ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/2021 от 21.06.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-122/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области»  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – сооружения – навеса, площадью 337,5 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанного сооружения.  Кадастровая стоимость сооружения утверждена по состоянию на 15 мая 2013 года в размере 2 411 653 руб. 50 коп.  Вместе с тем рыночная стоимость сооружения на указанную дату составляет 1 005 356 руб., что подтверждается отчетом оценщика.

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают  права истца в сфере налогообложения.

В связи с этим истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 1 005 356 руб. по состоянию на 15 мая 2013 года.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве на иск представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал на то, что объект капитального строительства  (сооружение) с кадастровым номером ***, площадью 337,5 кв.м, назначение - нежилое, наименование - сооружение, расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет  15 мая 2013 года. В отношении указанного объекта недвижимости зарегистрировано право собственности за ФИО1,  дата регистрации права – 19 июня 2018 года.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. ФГБУ «ФКП Росреестра» надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал.

Заслушав пояснения представителя истца, оценщика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – сооружения, с кадастровым ***,  которое представляет собой навес, площадью 337,5 кв.м, расположенный по адресу: ***.  Дата регистрации права – 19 июня 2018 года.

Кадастровая стоимость указанного объекта в размере 2 411 653 руб. 50 коп. определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  № 10270 от 17 июня 2013 года по состоянию на 15 мая 2013 года.

Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости – 8 июня 2016 года.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, истец представил в суд отчет об оценке ООО «Центр судебной экспертизы» № 24/21 от 17 мая 2021 года, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – навеса, с кадастровым номером ***, площадью 337,5 кв.м, расположенного по адресу: ***,  по состоянию на 15 мая 2013 года составляет 1 005 356 руб.  

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленный в суд отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, суд приходит к следующему.

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611.

Из раздела «Задание на оценку» отчета усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости объекта недвижимости для пересмотра его кадастровой стоимости.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке.

Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы. 

В отчете об оценке оценщиком дано подробное описание объекта оценки:  навес, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь 337,5 кв.м, расположен по адресу: ***. Объект оценки расположен на территории производственной застройки микрорайона «***» *** района г.***. Объект окружают участки производственного назначения, земли запаса. Производственная застройки смешанного (жилого, административного и производственного» района регионального  центра. Разрешенное использование земельного участка – под производственными зданиями и сооружениями. Разрешенное использование по документу – земли запаса (неиспользуемые).  Коммуникации – электричество.

При проведении оценки оценщику были представлены: выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 мая 2018 года, технический паспорт на навес. 

Оценка проводилась с осмотром объекта недвижимости.

Наиболее эффективным использованием объекта оценки признано использование объекта недвижимости в качестве сооружения производственного назначения.

В отчете дан обзор общей политической и социально-экономической обстановки в России и регионе расположения объекта оценки за период, предшествующий дате определения рыночной стоимости и на дату определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Приведен  анализ рынка производственной недвижимости Ульяновской области. Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611, приведен за период, предшествующий дате оценки.

Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик применил затратный подход. Приведены мотивы невозможности использования доходного и сравнительного методов оценки. 

Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.

Оценщик ФИО3,  является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», свидетельство № *** от 25 марта 2011 года. Диплом НОУ ВПО «Московская финансово-промышленная академия» о профессиональной переподготовке *** №*** от 28 января 2011 года, квалификационный аттестат «Оценка недвижимости» №012184-1 от 17 мая 2018 года, выдан ФБУ «ФРЦ по организации подготовки управленческих кадров».  Гражданская ответственность застрахована в СОАО «ВСК», полис обязательного страхования ответственности оценщика № *** от 31 мая 2020 года со сроком действия до 31 мая 2023 года. Стаж работы в оценочной деятельности 10 лет.

Сведений о том, что оценщик является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении данного оценщика у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца об установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15 мая 2013 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость сооружения с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 мая 2013 года, в размере  1 005 356 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости считать 28 мая 2021 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером  ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Трифонова Т.П.