ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1235/20 от 13.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1235/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 13 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Тумакова А.А.

при секретаре Мурей Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Триорика» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Триорика» (далее – ООО «Триорика», Общество) обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Обществу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, общей площадью от 15 000 до 35 000 кв.м., отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения общей площадью до 3 000 кв.м, автомойки, объекты капительного строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью 17 193 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым , кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 61 723 041,93 руб.

Кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости ООО «Триорика» посчитало завышенной, в связи с чем, обратилось к независимому оценщику ИП ФИО3 для определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Согласно отчету об оценке ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 41 659 000 руб.

В связи с тем, что административный истец является плательщиком земельного налога, а размер налоговых платежей зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения, ООО «Триорика» считает возможным в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Определением Брянского областного суда от 21 октября 2020 г. в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, из числа заинтересованных лиц исключены ООО «Митр Одежды», ООО «Сабвей», ООО «Электроникс», ООО «Пентал», ООО «Уран», ООО «Тея».

ООО «Триорика» просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью 17 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, общей площадью от 15 000 до 35 000 кв.м., отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения общей площадью до 3 000 кв.м, автомойки, объекты капительного строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , в размере его рыночной стоимости, равной 41 659 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

В отзыве на административный иск представитель Управления имущественных отношений Брянской области ФИО1 возражала против удовлетворения иска, поскольку установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области, однако право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала. Просила провести рассмотрение дела в отсутствие представителя Управления имущественных отношений Брянской области.

В отзыве на исковое заявление представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО1 просит отказать в удовлетворении заявленного иска, так как кадастровая стоимость указанных объекта недвижимости была установлена в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорного объекта не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Просила провести рассмотрение дела в отсутствие представителя ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».

В отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации ФИО2 указывает, что уменьшение размера кадастровой стоимости повлечет уменьшение налоговых поступлений.

Представителем административного истца ООО «Триорика» по доверенности ФИО4, представителем административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области ФИО5, поданы ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом указанные ходатайства удовлетворены.

Представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц Брянской городской администрации, ФГБУ «ФКП Росреестра», ПАО «Сбербанк России», ООО «Гранд Парк», ООО «Универмаг «Бежицкий», ООО «Четвертая высота», заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ООО «Триорика» является собственником 2619/17193 доли в праве общей долевой собственности, а также 1929/17193 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 17 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью от 15 000 до 35 000 кв.м., Отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения общей площадью до 3 000 кв.м, Автомойки, Объекты капительного строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , (сособственниками данного земельного участка являются ООО «Четвертая высота» (2471/17193 доли в праве общей долевой собственности, 213/17193 доли в праве общей долевой собственности, 2574/17193 доли в праве общей долевой собственности), ООО «Универмаг «Бежицкий» (1541/17193 доли в праве общей долевой собственности, 1891/17193 доли в праве общей долевой собственности), ООО «Гранд Парк» (588/17193 доли в праве общей долевой собственности, 945/17193 доли в праве общей долевой собственности, 1843/17193 доли в праве общей долевой собственности), ФИО6 (579/17193 доли в праве общей долевой собственности).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 61 723 041,93 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости – 1 января 2019 г. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН – 26 января 2020 г. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости – 22 ноября 2019 г. № 1498 (Приказ Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» № 1498 от 22 ноября 2019 г., порядковый – приложение № 2).

В соответствии с абз. 2,4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (абз. 4 пп. 1.1 п. 1).

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В связи с тем, что ООО «Триорика» является плательщиком земельного налога, административный истец в соответствии со ст. 391 НК РФ вправе пересчитать налоговую базу на указанный объект недвижимости.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец, оспаривая кадастровую стоимость, представило отчет ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ИП ФИО3, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 41 659 000 руб.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, указанного в административном исковом заявлении, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов административного дела, содержание представленного отчета об оценке ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ИП ФИО3, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение объекта недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объекта оценки.

Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости указанного в административном иске объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГЗУ составлен оценщиком ФИО3, который является действительным членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», включен в реестр оценщиков ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером , имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика ФИО3 застрахованы, что подтверждается полисом страхования от ДД.ММ.ГГГГ

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленного отчета о рыночной стоимости спорного объекта, доказательств иного размера рыночной стоимости объекта недвижимости не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

Таким образом, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 г. № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, с учетом исследования и анализа рынка недвижимости. Отчет основан на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, использованная информация подтверждена приложенными к отчетам документами, изложенные в них суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование. Рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена оценщиком с применением сравнительного подхода к оценке. Сравнительный подход оценщика основан на определении стоимости оцениваемой недвижимости с учетом цены продажи аналогичных объектов. Для получения стоимости объекта оценки оценщик получил достаточную по качеству и объему информацию для определения рыночной стоимости объекта в рамках сравнительного подхода.

На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО3, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «Триорика» и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка, общей площадью 17 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью от 15 000 до 35 000 кв.м., Отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения общей площадью до 3 000 кв.м, Автомойки, Объекты капительного строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , в размере его рыночной стоимости, равной 41 659 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Триорика» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 31 июля 2020 г.

Таким образом, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 31 июля 2020 г. - дату обращения административного истца в суд.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО «Триорика», устанавливает кадастровую стоимость объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Триорика», удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:

земельного участка, общей площадью 17 193 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью от 15 000 до 35 000 кв.м., Отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения общей площадью до 3 000 кв.м, Автомойки, Объекты капительного строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , в размере его рыночной стоимости, равной 41 659 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 июля 2020 г.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Брянского областного суда А.А. Тумаков