадастровым номером .

Таким образом, территория, обозначенная на чертеже планировки села Тополево Проекта планировки как тупиковый проезд, относится к территории общего пользования, в связи с чем, обоснованно отграничена от иных территорий, находящихся в частной собственности, красными линиями.

Довод административного истца о том, что на момент приобретения им земельных участков с кадастровыми номерами тупикового проезда фактически не было, земельный участок с кадастровым номером вплотную прилегал к земельному участку , между ними были установлены ворота, которыми пользовался собственник земельного участка , не свидетельствует о незаконности Проекта планировки в оспариваемой части, поскольку согласно схемам расположения земельных участков с указанием координат их поворотных точек данные земельные участки не являются смежными и не имеют общих точек. Следовательно, ворота, перегораживающие тупиковый проезд, были установлены самовольно.

Показания свидетеля ФИО1 о том, что при выносе координат земельного участка (ранее ) на местности кадастровым инженером было определено, что данный участок вплотную прилегает к земельному участку , опровергаются материалами дела, в частности сведениями, содержащимися в кадастровых делах указанных земельных участков.

Кроме того, в случае если бы земельные участки действительно имели общую границу, у ФИО7 отсутствовала необходимость в перераспределении земельных участков и формировании нового земельного участка.

Довод административного истца о том, что согласно заключению кадастрового инженера от 10 июня 2019 г. № 13-19 расстояние между границами земельных участков с кадастровыми номерами не позволяет организовать проезд к земельному участку , соответствующий градостроительным нормативам (минимальная ширина 3,5 м), не может повлечь признание Проекта планировки в оспариваемой части недействующим по следующим основаниям.

Как следует из чертежа планировки села Тополево, на дату утверждения Проекта планировки тупиковый проезд имел одинаковую ширину на всем своем протяжении (на протяжении границ всех четырех земельных участков). Фактическое сужение расстояния между земельными участками произошло после уточнения границ земельного участка , которое имело место в 2014 году, в то время как Проект планировки был утвержден ранее – в 2011 году.

Тот факт, что земельный участок также принадлежит на праве собственности ФИО7, не влечет удовлетворение административного иска, поскольку не отменяет то обстоятельство, что на момент утверждения Проекта планировки тупиковый проезд относился к землям общего пользования. Кроме того, земельные участки не являются единым объектом недвижимости, следовательно, могут быть отчуждены отдельно друг от друга, при этом иного проезда к земельному участку в настоящее время не существует.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемой части Проекта планировки пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, согласно которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами, является несостоятельным.

Из материалов дела следует, что наличие тупикового проезда не приводит к обстоятельствам, указанным в вышеназванной норме, и не препятствует рациональному использованию и охране земель.

В судебном заседании также установлено, что Проект планировки в оспариваемой части соответствует Генеральному плану Тополевского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 20.05.2011 № 157-57, и Правилам землепользования и застройки Тополевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 29.07.2011 № 176-62.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Проект планировки в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия, права и законные интересы административного истца не нарушает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

ФИО7 в удовлетворении требований о признании недействующим Проекта планировки территории села Тополево, утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. № 211-72, в части тупикового проезда, отходящего от улицы Магистральной, расположенного между границами земельных участков с кадастровыми номерами , исключении данного тупикового проезда из Проекта, признании незаконным установления ограничений на использование земельного участка в виде красных линий отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Хабаровский краевой суд.

Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 9 ноября 2020 г.