Дело № 3а-122/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Тверь 23 августа 2021 года
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,
с участием прокурора Обиход И.Д.,
представителя административного истца Руденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Первая башенная компания» о признании недействующим в части Решения Собрания депутатов Сандовского района Тверской области от 08 декабря 2017 года № 48 «Об утверждении коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»,
установил:
Решением Собрания Депутатов Сандовского района Тверской области № 48 от 08 декабря 2017 года утвержден коэффициент социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на 2018 год на территории Сандовского района Тверской области.
Согласно приложению к данному решению пунктом 12 раздела 2 для земельных участков, предназначенных для обеспечения организаций и (или) объектов связи значение коэффициента социально-экономических особенностей (далее КСЭО) установлено равным 500.
Указанное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете «Сандовские вести» от 21 декабря 2017 года № 51 (11574), размещено в сети Интернет на сайте администрации Сандовского района Тверской области.
Акционерное общество «Первая башенная компания» обратилось в суд с административным иском к Администрации Сандовского района Тверской области о признании недействующим указанного решения Собрания депутатов в части, указав, что является арендатором земельного участка, предназначенного для обеспечения объектов связи, на котором расположена мачта связи. Срок аренды земельного участка с кадастровым номером № по договору от 10 сентября 2010 года установлен до 09 сентября 2059 года. При исчислении арендной платы применяется КСЭО 500. Данный коэффициент установлен без экономического обоснования в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, нарушает законные интересы Общества при исчислении арендной платы.
Представитель административного истца по доверенности Руденко С.А., участвуя в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, поддержал заявленные Обществом требования.
Глава Сандовского муниципального округа Грязнов О.Н. просил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Обиход И.Д. об отсутствии оснований удовлетворения административного иска, суд полагает оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствующим требования закона, при этом исходит из следующего.
Оспариваемое решение принято Собранием депутатов - представительным органом муниципального образования «Сандовский муниципальный район Тверской области», действовавшим в соответствии с положениями Устава муниципального образования в редакции от 16 июня 2016 года, полномочным составом и при необходимом кворуме, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом заседания Собрания депутатов от 08 декабря 2017 года.
Решение было опубликовано в печатном издании, приложения доведены до сведения заинтересованных лиц путем размещения на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.
Разрешая вопросы, указанные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 28-33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления, при соответствующем кворуме.
Требования к форме данного нормативного правового акта, порядку его принятия, процедура введения его в действие соблюдены и заявителем не оспариваются.
В соответствии с Законом Тверской области от 23 апреля 2020 года № 21-ЗО преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Сандовский муниципальный район: городское поселение "Поселок Сандово", Большемалинское сельское поселение, Лукинское сельское поселение, Соболинское сельское поселение, Топоровское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованный Сандовский муниципальный округ (статья 1).
Представительным органом Сандовского муниципального округа является Дума Сандовского муниципального округа (часть 1 статьи 4).
Собрание депутатов Сандовского района Тверской области ликвидировано решением Думы Сандовского муниципального округа Тверской области № 13 от 22 сентября 2020 года.
В соответствии с решением Думы Сандовского муниципального округа Тверской области № 11 от 22 сентября 2020 года Дума Сандовского муниципального округа является правопреемником Собрания депутатов Сандовского района Тверской области.
Определением суда от 12 июля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечена Дума Сандовского муниципального округа Тверской области.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009года№ 582, в числе которых: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В период принятия оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления (08 декабря 2017 года) действовало Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденное постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года № 396-па (в редакции от 10 марта 2016 года), которое утратило силу с 01 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года.
Согласно пункту 2.1 действовавшего Положения № 396-па, размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле:
А = Скадастр x S x Сап x Ксэо x m / 12,
где Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды (в рублях за 1 кв. м);
S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды (в кв. м);
Сап - ставка арендной платы, установленная настоящим Положением (в %);
Ксэо - коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающий категории арендаторов, целевое использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном земельном участке (далее - КСЭО);
m - количество месяцев аренды в текущем году.
Пунктом 2.4 данного Положения предусмотрено, что значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленным приложением 1, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Оспариваемым Решением № 48 от 08 декабря 2017 года значение коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, предназначенных для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи установлено 500.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2010 года между администрацией Сандовского района Тверской области и ОАО «Мегафон» заключен договор аренды № 53 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:28:0000016:378, площадью 3300 кв.м., расположенного в д. Веригино Сандовского района Тверской области, под размещение антенно-мачтового сооружения, сроком до 09 сентября 2059 года.
03 июля 2017 года в результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения из него образовано АО «Первая башенная компания», согласно передаточному акту от 19 сентября 2016 года АО «Первая башенная компания» переданы права и обязанности по договору аренды № 53, заключенному с Администрацией Сандовского района Тверской области.
Расчет арендной платы за земельный участок, согласно условиям договора аренды, определяется путем произведения удельного показателя кадастровой стоимости, площади, ставки арендной платы, коэффициента социального-экономических особенностей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Определением суда от 12 июля 2021 года административным ответчикам предлагалось представить суду материалы экономического обоснования установления оспариваемого коэффициента социально-экономических особенностей земельных участков, предназначенных для организаций и (или) объектов связи, решением представительного органа местного самоуправления от 08 декабря 2017 года № 48.
Суду ответчиком представлен протокол заседания Собрания депутатов Сандовского района от 08 декабря 2017 года, согласно которому проект решения об утверждении коэффициентов социально-экономических особенностей земельных участков принят депутатами после заслушивания доклада заместителя главы Сандовского района.
Суду не представлено доказательств того, что административным ответчиком определялась доходность земельных участков, в отношении которых подлежал применению коэффициент, учитывалось их местоположение, наличие транспортной, коммунальной инфраструктуры, определялась рыночная стоимость земельных участков.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что установленный оспариваемым решением представительного органа местного самоуправления коэффициент социально-экономических особенностей, равный 500, при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для обеспечения организаций и (или) объектов связи, принят в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не отвечает принципу экономической обоснованности, является произвольным, нарушает права и законные интересы граждан и субъектов экономической деятельности, противоречит требованиям федерального Закона – положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и действовавшего на момент его принятия законодательства Тверской области.
Поскольку оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушает законные интересы административного истца при исчислении арендной платы, оспариваемый пункт 12 Раздела 2 Приложения к решению Собрания депутатов Сандовского района от 08 декабря 2017 года № 48 подлежит признанию недействующим.
Оспариваемый правовой акт был принят на период регулирования – 2018 год, сведений о его отмене и изменении на указанный период в деле не имеется, вместе с тем он применяется к правоотношениям, связанным с исчислением арендной платы за землю за указанный период, поэтому, в соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает нормативный правовой акт не действующим в оспариваемой части со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск АО «Первая башенная компания» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 12 Раздела 2 Приложения к решению Собрания депутатов Сандовского района Тверской области от 08 декабря 2017 года № 48 «Об утверждении коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании Сандовского муниципального округа Тверской области, в котором публикуются нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Думы Сандовского муниципального округа Тверской области в пользу АО «Первая башенная компания» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 25 августа 2021 года.
Председательствующий А.В. Кустов