№ 3а-123/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 октября 2018 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Крылова Д.И., административных истцов ФИО1, ФИО2, представителей административных истцов ФИО3, ФИО4, представителя административного ответчика ФИО5, представителя Управления Министерства юстиции России по Республике Карелия ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 о признании решения 31 сессии IIIсозыва Совета Кондопожского городского поселения от 25 июня 2018 г. № 176 «Об Уставе Кондопожского городского поселения» недействующим,
установил:
На 31 сессии IIIсозыва Совета Кондопожского городского поселения принято решение от 25 июня 2018 г. № 176 «Об Уставе Кондопожского городского поселения», в соответствии с которым принят Устав Кондопожского городского поселения в новой редакции и признан утратившим силу принятый ранее Устав Кондопожского городского поселения (далее – Устав) с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Административные истцы обратились в суд с административным иском, указав, что поскольку ранее действовавший Устав прекращает действие после официального опубликования, а в новой редакции Устава отсутствует такой орган местного самоуправления как администрация Кондопожского городского поселения, то есть после официального опубликования произошло изменение органов местного самоуправления, что влечет не легитимность принятия администрацией Кондопожского городского поселения муниципальных актов, нарушает ихправа и законные интересыкак жителей г.Кондопога.
ФИО1, ФИО2 просят суд признать недействующим решение 31 сессии IIIсозыва Совета Кондопожского городского поселения от 25 июня 2018 г. № 176 «Об Уставе Кондопожского городского поселения», поскольку оно противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
В судебном заседании административные истцы и их представители поддержали исковые требования, по изложенным в административном иске и дополнениях к нему основаниям.Пояснили, что не оспаривают положения Устава Кондопожского городского поселения, в том числе регламентирующие изменения в структуре органов местного самоуправления и в порядке избрания Главы Кондопожского городского поселения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, полагая, что требования федерального законодательства при принятии Устава были соблюдены.
Представитель Управления Министерства юстиции России по Республике Карелия возражала против удовлетворения административного иска, считая, что Советом Кондопожского городского поселения выполнены требования федерального законодательства при принятии Устава.
Заслушав объяснения явившихся лиц,заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч.ч.1 и 4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗв целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (ч.2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Порядок принятия устава муниципального образования установлен ст.44Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии с этим порядком устав принимается представительным органом муниципального образования. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Вышеперечисленные требования федерального законодательства административным ответчиком соблюдены.
Проект Устава утвержден решением Совета Кондопожского городского поселениям от 21 мая 2018 г. № 173 и 23 мая 2018 г. опубликован в газете «Новая Кондопога» № 21 с установлением порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
14 июня 2018 г. были проведены публичные слушания.
Устав принят большинством в две трети от установленной численности депутатов Кондопожского городского поселения, решение Совета Кондопожского городского поселения от 25 июня 2018 г. № 176 подписано Главой Кондопожского городского поселения и опубликован в газете «Новая Кондопога» от 27 июня 2018 г. №26.
После проведенной Управлением Министерства юстиции России по Республике Карелияпроверки Устав включен в государственный реестр уставов муниципальных образований с присвоением ему государственного регистрационного номера (приказ от 26 июня 2018 г. №60).
Указанные обстоятельства административными истцами не оспаривались.
Таким образом, Устав принят в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований законодательства к форме и виду данного муниципального правового акта, процедуре его принятия, правилам введения в действие и опубликования.
Не находит суд нарушений при принятии Устава в новой редакции и признании ранее действовавшего Устава утратившим силу требований ч.ч.8, 8.1, 10 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ по следующим основаниям.
Установлено, что в принятый Устав внесены изменения и дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления, а также в порядок избрания выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Уставом принятым 25 июня 2018 г. полномочия администрации Кондопожского городского поселения переданы администрации Кондопожского района, а Глава Кондопожского городского поселения избирается из числа депутатов.
Данные положения Устава административные истцы также не оспаривают.
При этом административные истцы считают, что такие изменения в Устав возможны только по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования и только путем внесения изменений в ранее действующий устав, принятие нового устава с одновременным прекращением действия ранее принятого устава противоречит нормам федерального законодательства.
Суд с таким доводом не соглашается, поскольку законодательство не содержит норм, препятствующих действующему представительному органу в пределах срока полномочий, принять устав в новой редакции либо внести изменения и дополнения в действующий устав.
Федеральный закон № 131-ФЗ содержит нормы, в случае внесения таких изменений, определяющие сроки и порядок вступления в действие этих положений.
Пункты 3,4,5 оспариваемого решения такие положения содержит, они дублируют нормы Федерального закона № 131-ФЗ, имеющие прямое действие.
В соответствии с п.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечениясрока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с п.1 ч.4 и п.1 ч.5 ст.35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Нормы п.8.1 ст.44 указанного закона в данном случае неприменимы, поскольку регламентируют порядок оформления изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В рассматриваемом случае принят новый устав муниципального образования в порядке ч.10 ст.44 названного закона, в соответствии с которой изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.
Признание утратившим силу Устава поселения, предусматривавшего наличие администрации поселения, не может рассматриваться как лишающее администрацию поселения, а, следовательно, и главу данной администрации, полномочий, поскольку иное противоречило бы правовым предписаниям ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ об обязательном наличии исполнительно-распорядительного органа и возложении исполнения полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, на местную администрацию этого района, а также принципу непрерывности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, предполагающего постоянную деятельность органов местного самоуправления.
Администрация Кондопожского городского поселения и Глава Кондопожского городского поселения являются действующим исполнительно-распорядительным органом до истечения полномочий Совета Кондопожского городского поселения IIIсозыва и применяются после истечения срока полномочий действующего Главы Кондопожского городского поселения, избранного на муниципальных выборах.
Соответственно все принятые указанными органами решения признаются легитимными.
Доводы административных истцов не согласуются с нормами федерального законодательства, и не могут рассматриваться как нарушающие их права.
Таким образом, анализ правовых норм и фактические обстоятельства дела не позволяют суду согласиться с доводами административных истцов о нарушении федерального законодательства административным ответчиком при принятии Устава Кондопожского городского поселения.
В соответствии с ч.2 ст.215КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом Кондопожского городского поселения в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры, и не противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и свободы административных истцов, следовательно, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО1- отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено10 октября 2018 г.