ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/2022 от 01.07.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-122/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000078-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 июля 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании нормативного акта Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ» в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились с административным иском в суд, указав, что являются собственниками эллингов в ВМК «Сокол», расположенном в г. : ФИО3 – эллинг №66, ФИО4 – эллинг №67, ФИО1 – эллинг №68, ФИО2 – эллинг №69. Указанные объекты образуют единый блок, с северо-восточной стороны которого располагается нежилое здание площадью 7,4 кв.м., которое используется для обслуживания эллингов, на нем расположен распределительный щит, внутри находится скважина для обеспечения технической водой. Согласно ответу на обращение Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 января 2021 года №66-ААГ в отношении территории, на которой располагается блок эллингов, действует градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки МО «Светловский городской округ», утв. решением окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ» от 14 декабря 2016 года №98 (далее – Правила). Часть территории, на которой расположен блок эллингов №№66-69, находится в территориальной зоне размещения объектов водного транспорта Т-3, другая часть – к территориальной зоне размещения объектов автомобильного транспорта Т-1. Граница территориальных зон накладывается на объект капитального строительства. Нахождение указанной выше территории в двух территориальных зонах не позволяет сформировать земельный участок, необходимый для обслуживания объектов недвижимости эллингов №№66-69. Как указано в ответе администрации МО «Светловский городской округ» от 9 февраля 2021 года №15/55, что, согласно Правилам, по границе земельного участка КН выделена территория, относящаяся к улично-дорожной сети. Наложений границ населенного пункта г. Светлый на территорию, необходимую для обслуживания блока эллингов №№66-69, не имеется. В соответствии с Генеральным планом МО «Светловский городской округ», утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 29 июня 2021 года №375, территория, необходимая для обслуживания эллингов №№66-69, располагается в одной функциональной зоне. Таким образом, существующие территориальные зоны в границах данной территории установлены без учета топографической ситуации на местности, накладываются на объекты недвижимости, препятствуют формированию участков, необходимых для обслуживания принадлежащих административным истцам эллингов, не соответствуют Генеральному плану МО «Светловский городской округ». Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующим со дня вступления в законную силу Постановление Правительства Калининградской области от 15 декабря 2017 года №673 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ», в части установления территориальных зон размещения объектов водного транспорта Т-3, размещения объектов автомобильного транспорта Т-1 на территории, необходимой для обслуживания эллингов №№66-69, расположенных по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ВМК «Сокол».

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5 в судебном заседании заявленные административные требования поддержал по изложенным выше основаниям и пояснил, что статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрено право собственника капитального строения на получение в собственность земельного участка, на котором он расположен. Эллинги №№66-69 не признаны незаконными постройками, право собственности административных истцов на них не оспорено. Согласно действующему Генеральному плану МО «Светловский городской округ», необходимая для обслуживания эллингов территория полностью относится к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, следовательно, наличие двух территориальных зон на этом же участке противоречит Генеральному плану. Вопрос формирования испрашиваемого участка, с учетом границ земельного участка , может быть решен путем перераспределения.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области и Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО6 полагала необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, при этом пояснила, что территория площадью 943 кв.м., на которую претендуют административные истцы? частично относится к территориям общего пользования ОО ВМК «Сокол», расположенным в границах земельного участка частично – представляет собой самовольно отсыпанный участок суши в акватории КМК, что исключает формирование земельного участка в координатах, указанных административными истцами. Как следует из письменных возражений Министерства, решением окружного Совета депутатов от 14.12.2016 г. №98 были утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования «Светловский городской округ». Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30 мая 2017 года№ 79 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в действующие правила. Копия Приказа №79 была направлена Агентством (исх. 4834 от 08.06.2017 г.) для официального опубликования и размещения на сайте муниципального образования «Светловский городской округ». Письмом Агентства от 20.06.2017 № 5196 Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Светловский городской округ» для организации и проведения публичных слушаний. Результат публичных слушаний оформлен протоколом от 02 ноября 2017 года, комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области оформлено и подписано заключение по результатам публичных слушаний по Проекту от 09 ноября 2017 года. 15 декабря 2017 года Правительством Калининградской области издано постановление № 673 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ». Земельный участок с кадастровым номером площадью 14206 кв.м. имеет вид разрешенного использования «Для размещения эллингов». Земельный участок предоставлен ОО ВМК «» на праве долгосрочной аренды. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Светловский городской округ» (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 29.06.2021 № 375) земельный участок с кадастровым номером и прилегающая к нему территория, расположены в границах функциональной зоны «Зона транспортной инфраструктуры». Зона транспортной инфраструктуры предназначена для размещения объектов автомобильного транспорта, объектов железнодорожного транспорта, объектов воздушного транспорта, объектов водного транспорта, объектов трубопроводного транспорта, объектов транспортной инфраструктуры иных видов, объектов улично-дорожной сети. Согласно ранее действовавшему генеральному плану, спорная территория была расположена в границах функциональной зоны «Зона инженерной и транспортной инфраструктуры», в границах улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Светловский городской округ», утвержденными Решением окружного Совета депутатов от 14.12.2016 года № 98 (в редакции Постановления Правительством Калининградской области от 15.12.2017 №673), земельный участок с кадастровым номером расположен в границах следующих территориальных зон: зона размещения объектов водного транспорта (индекс зоны Т-3), зона размещения объектов автомобильного транспорта (индекс зоны Т-1). В настоящее разработан проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах улицы в городе Светлый Калининградской области (далее - проект планировки). Заказчиком работ является ОО ВМК «». От собственников эллингов №№66-69 в ОО ВМК «» в Агентство поступили замечания на указанный проект планировки в части формирования отдельного земельного участка. Согласно имеющейся информации, по результатам рассмотрения обращения собственников строений №66-69 членами ОО ВМК «» принято решение о необоснованности их требований. Земельный участок на праве долгосрочной аренды принадлежит ОО ВМК «». Уставом ОО ВМК «» определен порядок выделения земельных участков - на основании решения членов Клуба. Спорный земельный участок никогда не выделялся в границах, включающих в себя строения . Кроме того, часть данной территории является местами общего пользования и не планируется ОО ВМК «2» к предоставлению кому-либо в пользование, формирование данного земельного участка будет нарушать права членов Клуба. Спорный земельный участок не предоставлялся административным истцам в пользование на каком-либо праве, строения №№66-69 изначально возведены с нарушениями градостроительных регламентов. Само по себе расположение объектов в границах территории, отнесенной к разным территориальным зонам, не может нарушить прав и законных интересов административных истцов.

Представитель административного ответчика окружной Совет депутатов МО «Светловский городской округ» ФИО7 относительно заявленных административных исковых требований возражала, указала на отсутствие полномочий на внесение изменение в оспариваемый нормативный акт.

Согласно отзыву администрации МО «Светловский городской округ», действующие территориальные зоны Т-1 и Т-3 установлены Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 15 декабря 2017 года №673. Изданию этого нормативного акта предшествовали публичные слушания, проведенные на основании постановления главы МО «Светловский городской округ» от 29 августа 2017 года №12, приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области №79 от 30 мая 2017 года. В ходе обсуждения предложений относительно границ территориальных зон Т-1 и Т-3 не поступало. В новом Генеральном плане МО «Светловский городской округ», утв. Постановления Правительства Калининградской области от 29 июня 2021 года №375 территория, необходимая для обслуживания эллингов №№66-69, находится в одной функциональной зоне. В период с 13 января 2022 года по 24 февраля 2022 года администрацией МО «Светловский городской округ» проведены общественные обсуждения проекта новой редакции Правил землепользования и застройки, разработанного в соответствии с Приказом Агентства от 21 июня 2021 года №257. В соответствии с данным проектом, прошедшим общественные обсуждения, территория, на которую претендуют административные истцы, располагается в одной территориальной зоне.

Заинтересованное лицо ОО ВМК «Сокол», будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно письменному отзыву, возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Строения №№66-69, принадлежащие административным истцам, возведены с грубыми нарушениями градостроительных норм, для регистрации права собственности на них в уполномоченные органы были представлены недостоверные сведения. Земельный участок площадью 14206 кв.м. был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен ОО ВМК «Сокол» ранее, чем истцами было начато строительство эллингов. Остальные эллинги Клуба находятся в границах земельного участка . Таким образом, невозможность формирования земельного участка для обслуживания эллингов №№66-69 обусловлена не наложением границы территориальных зон, а незаконным строительством эллингов истцами.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Правительства Калининградской области и заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области, административного ответчика окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ», заключение прокурора о необходимости в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Установлено, что 14 декабря 2016 года решением окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ» от №98 утверждены Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ» (далее – Правила).

Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30 мая 2017 года №79 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в действующие правила. Копия Приказа №79 направлена Агентством (исх. 4834 от 08.06.2017 г.) для официального опубликования и размещения на сайте муниципального образования «Светловский городской округ».

Письмом Агентства от 20.06.2017 исх. №5196 Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Светловский городской округ» для организации и проведения публичных слушаний.

Извещение о проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ» с проектом изменений опубликованы в печатном издании «Светловские вести» №34 от 31 августа 2017 года на основании постановления главы МО №12 от 29 августа 2017 года. Публичные слушания назначены на 2 ноября 2017 года.

Результат публичных слушаний оформлен протоколом от 02 ноября 2017 года, комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области оформлено и подписано заключение по результатам публичных слушаний по Проекту от 09 ноября 2017 года.

15 декабря 2017 года Правительством Калининградской области издано постановление №673 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ».

Данный нормативный акт опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 декабря 2017 года.

Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области от 15 декабря 2017 года №673 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ» принято уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой, порядок его опубликования соблюден.

Согласно актуальному Генеральному плану МО «Светловский городской округ», утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 29 июня 2021 года №375, территория площадью 943 кв.м., ограниченная на местности точками с координатами: , полностью располагается в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

ФИО3 является собственником эллинга №66 в ВМК «Сокол», расположенном в г. Светлый Калининградской области, на основании договора купли-продажи от 19 сентября 2019 года.

ФИО1 является собственником эллинга №68, общей площадью 112,6 кв.м., на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта от 1 ноября 2011 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 1 сентября 2011 года.

ФИО4 принадлежит эллинг №67, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 3 апреля 2014 года, техническим паспортом от 17 марта 2011 года.

ФИО2 является собственником эллинга №69, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 октября 2013 года, техническим паспортом, составленного 14 декабря 2007 года.

Эллинги №№66-69 представляют собой единый блок – постройку, расположенную рядом с береговой линией Калининградского морского канала.

ВМК «Сокол» располагается в границах земельного участка , площадью 14206 кв.м., расположенного по адресу: Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для размещения эллингов, находится в аренде Клуба, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно заключению кадастрового инженера, выполненному ООО «», для обслуживания блока эллингов №№66-69 требуется территория площадью 943 кв.м., ограниченная на местности точками с координатами: 1. . Указанная территория частично находится на земельном участке , причем граница этого участка располагается по блоку эллингов №№66-69.

Опрошенный в качестве специалиста в судебном заседании кадастровый инженер Б К.В., подготовивший приведенное выше заключение, пояснил, что границы территории, необходимой для обслуживания эллингов №№66-69, были установлены согласно пояснениям собственников эллингов, в том числе относительно назначения постройки площадью 7,4 кв.м., а также скважин на этой территории. Граница территориальных зон Т-1 и Т-3 совпадает с границами земельного участка .

Таким образом, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил (в действующей редакции) территория, необходимая для обслуживания блока эллингов №№66-69, располагается в двух территориальных зонах – зоне размещения объектов водного транспорта Т-3 и зоне размещения объектов автомобильного транспорта Т-1, при этом граница между зонами совпадает с границей земельного участка .

Согласно представленному стороной административных истцов техническому заключению №673-06М/2022, изготовленному ООО «Независимая экспертиза», занятая строениями площадь земельного участка территории Т1 площадью 943 кв.м. с учетом расположения хозяйственного строения (КН) и сооружений вспомогательного назначения (септики, скважина, электроснабжение) соразмерна.

Административные истцы основывают свои требования на том, что наличие двух территориальных зон на территории, ограниченной точками с координатами: , препятствует формированию в этих границах земельного участка для обслуживания здания эллингов №№66-69, что нарушает их права и законные интересы.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Право на приобретение земельных участков в собственность лицами, являющимися собственниками зданий, на них расположенных, не является безусловным.

Спорная территория, определенная заключением кадастрового инженера ООО «», частично располагается на неразграниченной муниципальной территории, частично – в границах земельного участка . Последнее обстоятельство исключает формирование земельного участка под обслуживание эллингов в границах точек с координатами: 1. Перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, и неразграниченных муниципальных земель, иному лицу, не являющемуся правообладателем этого участка, не предусмотрено законом (п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ). При таких обстоятельствах, учитывая, что граница территориальных зон совпадает с границей земельного участка , следует признать, что существующее расположение территориальных зон Т-1 и Т-3 прав и законных интересов административных истцов не нарушает, и не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Вопрос о формировании земельного участка в границах точек координатами: 1 непосредственно не является предметом рассмотрения данного дела, однако, суд полагает необходимым указать на то, что южная граница территории, на которую претендуют административные истцы (точки 6-5-3), совпадает с берегом судоходного водного объекта - Калининградского морского канала. Между тем, береговые полосы водных объектов относятся к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, часть спорной территории площадью 956 кв.м. относится к улично-дорожной сети ОО ВМК «Сокол-2», которая также относится к территориям общего пользования.

Вопреки доводу представителя административных ответчиков, оспариваемые положения Правил землепользования и застройки не противоречат Генеральному плану МО «Светлогорский городской округ».

Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Обе территориальные зоны, расположенные на территории, обозначенной на схеме как Т1 - размещения объектов водного транспорта «Т-3» и размещения объектов автомобильного транспорта «Т-1» - не изменяют назначение территории, отнесенной к функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

При таком положении дел, то есть невозможности формирования земельного участка под эллинги №№66-69 в испрашиваемых границах по другим причинам, нахождение территории, ограниченной точками с координатами , в разных территориальных зонах прав и законных интересов административных истцов не затрагивает и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Нуждаемость в территории именно в таких границах для обслуживания эллингов №№66-69 вышеизложенные выводы суда не преодолевает и основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований послужить не может.

Ввиду изложенного в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействующим нормативного правового акта Постановления Правительства Калининградской области от 15 декабря 2017 года №673 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Светловский городской округ» в части отнесения к территориальным зонам размещения объектов водного транспорта «Т-3», размещения объектов автомобильного транспорта «Т-1» на территории, ограниченной точками с координатами 1, расположенной по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ВМК «Сокол» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2022 года.

Судья Д.В. Шубин