ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1236/2021 от 02.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

3a-1236/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2021 года гор. Красногорск

Московская область Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Быхановой Е.В.

при секретаре Пронине М.П.

рассмотрев в судебном заседании административное дело № За- 1236/2021 по административному иску ООО «Вторчермет НЛМК», ООО «Вторчермет НЛМК Центр» к Совету депутатов городского округа Подольск Московской области, администрации городского округа Подольск Московской области о признании недействующими в части

решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»;

постановление администрации городского округа Подольск Московской области от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»,

обязании внесения изменений в градостроительный регламент правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области,

у с т а н о в и л:

Решением Совета Депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, которыми земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> с видом разрешенного использования: под производственную базу, принадлежащий административному истцу ООО «Вторчермет НЛМК» на праве собственности, вошел в территорию комплексного устойчивого развития территории с присвоением наименования КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий».

Решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» утверждены изменения в ранее утвержденные правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск, согласно которым из градостроительного регламента территориальной зоны КУРТ-27 исключены виды разрешенного использования, позволяющие использовать земельные участки под промышленность и производственную деятельность.

В соответствии со ст. 16.1 Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» (введенной Законом Московской области от 28.12.2020 № 308/2020-ОЗ); пунктом 26 статьи 6 и подпунктом 1.71 пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования «городской округ Подольск Московской области», принятого решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.12.2015 № 9/1 (введенным решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 29.06.2021 № 11/6), постановлением администрации городского округа Подольск от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Подольск Московской области» были переутверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск в редакции, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области».

ООО «Вторчермет НЛМК», ООО «Вторчермет НЛМК Центр» обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства:

о признании недействующими решения: Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» ; решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»; постановления администрации городского округа Подольск Московской области от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» в части фрагмента карты градостроительного зонирования г.о. Подольск Московской области, устанавливающего территориальную зону КУРТ-27 применительно к территории в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

обязании внесения в градостроительный регламент правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области вида разрешенного использования, соответствующего коду 6.0 «производственная деятельность», в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, применительно к территориальной зоне, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указали, что до установления зоны КУРТ-27 и в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 41826 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ООО «Вторчермет НЛМК» имеет вид разрешенного использования «под производственную базу».

До принятия оспариваемых нормативных правовых актов на земельном участке были построены и функционируют следующие здания и сооружения: склад-ангар с УН <данные изъяты>; контрольно-пропускной пункт с УН <данные изъяты>; контрольно- пропускной пункт с УН <данные изъяты>; подъездной железнодорожный путь с УН <данные изъяты>; гаражи и караульные помещения с УН <данные изъяты>; газопровод с УН <данные изъяты> административное здание с пристройками нежилого назначения с УН <данные изъяты>. Указанные строения, находящиеся в собственности ООО «Вторчермет НЛМК» представляют собой производственные (ломозаготовительные), складские, гаражные и иные здания и сооружения, используемые административными истцами в производственной деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и (или) цветных металлов.

В соответствии с договором аренды земельного участка № <данные изъяты>, заключенным между ООО «Вторчермет НЛМК» и ООО «Вторчермет НЛМК Центр» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> передан ООО «Вторчермет НЛМК Центр» в аренду на неопределенный срок.

Основным видом экономической деятельности ООО «Вторчермет НЛМК Центр», согласно сведениям из ЕГРЮЛ является 38.32.3 «обработка отходов и лома черных металлов», что подтверждается лицензией № <данные изъяты> на осуществление заготовки, хранения, переработки реализации лома черных металлов и цветных металлов, согласно которой местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности является производственная площадка по адресу: <данные изъяты> По ранее действующим Правилам землепользования и застройки, территория земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была отнесена к производственной территориальной зоне П-4, основным видом разрешенного использования которой было «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности».

Оспариваемыми решениями Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 и № 78/3 от 27.08.2020, а также постановлением администрации г.о. Подольск Московской области от 20.08.2021 № 1113-П на административных истцов были незаконно возложены дополнительные требования о заключении соглашения о разграничении обязанностей по развитию территории, входящей в зону КУРТ-27, а также подготовке документации по планировке развиваемой территории. Кроме того, оспариваемые нормативные акты в значительной степени затрудняют ведение административными истцами производственной деятельности в соответствии с действующими ОКВЭД, так как виды разрешенного использования земельного участка установлены в градостроительных регламентах для зоны КУРТ-27 без учета фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Установленные в оспариваемых решениях и постановлении виды разрешенного использования в зоне КУРТ-27 не позволяют административным истцам полноценно осуществлять производственную деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и (или) цветных металлов.

Таким образом, правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области приняты без учета фактического землепользования, сложившейся застройки территориальной зоны КУРТ-27 и планировки территории, что нарушает положения пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 и пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; нарушают права административных истцов на ведение производственной деятельности, развитие производства, делают невозможным дальнейшее строительство и реконструкцию объектов капитального строительства производственного назначения.

Административным ответчиком Советом депутатов городского округа Подольск Московской области представлены письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что оспариваемые в части решения были приняты Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Административным ответчиком администрацией городского округа Подольск Московской области представлен письменный отзыв, в котором со ссылкой на решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.10.2021 № 15/6 «О признании утратившими силу решений Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 и Решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 просит прекратить производство по делу в части признания оспаривания решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» и решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области».

Поскольку требования в части оспаривания постановления администрации городского округа Подольск от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Подольск Московской области» не подсудны Московскому областному суду, просила передать дело по подсудности в городской суд.

По существу полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию. Принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, равно как и заключению договора либо соглашения при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей, и их реализации предшествует установление в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию. Учитывая изложенное, выделение на карте градостроительного зонирования территории КУРТ-27 является правомерным. Само по себе отнесение земельного участка административного истца к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, прав заявителя не нарушает.

От заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области поступил письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правой акт принят уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры принятия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административных истцов Болдырев Р.С. (по доверенности) на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержав заявленные требования в полном объеме. По обстоятельствам дела дополнил, что в период действия решений Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 и № 78/3 от 27.08.2020, а именно, 10.11.2020 ООО «Вторчермет НЛМК» было отказано в предоставлении государственной услуги «подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области», в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) КУРТ-27, в которой расположен земельный участок административного истца. Вышеуказанное решение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 10.11.2020 подтверждает, что решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 и № 78/3 от 27.08.2020 в части установления зоны КУРТ-27 применялись в отношении административных истцов и нарушали их права в период действия оспариваемых решений.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Подольск Московской области Архипова А.К. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Куплинова М.Н. также возражала против удовлетворения заявленного иска по доводам, приведенным в отзыве.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Подольск Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что административный истец ООО «Вторчермет НЛМК» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: <данные изъяты>

На земельном участке расположены находящиеся в собственности ООО «Вторчермет НЛМК» здания и сооружения: гаражи и караульные помещения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>; контрольно-пропускной пункт площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>; контрольно- пропускной пункт площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>; склад-ангар площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>; газопровод с кадастровым номером <данные изъяты>; подъездной железнодорожный путь с кадастровым номером <данные изъяты>; административное здание с пристройками нежилого назначения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии с договором аренды земельного участка № <данные изъяты>, заключенным между ООО «Вторчермет НЛМК» и ООО «Вторчермет НЛМК Центр» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> передан ООО «Вторчермет НЛМК Центр» в аренду на неопределенный срок.

Основным видом экономической деятельности ООО «Вторчермет НЛМК Центр», согласно сведениям из ЕГРЮЛ является 38.32.3 «обработка отходов и лома черных металлов», что подтверждается лицензией № <данные изъяты> на осуществление заготовки, хранения, переработки реализации лома черных металлов и цветных металлов, согласно которой местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности является производственная площадка по адресу: <данные изъяты>

Решением Совета Депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, которыми земельный участок с кадастровым номером 50:55:0010117:48 вошел в территорию комплексного устойчивого развития территории с присвоением наименования КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий».

Решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 утверждены изменения в ранее утвержденные правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск, согласно которым для территории зоны КУРТ-27 были внесены изменения в виды разрешенного использования земельного участка.

Решением Совета Депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, которыми на территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., установлена территориальная зона комплексного устойчивого развития территории КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий».

Решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 утверждены изменения в ранее утвержденные правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск, изменен градостроительный регламент территориальной зоны КУРТ-27, из которого исключены виды разрешенного использования, позволяющие использовать земельный участок под промышленность и производственную деятельность.

Во исполнение требований ст. 16.1 Закона МО от 07.03.2007 № 36/2007- 03 «О Генеральном плане развития Московской области (в редакции Закона МО от 28.12.2020 № 308/2020-03» 20.08.2021 постановлением администрации г.о. Подольск утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск в редакции, утвержденной решением Совета депутатов г.о. Подольск от 25.01.2018 № 43/1 с изменениями от 27.08.2020 № 78/3.

Решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области № 15/6 от 27.10.2021 решения Совета депутатов городского округа Подольск от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»; от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области признаны утратившими силу.

Определением суда от 2.12.2021 производство по делу в части оспаривания решением Совета Депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» прекращено.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Городской округ Подольск Московской области образован в соответствии с законом Московской области от 22 мая 2015 г. N 81/2015-ОЗ "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования".

Совет депутатов городского округа Подольск Московской области является представительным органом, который наделен полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области.

Согласно представленным документам, процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области была начала в 2019 году, постановлением Главы городского округа Подольск от 19.11.2019 № 343-пг были назначены общественные обсуждения по проекту «внесение изменений в правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Подольск Московской области». Заключение о результатах публичных слушаний по проекту ПЗЗ было опубликовано в выпуске печатного средства информации «Подольский рабочий» № 8 от 7.02.2020, а также размещено на официальном сайте администрации г.о. Подольск 2.02.2020.

Согласно утвержденным в ПЗЗ изменениям, для территории зоны КУРТ-27 были внесены изменения в виды разрешенного использования земельного участка; из условно-разрешенных видов использования земельных участков территории КУРТ-27 были исключены виды разрешенного использования, относящиеся к промышленной деятельности.

Решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 было опубликовано в печатном средстве массовой информации городского округа Подольск «Вестник муниципального образования «городской округ Подольск Московской области» от 3.09.2020 № 9/1», а также обнародовано на официальном сайте администрации городского округа Подольск.

Законом Московской области от 28.12.2020 года № 308/2020-ОЗ в Закон Московской области от 07.03.2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» введена статья 16.1, в соответствии с которой правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией муниципального образования Московской области (часть 1). Правила землепользования и застройки муниципальных образований подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в срок до 31 декабря 2021 года без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией (часть 2).

Согласно пункту 26 статьи 6 и подпункту 1.71 пункта 1 статьи 31 Устава муниципального образования «городской округ Подольск Московской области», принятого решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.12.2015 № 9/1 (введенным решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 29.06.2021 № 11/6, к вопросам местного значения городского округа Подольск и компетенции администрации городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Вестник муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области» от 2.09.2021 № 9/1 (стр. 41-67) и размещено на официальном сайте администрации городского округа Подольск.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131) утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.

Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 ГрК РФ, статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", статей 6, 24 Устава городского округа Подольск Московской области суд приходит к выводу, что правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме. Также установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован для всеобщего сведения и не оспаривается административными истцами по порядку его принятия и вступления в действие.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно- строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительное зонирование наряду с территориальным планированием призвано в соответствии с ГрК РФ обеспечить условия для устойчивого развития территорий.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ.

Градостроительным кодексом РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

Доводы административного истца о том, что для отнесения определенной территории к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию необходимо соблюдение условий, указанных в части 3 статьи 46.10 ГрК РФ, основаны на неверном истолковании норм материального права, поскольку статьи 46.9 и 46.10 ГрК РФ определяют порядок и условия реализации положений генеральных планов и правил землепользования и застройки в части осуществления двух видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории: по частной инициативе, то есть по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества либо на основании решения органа местного самоуправления. Обе эти модели регулируются различными правовыми нормами и предусматривают свою последовательность действий. При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

Так, согласно части 2 статьи 46.10 ГрК РФ решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Таким образом, принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, равно как и заключению договора либо соглашения при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей, и их реализации предшествует установление в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, а соблюдение требований части 3 статьи 46.10 ГрК РФ необходимо при принятии решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, но не при установлении в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному устойчивому развитию.

Правилами землепользования и застройки земельный участок административных истцов отнесен к территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории (КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий»). При этом, территориальная зона КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий» установлена при подготовке проекты правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1, по инициативе органа местного самоуправления городского округа Подольск.

Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов г.о. Подольск от 20.12.2012 № 24/2 (в редакции решения от 27.02.2020 № 69/2) земельный участок отнесен к функциональной зоне М - зоне многофункциональной смешанной застройки.

Таким образом, территориальная зона КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий» соответствует функциональности зоны и параметрам ее планируемого развития, определенным генеральным планом городского округа. В оспариваемой части правила землепользования и застройки генеральному плану не противоречат.

Положение о порядке комплексного развития территории в Московской области, утвержденное постановление Правительства МО от 17.10.2017 № 873/38, на которое ссылаются административные истцы в данном случае не применимо, поскольку данное Положение устанавливает порядок взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, заинтересованных лиц при подготовке и принятии решений о комплексном развитии территорий по инициативе органа местного самоуправления; при подготовке и принятии решений о проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территорий по инициативе органа местного самоуправления; при заключении договоров о комплексном развитии территорий, а не при подготовке документов территориального планирования.

С учетом изложенного, само по себе отнесение земельного участка истцов к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, прав административных истцов не нарушает.

Вместе с тем, в соответствии с правилами землепользования и застройки в оспариваемой редакции, градостроительный регламент территориальной зоны КУРТ-27 предусматривает в числе основных видов разрешенного использования: общественное использование объектов капитального строительства, коммунальное обслуживание, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, предпринимательство, автомобильный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории; условно-разрешенные виды: спорт; вспомогательные виды: предоставление коммунальных услуг, связь, обеспечение внутреннего правопорядка.

Земельный участок истца имеет вид разрешенного использования - под производственную базу.

Таким образом, градостроительный регламент нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Отсутствие в Классификаторе видов разрешенного использования такого вида как «под производственную базу» не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца, поскольку в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Кроме того, сведения о виде разрешенного использования «под производственную базу» внесены в кадастр недвижимости в установленном порядке, а, следовательно, пока не доказано иное, учитывая принцип достоверности сведений ЕГРН, установленный частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», признается, что спорный земельный участок имеет установленный в данном кадастре вид разрешенного использования, а значит, может и должен использоваться правообладателями согласно виду его разрешенного использования.

Принимая во внимание изложенное, установление в правилах землепользования и застройки территориальной зоны КУРТ-27, в той мере, в какой градостроительный регламент этой зоны не учитывает фактическое использование спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует требованиям градостроительного законодательства.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемые нормативные правовые акты - признанию недействующими с момента принятия в той мере, в какой градостроительный регламент этой зоны не учитывает фактическое использование спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и ограничивает осуществление производственной деятельности.

В остальной части административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку суд не наделен полномочиями вмешиваться в правотворческую деятельность органа местного самоуправления, а также возлагать на него обязанность принять нормативный правовой акт в определенной судом редакции.

Доводы административного ответчика о необходимости прекращения производства по административному иску ООО «Вторчермет НЛМК», ООО Вторчермет НЛМК Центр» об оспаривании решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» ввиду того, что оспариваемый административный истцом нормативный правовой акт признан утратившим силу, а сами правила землепользования и застройки утверждены постановлением администрации городского округа Подольск 20.08.2021 № 1113-П, отклоняются за необоснованностью.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в период действия оспариваемого решения Совета депутатов городского округа Подольск Московской области № 78/3 от 27.08.2020, а именно, 10.11.2020 решением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области административному истцу ООО «Вторчермет НЛМК» было отказано в предоставлении государственной услуги «подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области», в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) КУРТ-27, в которой расположен земельный участок административного истца.

Таким образом, поскольку в период действия оспариваемого решения его положения применялись в отношении административного истца и нарушали его права и законные интересы, производство по делу не может быть прекращено.

Вопреки доводам административного ответчика, требования в части признания недействующим постановления администрации городского округа Подольск от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Подольск Московской области», подсудны Московскому областному суду, поскольку данным постановлением приняты правила землепользования и застройки в редакции, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3; без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки; в порядке переутверждения редакции правил.

Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ООО «Вторчермет НЛМК», ООО «Вторчермет НЛМК Центр» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»; постановление администрации городского округа Подольск Московской области от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» в той мере, в какой градостроительный регламент территориальной зоны КУРТ-27 «Реновация промышленных территорий» не учитывает фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и ограничивает осуществление производственной деятельности.

В удовлетворении остальной части административного иска ООО «Вторчермет НЛМК», ООО «Вторчермет НЛМК Центр» отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальной печатном издании Совета депутатов городского округа Подольск Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2021г.