44OS0000-01-2022-000012-54
дело № 3а-122/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2022 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
М. обратилась в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (здание материально-технического склада) площадью 761,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 477 337,58 руб.;
- земельного участка площадью 361,53 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации магазина; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 009 758,9 руб.;
- земельного участка площадью 1 908,58 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого строения (торгового центра); расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 569 508,93 руб.
Между тем, согласно отчетам №, № и №, составленным ООО «Региональный центр оценки» (оценщик С.), рыночная стоимость нежилого здания составляет 7 237 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 631 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3 205 000 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.
В ходе рассмотрения административного дела административный истец, ввиду возражений заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома относительно определённой в отчете № рыночной стоимости здания, представил дополнения в отчет об оценке, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 8 647 000 руб. Административные исковые требования уточнены согласно дополнениям в отчет.
В судебное заседание административный истец М. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома Каплан Д.С. в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, в ходатайстве также указала, что с учетом представленных административным истцом дополнений к отчету об оценке рыночной стоимости нежилого здания замечаний по отчетам не имеет, однако возражает против удовлетворения требований ввиду снижения налогооблагаемой базы.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, М. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (здание материально-технического склада) площадью 761,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> /том 1 л.д. 8, выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости/;
- земельного участка площадью 361,53 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации магазина; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>том 1 л.д. 9-10, выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости/;
- земельного участка площадью 1 908,58 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого строения (торгового центра); расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> /том 1 л.д. 9-10, выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 477 337,58 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 009 758,9 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 569 508,93 руб. /том 1 л.д. 11, 12, 13/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств М., а, следовательно, затрагивают её права.
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты №, № и №, составленные ООО «Региональный центр оценки» (оценщик С.), согласно которым рыночная стоимость нежилого здания определена (с учетом дополнений) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 647 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 631 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 205 000 руб. /т. 1 л.д. 21-125, 126-183, т. 2 л.д. 1-59, дополнения к отчету/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованным лицом результаты оценки (с учетом дополнений в отчет №) под сомнение не ставились и не оспаривались; ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Днем обращения в суд считается день, когда административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Административное исковое заявление сдано М. в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ /том 1 л.д. 14/.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание материально-технического склада) площадью 761,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 647 000 (восемь миллионов шестьсот сорок семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 361,53 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации магазина; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 631 000 (шестьсот тридцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 908,58 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого строения (торгового центра); расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 205 000 (три миллиона двести пять тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.