Дело № 3а-26/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.,
при секретаре Крашевской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АШАН» к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АШАН» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»( далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, площадью 17 290,2 кв.м., с адресным описанием: <.......> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 339 390 407 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что указанное помещение принадлежит истцу на праве собственности, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2016 года и составляет 608 837 910 руб. 68 коп.
Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость помещения по состоянию на ту же дату составляет 339 390 407 руб.
Превышение кадастровой стоимости помещения над его рыночной стоимостью нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение подлежащего уплате налога.
Истец в 2017 году обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением комиссии заявление ООО «АШАН» было отклонено. Для защиты своих прав истец обратился в суд с административным иском (л.д. 3-6, 133).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представители административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены, просили дело рассмотреть без их участия. Дело рассмотрено в их отсутствие. В письменных возражениях и отзывах каких-либо возражений относительно заявленных требований не содержится. Решение просят принять на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно ст.ст. 372,373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяется исходя из их среднегодовой стоимости имущества в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, установлено, что кадастровая стоимость нежилого помещения, принадлежащего ООО «Ашан» является базой для исчисления уплачиваемого налога на имущество юридических лиц.
Следовательно, заявитель является лицом, права которого затрагивает установленная на указанный объект недвижимости кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах у административного истца имеется правовой интерес в уменьшении кадастровой стоимости помещения.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости нежилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
Судом установлено, что ООО «АШАН» является действующим юридическим лицом (л.д. 14-31), и собственником помещения с кадастровым номером <.......>, назначение: нежилое помещение, площадью 17 290,2 кв.м, этаж 1,2 с адресным описанием: <.......>( л.д.8,12-45).
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого помещения была определена в размере 608 837 910 руб. 68 коп. по состоянию на 01 января 2016 года. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровой справкой (л.д. 8).
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости помещения, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 1660/17-Н, выполненный ООО «ГРОСС-Консалт» 10 апреля 2017 года.
Согласно данному отчету рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, назначение: нежилое помещение, площадью 17 290,2 кв.м, этаж 1,2 с адресным описанием: Тюменская область <.......> в размере ( триста тридцать девять миллионов триста девяносто тысяч четыреста семь ) рублей по состоянию на 01 января 2016 года составляет 339 390 407 руб. (л.д. 49-112).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Со стороны административных ответчиков, заинтересованного лица не представлено каких-либо мотивированных возражений против представленного административным истцом отчета об оценке, не заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В силу ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «ГРОСС-Консалт», в совокупности с другими представленными доказательствами и отсутствием возражений ответчиков и заинтересованных лиц, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Доказательств несоответствия вышеназванного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости нежилого помещения, определенной оценщиком, суду не представлено.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 ноября 2016 г. № 0131/16 определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как оценщиком ООО «ГРОСС-Консалт» производилась оценка конкретного помещения, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 ноября 2016 г. № 0131/16 по результатам государственной кадастровой оценки утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Тюменской области.
Кадастровая стоимость спорного помещения согласно отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» составляет 608 837 910 руб. 68 коп., дата внесения сведений - 04 декабря 2016 года (л.д.136-138).
В силу ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с ч.2 ст.375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абз.3 ч.15 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговым периодом по налогу на имущество в силу ст.379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год.
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 329 от 14 ноября 2017 г., поданное 30 октября 2017 года заявление ООО «АШАН» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещения - отклонено (л.д. 9-11).
Поскольку из обстоятельств дела следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения для целей налогообложения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости спорного помещения в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в Комиссию – 30 октября 2017 г., исходя из которой кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АШАН» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером <.......>, назначение: нежилое помещение, площадью 17 290,2 кв.м, этаж 1,2 с адресным описанием: <.......> в размере 339 390 407 ( триста тридцать девять миллионов триста девяносто тысяч четыреста семь ) рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Данная кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2017 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 30 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 12 марта 2018 года.
Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В.Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда М.В. Подкорытова