ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-123/18 от 09.08.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 августа 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Шеине М.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Зуева А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-123/2018 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 ФИО1 к Тайшетской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии № 197/2807 от 25 июля 2018 года «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18»,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 23 июля 2018 года принято решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии (далее Тайшетский ТИК) №197/2799 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18».

25 июля 2018 года принято решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии (далее Тайшетский ТИК) №197/2807 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18».

Считает решение о регистрации кандидата ФИО2 незаконным и подлежащим отмене, поскольку решение принято с нарушением принципа равенства кандидатов, избирательных объединений. Кандидатом ФИО2 нарушены пп «в», «в.1», «в.2» «з» п.24 Федерального закона №67-ФЗ.

Указывает, что кандидат ФИО2 не тратила средства избирательного фонда на транспортные расходы, расходы по проживанию, на нотариуса, сотовую связь, аренду помещения для целей ведения предвыборной агитации. При этом она подготовила документы для выдвижения и агитации. Учитывая, что ФИО2 проживает в другом регионе, на проезд были потрачены средства без оплаты из избирательного фонда. Стоимость затрат на проезд, проживание и иные расходы административному истцу неизвестны. При этом расходы, превышающие 5-ти процентный порог сверх избирательного фонда должен быть причиной отказа в регистрации. Указывает, что кандидат ФИО2 либо несколько раз приезжала на территорию Иркутской области, либо проживала на территории Иркутской области.

Указывает, что в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата ФИО2 у нее отсутствовал документ, подтверждающий ИНН.

Указывает, в подтверждение получения документов от ФИО2 16 июля 2018 года в 11 часов 50 минут содержится информация о сдаче документов на несовершеннолетних детей в количестве: о недвижимости за границей – на 4-х листах, однако в документах избирательной комиссии присутствует 8 листов; о расходах за три года – в расписке указано о 3 листах, однако в документах присутствует 6 листов. Так же указывает на следующие нарушения. Уведомление об отсутствии счетов за границей подписано ранее даты выдвижения, что является нарушением требований законодательства. В подтверждениях подачи документов на выдвижение и регистрацию отсутствует документ – уведомление о реквизитах специального избирательного счета. Неизвестным административному истцу образом данный документ находится в документах кандидата, на документе стоит дата, указанная кандидатом, но отсутствует информация о принятии данного документа ответственным специалистом избирательной комиссии. В избирательную комиссию представлена справка о статусе безработной не заверенная надлежащим образом в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2005-ст.

Указывает, что административный ответчик должным образом не проверил вышеуказанные обстоятельства и вынес незаконное решение №197/2807 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18».

Просит суд признать незаконным и отменить решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии №197/2807 от 25 июля 2018 года «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18».

В письменных возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика ФИО3 указал, что доводы, изложенные в заявлении являются несостоятельными, а принятое Тайшетсвой избирательной комиссией решение № 197/2807 от 25 июля 2018 года «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18» является законным и обоснованным.

Поясняет, что рабочей группой по приему и проверке избирательных документов? представляемых кандидатами в окружную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 при проведении выборов были проверены все представленные кандидатом ФИО2 документы в соответствии с действующим законодательством. Замечаний по оформлению документов кандидата ФИО2 не возникало.

Поясняет, что действующим законодательством не предусмотрены затраты кандидата из избирательного фонда при выдвижении, кроме того на день регистрации кандидата сведений о проведении кандидатом предвыборной агитации, запрещенной законом, о затратах ФИО2 на проезд, сотовую связь и т.д. у комиссии не имелось. Поясняет, что у кандидата нет обязанности представлять документ, подтверждающий сведения об ИНН. Все справки кандидата представлены в полном объеме. Уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках подается на регистрацию, порядок заполнения данного документа (в том числе и проставление его даты) законом не предусмотрен, в связи с чем заявитель сам ставит дату изготовления документа и несет ответственность за достоверность отраженных в нем сведений. Уведомление о реквизитах избирательного счета предоставляется кандидатом в избирательную комиссию и носит уведомительный характер. Нарушений в отношении представленных кандидатом сведений о месте работы и роде занятий, комиссия не усмотрела.

Указывает, что основанием для отказа в регистрации может служить отсутствие необходимых документов для регистрации кандидата, который вправе не позднее чем за один день до заседания комиссии представить документы, если они оформлены с нарушением.

По итогу заседания, решение о регистрации ФИО2 было принято голосованием членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Особых мнений не было.

В связи с изложенным Тайшетская избирательная комиссия возражает против отмены решения комиссии о регистрации ФИО2.

В письменных пояснениях представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области ФИО4 возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Поясняет, что процедура выдвижения кандидата ФИО2 избирательным объединением по одномандатному округу проведена в рамках действующего законодательства. Полномочия по принятию документов на выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, их проверке, а также по принятию решения о регистрации или об отказе в регистрации данных кандидатов возложены на соответствующие окружные избирательные комиссии.

Поддерживает позицию Тайшетской избирательной комиссии, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО5, действующий на основании доверенности, указал, что административное исковое заявление подано в Иркутский областной суд с нарушением установленного законом 10-дневного срока для обжалования решения. Считает, что 10-дневный срок для обжалования оспариваемого решения истекает: 4 августа 2018 года (если исчислять сроки в соответствии с КАС РФ); 3 августа 2018 года, если использовать порядок исчисления сроков, предусмотренный ч.1 ст. 11.1 ФЗ-67. Поясняет, что административное исковое заявление предъявлено в суд 6 августа 2018 года.

Считает факт пропуска административным истцом срока на подачу административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Указывает, что в административном исковом заявлении не указаны дата и место рождения административного истца, адрес электронной почты, что является нарушением ст. 125 КАС РФ.

Считает несостоятельным довод административного истца о том, что кандидат ФИО6 не тратила средства избирательного фонда на понесенные расходы перед выдвижением в кандидаты и при регистрации кандидатом. Поясняет, что административный истец действительно проживает в другом субъекте РФ и приезжала в г. Тайшет Иркутской области только для подачи документов на выдвижение и регистрацию. В связи с тем, что специальный избирательный счет открывается только после подачи документов на выдвижение и выдачи избирательной комиссией соответствующего разрешения, ФИО2 объективно не могла оплатить расходы на проезд к месту выдвижения и обратно, а также на изготовление необходимого комплекта документов для выдвижения и регистрации. Билеты и города Волхов ленинградской области (место проживания кандидата) до города Тайшета Иркутской области и обратно приобретались еще до 16 июля 2018 года (дата выдвижения кандидата). Документы для ФИО2 были подготовлены специалистом объединения «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» еще до ее выдвижения в качестве кандидата и, следовательно, их изготовление не могло и не должно было оплачиваться из средств избирательного фонда. На территории города Тайшета и Тайшетского района ФИО2 не проживала.

Считает несостоятельным довод о том, что ФИО2 не оплачивала сотовую связь из средств собственного избирательного фонда, так как закон не возлагает обязанность оплачивать затраты кандидата на пользование личным телефоном в период избирательной компании. Доказательств того, что ФИО2 использует личный телефон для целей агитации административным истцом не представлено. До принятия решения о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты, ФИО2 не собиралась вести какую-либо агитацию.

Поясняет, что законодательство требует от кандидатов указывать в заявлении о согласии баллотироваться и других документах ИНН, а не реквизиты свидетельства об этом. Считает не состоятельным довод о том, что ФИО2 в заявлении не указаны сведения о квалификации. Довод о наличии неучтенных в подтверждении получения от ФИО2 экземпляров документов считает необоснованным, свидетельствующим о злоупотреблении истцом своими процессуальными правами. Поясняет, что законодательством не регламентируется дата подписания уведомления кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами ранее даты выдвижения.

Довод о том, что при подаче документов на регистрацию отсутствовало уведомление о реквизитах специального избирательного счета, не имеет значения, поскольку данный документ может быть подан кандидатом обособленно. Считает, что указанный административным истцом порядок заверения копии трудовой книжки в данном случае не применим, поскольку ФИО6 являлась безработной.

В связи с изложенным просит в удовлетворении требований, изложенных в административном исковом заявлении ФИО1 отказать.

Административный истец кандидат в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 ФИО1, ответчик Тайшетская избирательная комиссия, заинтересованные лица: кандидат в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 ФИО2, представитель Избирательной комиссии Иркутской области ФИО4, Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Иркутской области, Региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители указанных лиц в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.

На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц? участвующих в деле.

Исследовав материалы дела Иркутский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу, а так же в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течении десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Из материалов дела следует, что решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2018 года №197/2799 административный истец ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18

Следовательно, ФИО1 вправе обжаловать решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2018 года №197/2807 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18.

Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 163-ОЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных участков для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» утверждена схема границ избирательного участка № 18.

Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года № 632-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва» на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва. Указанное постановление опубликовано в общественно-политической газете «Областная» № 61 (1818) 8 июня 2018 года.

Из содержания пункта 8 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются Федеральным законом №67-ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии (пункт 1 статьи 25 Федерального закона №67-ФЗ).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области №7/78 от 9 апреля 2013 года «О формировании Тайшетской территориальной избирательной комиссии» сформирована Тайшетская территориальная избирательная комиссия.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года № 187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию.

Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов законодательного собрания Иркутской области» (в редакции от 12.07.2018 №54-ОЗ) соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема документов? необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата? областного списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При одновременной регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и в составе областного списка кандидатов, в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован так же в составе областного списка кандидатов. В решении соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, областного списка кандидатов указываются дата и время регистрации.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пп «в», «в.1», «в.2», «з»., п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа кандидата в регистрации являются в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации так же сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; использование кандидатом при финансировании избирательной компании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Аналогичные положения содержатся в п.7 ст. 41 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

При рассмотрении и разрешении данного административного дела судом таких оснований не установлено.

Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию? организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон о политических партиях), соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком (подпункт «е» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно пункту 2 и подпункту «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом после поступления в нее в письменной форме заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, паспортные данные, ИНН, гражданство, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом.

Вместе с заявлением представляются: заверенная копия паспорта, заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятия), а так же о том, что кандидат является депутатом, сведения о размере и источниках дохода кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящимся за пределами территории Российской федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество? об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по сделкам, совершенным в течение последних трех лет, если сумма сделок превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года (подпункты 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Исходя из положений статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 18-ОЗ) следует, что решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам объединением принимается на съезде политической партии (конференции или общем собрании ее регионального отделения) в соответствии с Федеральным законом о политических партиях и Уставом политической партии. В случаях, предусмотренных Федеральным законом о политических партиях, выдвижение кандидатов осуществляется соответствующими органами политических партий, их региональных отделений.

Решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом о политических партиях, - коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом политической партии), в котором должны быть указаны решение о выдвижении кандидатов и итого голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 выдвинута кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 избирательным объединением - «РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ», что подтверждается решением Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Иркутской области от 11 июля 2018 года «О выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания в Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам на выборах, назначенных на 9 сентября 2018 года», Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13 июля 2018 года №12/130 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» по одномандатным избирательным округам, которое представлено Избирательной комиссией Иркутской области вместе с заявлением ФИО2 о согласии баллотироваться в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №17.

Судом установлено, что ФИО2 представила все предусмотренные законом документы в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию, данное обстоятельство подтверждается Подтверждением получения документов окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного № 18 по выборам депутатов законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва о выдвижении избирательным объединением кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 от 16 июля 2018 года.

25 июля 2018 года Тайшетской территориальной избирательной комиссии (далее Тайшетский ТИК) принято решение №197/2807 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18».

Таким образом, необходимая процедура Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Иркутской области при выдвижении списка кандидатов (в том числе ФИО2), процедура регистрации кандидата ФИО2 в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Тайшетской территориальной избирательной комиссии соблюдены.

Утверждение административного истца о том, что кандидат ФИО2 не тратила средства избирательного фонда на транспортные расходы, расходы по проживанию, на нотариуса, сотовую связь, аренду помещения для целей ведения предвыборной агитации, подготовив при этом документы для выдвижения и агитации? стоимость затрат на проезд, проживание судом отклоняются, поскольку доказательств, подтверждающих факт несения указанных расходов и их размер материалы дела не содержат. Доказательств, подтверждающих ведение ФИО2 предвыборной агитации в материалы дела не представлено.

Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <...>. Вместе с тем, сведений о том, что ФИО2 проживала на территории Иркутской области и несла расходы в связи с проживанием, материалы дела также не содержат.

Довод административного искового заявления о том, что в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата ФИО2 у нее отсутствовал документ, подтверждающий ИНН, не имеет правового значения, так как представление данного документа не является обязательным.

Указание в административном исковом заявлении на то обстоятельство, что в подтверждение получения документов от ФИО2 16 июля 2018 года в 11 часов 50 минут содержится информация о сдаче документов на несовершеннолетних детей, о недвижимости за границей – на 4-х листах, однако в документах избирательной комиссии присутствует 8 листов; о расходах за три года – в расписке указано о 3 листах, однако в документах присутствует 6 листов, судом не принимается во внимание, как противоречащее фактическим обстоятельствам дела. В подтверждении получения документов окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного № 18 по выборам депутатов законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва о выдвижении избирательным объединением кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 от 16 июля 2018 года указано, что от кандидата в депутаты ФИО2 приняты, в том числе следующие документы: сведения о принадлежащем кандидату, супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящимся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество в отношении несовершеннолетних детей представлены в количестве 2 штук на 4 листах (всего 8 листов); сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акции в отношении несовершеннолетних детей представлены в количестве 2 штук на 3 листах (всего 6 листов).

Довод административного искового заявления о том, что уведомление об отсутствии счетов за границей подписано ранее даты выдвижения, что является нарушением требований законодательства – не влияет на законность регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты. Довод административного искового заявления о том, что в подтверждениях подачи документов на выдвижение и регистрацию отсутствует документ – уведомление о реквизитах специального избирательного счета является необоснованным, поскольку согласно п. 6 ст. 62 Закона Иркутской области №18-ОЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах ПАО «Сбербанк России». Разрешение на открытие специального счета было выдано Тайшетской территориальной избирательной комиссией 16 июл 2018 года № 1-14/173.

Утверждение административного истца о том, что справка о статусе безработной не заверена надлежащим образом в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 года №2005-ст судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм материального права, поскольку законодательство о выборах, в частности пп «б» п.2.2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ не содержит прямого указания на вид документа, представляемого в подтверждение статуса безработной.

Довод, приведенный в возражениях представителя заинтересованного лица о пропуске срока обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ошибочным, поскольку согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, в связи с чем, десятидневный срок подачи административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии истекал 1 августа 2018 года и именно в этот день административное исковое заявление сдано административным истцом в организацию почтовой связи.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) являются законными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 ФИО1 к Тайшетской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии № 197/2807 от 25.07.2018 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Иркутского областного суда Н.М. Усова