ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-123/18 от 16.07.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-123/2018

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июля 2018 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.Г.Лыткиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Хабаровского края о признании недействующим раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.8, абзаца второго пункта 2.11, слов «в течение пяти рабочих дней» в абзаце первом пункта 2.7, слов «в течение десяти рабочих дней» в пункте 2.10 и абзаце первом пункта 2.11,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр, опубликованном 17.02.2017 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр (пунктом 2), опубликованном 19.01.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, внесены изменения в Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр. Некоторые пункты Порядка и условий изменены или изложены в иной редакции.

Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу раздел 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.8, абзаца второго пункта 2.11, слов «в течение пяти рабочих дней» в абзаце первом пункта 2.7, слов «в течение десяти рабочих дней» в пункте 2.10 и абзаце первом пункта 2.11.

В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Азарова Е.В. заявленные требования поддержал. Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца сослался на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям статей 6, 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходными обязательствами, как указано в абзаце 20 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Из содержания пункта 1 и абзацев второго – пятого пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производителя» предусмотрено (пунктом 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой, на региональном уровне осуществляется финансирование её подпрограмм и основных мероприятий. Для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" планируется реализовать следующие мероприятия: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на реализуемую продукцию животноводства (на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего и первого сорта).

В пункте 1.1 постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2016 года № 9, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08. 2012 года № 277-пр. Источниками финансового обеспечения субсидий являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые краевому бюджету в порядке, предусмотренном Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусмотренными приложением № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 (пункт 1.5 постановления).

Поэтому нельзя считать законным и соответствующим указанным положениям федерального законодательства и закона Хабаровского края, подпункт 5 пункта 2.8 раздела 2 постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), которым предусмотрена возможность отказать в предоставлении субсидии по причине отсутствия бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий.

В абзаце втором пункта 3.11 оспариваемого Постановления указано, что после поступления в министерство подписанного заявителем соглашения, министерство принимает решение о предоставлении заявителю субсидии. Прокурор считает, что в этой части Постановление противоречит абзацам второму и третьему пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

Оспариваемое Постановление, в части слов «в течение пяти рабочих дней» в абзаце первом пункта 2.7, слов «в течение 10 рабочих дней» в пункте 2.10 и в абзаце первом пункта 2.11, не соответствует положениям абзаца второго пункта 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг», определяющего общие требования к нормативным правовым актам, определяющим условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам» (далее по тексту – Общие требования).

Общими требованиями определено, что нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, должен устанавливать условия и порядок предоставления субсидий, в том числе: порядок и сроки рассмотрения документов о предоставлении субсидий; условия и порядок заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидии; сроки (периодичность) перечисления субсидии. При этом, если правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, не содержит требование последующего подтверждения использования полученных средств получателем субсидии, то срок перечисления субсидии после принятия по результатам рассмотрения документов решения о перечислении субсидии, не может превышать десяти рабочих дней (абзац второй пункта 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887).

Совокупность сроков, установленных в абзаце первом пункта 2.7, в пункте 2.10 и в абзаце первом пункта 2.11, для направления заявителю проекта соглашения о предоставлении субсидии, для подписания заявителем соглашения, и для принятия решения о перечислении субсидии после поступления подписанного заявителем соглашения, значительно превышает установленный Общими требованиями десятидневный срок для перечисления субсидии, поэтому указанные положения оспариваемого постановления нельзя считать законными.

Представитель административного ответчика Чагай А.О. (доверенность от 04.12.2017 года № 12.3.57-34845 сроком действия по 31.12.2018 года) предъявленные прокурором требования не признал, ссылаясь на то, что постановление Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), соответствует федеральному закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим бюджетные правоотношения. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Такие требования к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы предоставления субсидий, закреплены в постановлении Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887, утвердившего Общие требований к нормативным актам. Так в подпункте «б» пункта 2, подпункте «в» пункта 4 Общих требований указано, что такие нормативные правовые акты должны предусматривать основания для отказа в предоставлении субсидии. Перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии приведен в подпункте «в» пункта 4 Общих требований, он не является исчерпывающим. Поскольку федеральный законодатель не ограничил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в их праве определять основания для отказа в предоставлении субсидии, то содержание подпункта 5 пункта 2.8 не противоречит нормам федерального законодательства, а является формой реализации исполнительного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий. В соответствии с положениями статей 161, 162 и 219 Бюджетного кодекса РФ в предоставлении субсидии может быть отказано в случае, если предусмотренные на эти цели в бюджете на очередной финансовый год, денежные средства закончились.

Содержание абзацев первого и второго пункта 9 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887, указывает на то, что десятидневный срок на перечисление субсидии исчисляется с момента принятия главным распорядителем решения о предоставлении субсидии (которое в свою очередь принимается по итогам рассмотрения предъявленных заявителем документов). Поэтому установленный пунктом 2.11 постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр) срок для принятия решения о предоставлении субсидии после поступления подписанного заявителем соглашения, не противоречат указанным положениям. Установленные пунктами 2.10 и 2.11 сроки для рассмотрения поступивших документов и подписания заявителем направленного ему соглашения о предоставлении субсидии, не противоречат приведенным положениям Общих требований, поскольку ими не установлены сроки для проверки документов и подписания соглашения, которое является правовым основанием для проведения государственного финансового контроля.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.

В статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» указано, что основными целями государственной аграрной политики являются: 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Государственная аграрная политика основывается, в том числе, на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 год (далее по тексту Государственная программа). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рекомендовано учитывать положения Государственной программы.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (приложение 8 Государственной программе, далее по тексту - Правила), устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, а также цели и условия предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии и распределения субсидии между субъектами Российской Федерации.

В Правилах (пункт 2) указано, что субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией муниципальных программ и (или) государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока.

В пункте 5 Правил указано, что субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, и включающего перечень следующих документов, необходимых для получения средств: а) заявление о предоставлении средств; б) расчет размера средств, причитающихся сельскохозяйственному товаропроизводителю; в) сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья коров и (или) коз на 1-е число периода, заявленного для предоставления субсидии; г) сведения об объемах производства молока, объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (ежеквартально); д) сведения о молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году; е) реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный для предоставления субсидии.

Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производителя» предусмотрено (пунктом 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой на региональном уровне осуществляется финансирование её подпрограмм и основных мероприятий. Для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" планируется реализовать следующие мероприятия: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на реализуемую продукцию животноводства (на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего и первого сорта).

Постановление Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 43-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр) принято в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусмотренными приложением № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717, в целях реализации Закона Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр.

Этим постановлением утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.

В пунктах 1.3, 1.4, 1.5 постановление Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр указано, что субсидии предоставляются министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в целях возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (иди) козьего молока собственного производства (в физическом весе), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в текущем финансовом году в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета для предоставления субсидий. Источниками финансового обеспечения субсидий являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые краевому бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусмотренными приложением № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации,

Бюджетный кодекс РФ (абзацы двадцатый, двадцать первый, двадцать второй статьи 6) определяет, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Бюджетные обязательства являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Публичными обязательства являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: -принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; -принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ).

Ка указано в части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1)из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2013 года № 162-пр, Правительство края составляет проект краевого бюджета, рассматривая при этом результаты отбора государственных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, проведенного комиссией Правительства Хабаровского края по стратегическому развитию, отбору государственных программ и проектов. Принимает решение о включении в проект закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств, устанавливаемых программами, а также на исполнение принимаемых расходных обязательств, не планируемых к включению в программы. Рассматривает основные характеристики краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Рассматривает сводные сведения о предложениях органов исполнительной власти края по объемам бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в разрезе программ с учетом решений, принятых по итогам проведения согласительных совещаний с органами исполнительной власти края, и результатов оценки эффективности реализации программ, осуществляет отбор программ, планируемых к финансированию в очередном году и плановом периоде.

Приведенные положения правовых норм, в их совокупности, позволяют сделать вывод, что принимая на себя обязательства предоставлять сельскохозяйственным производителям Хабаровского края субсидии из краевого бюджета на возмещение затрат сельскохозяйственных производителей на реализованное и (или) отгруженное на собственную переработку молоко собственного производства в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства» государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2010 годы» Правительство Хабаровского края - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края, составляющий проект бюджета края, обязано предусматривать бюджетные ассигнования для реализации постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр «Об утверждении порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве».

Поэтому основание к отказу в предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2.8 раздела 2 постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от19.01.2018 года № 9-пр), - «отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий» нельзя признать законным, так как оно позволяет не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, что противоречит положениям статей 78, 85 Бюджетного кодекса РФ.

Суд не соглашается с позицией представителя Правительства Хабаровского края о том, что положения подпункта 5 пункта 2.8 оспариваемого постановления предоставляют министерству право отказать в предоставлении субсидии в случае недостаточности предусмотренных в законе о краевом бюджете бюджетных ассигнований, согласуется с положениями статей 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, которыми установлено, что получатель бюджетных средств - орган государственной власти, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, принимает на себя бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований. Такая позиция, по мнению суда, не согласуется с положениями статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.

В статье 179 Бюджетного кодекса РФ указано, что государственные программы субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По каждой государственной программе субъекта Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Таким образом, составляя проект краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Правительство Хабаровского края обязано провести оценку эффективности реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскогохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы» и подготовить заключение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы. Решения о прекращении или об изменении ранее утвержденной государственной программы Правительством Хабаровского края до настоящего времени не принято.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с Общими требованиями (пункты 2, 4) нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат: а) общие положения о предоставлении субсидий; б) условия и порядок предоставления субсидий. При определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам; б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств предоставленных документов; д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии; и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;

В соответствии с пунктом 9 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2-6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им представленных для получения субсидии документов, в сроки, установленные для их рассмотрения.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от19.01.2018 года № 9-пр) определено, что субсидии из краевого бюджета Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются при условии наличия документально подтвержденных затрат на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства (пункт 2.1). После окончания срока предоставления документов (ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявитель реализовал и (или) отгрузил нам собственную переработку молоко) министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края в течение 10 рабочих дней рассматривает представленные документы, и по результатам их рассмотрения: направляет заявителю проект соглашения (если отсутствуют основания к отказу в предоставлении субсидии) для подписания и размещает на официальном сайте министерства информацию о направлении заявителю соглашения для подписания; в случае наличия оснований для отказа принимает решение об отказе в предоставлении субсидии (пункты 2.4, 2.6(1), 2.7).

Таким образом, направление заявителю проекта соглашения для его подписания и размещение на официальном сайте министерства соответствующей информации, свидетельствует о принятии министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края по результатам рассмотрения представленных документов решения о предоставлении субсидии. Не направление такого соглашения заявителю является следствием принятия решения об отказе заявителю в предоставлении субсидии.

Так как субсидия, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), предоставляется в прядке возмещения понесенных затрат, то, как указано в пункте 9 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887, она должны быть перечислена на счет получателя субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия положительного решения о предоставлении субсидии (принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных для получения субсидии, к которым соглашение не относится).

Анализируя в системе приведенные положения Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887, суд считает, что сроки, установленные постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр) - абзацем первым пункта 2.7 срок «пять рабочих дня», в течение которых министерство, по результатам рассмотрения поступивших для выплаты субсидии документов, направляет соглашение для подписания или принимает решение об отказе; установленный пунктом 2.10. срок «в течение 10 рабочих дней» для подписания заявителю соглашения и представления его в министерство; установленный абзацем первым пункта 2.11 срок «в течение 10 рабочих дней» после поступления в министерство подписанного соглашения, министерство принимает решение о предоставлении субсидии», нельзя признать законными. Суммарная продолжительность указанных сроков выходит за пределы срока, установленного пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887 для перечисления субсидии после принятия решения о её предоставлении.

Проанализировав в совокупности положения пункта 2.6(1) и абзаца второго пункта 2.11 постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), предусматривающего, что «В случае поступления в министерство соглашения, подписанного руководителем заявителя, министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления соглашения: принимает решение о предоставлении заявителю субсидии», суд считает, что абзац второй пункта 2.11 разрешает органу, принявшему решение о предоставлении субсидии и направившему соглашения заявителю для подписания, пересмотреть свое решение после получения подписанного соглашения, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года № 887.

Поскольку в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а оспариваемые административным истцом положения противоречат федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, признает требование заявителя обоснованным, и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод представителя Правительства Хабаровского края о том, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, поэтому он распоряжается этим правом в зависимости от наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств суд находит несостоятельным и не принимает во внимание.

Принимая Закон Хабаровского края от 26.07.2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производителя», в котором предусмотрено право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов), и утверждая Программу Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы" (постановление Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года № 277-пр), субъект Российской Федерации – Хабаровский край, принял на себя расходные обязательства, исполнение которых должно быть обеспечено наличием бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год в бюджете Хабаровского края.

Довод Правительства Хабаровского края о том, что отсутствие сроков для подписания заявителем соглашения, не позволяет принять решение о предоставлении субсидии и перечислить денежные средства, так как, подписывая соглашение, заявитель дает согласие на проведение проверок по использованию субсидии, суд признает несостоятельным.

Как указано в постановление Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), для получения субсидии необходимо представить документы, подтверждающие затраты на реализацию и (или отгрузку на собственную переработку молока собственного производства (пункт 2.1). В случае нарушения заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии получатель субсидии обязан возвратить полученные средства в течение десяти дней со дня получения требования ((пункты 4.5 – 4.8). Таким образом, дополнительного соглашения для проверки цели, на которые использована субсидия, не требуется. Ответственность за нарушение порядка и условий получения субсидии и возврата денежных средств определены.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Хабаровского края удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу раздел 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 года № 34-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года № 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.8, абзаца второго пункта 2.11, слов «в течение пяти рабочих дней» в абзаце первом пункта 2.7, слов «в течение десяти рабочих дней» в пункте 2.10 и абзаце первом пункта 2.11.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Мотивированное решение (решение в окончательной форме) составлено 20 июля 2018 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская