ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-123/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000260-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Никифоровой Е.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Новокручининское» ФИО1,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,
представителя заинтересованного лица администрации городского поселения «Новокручининское» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новокручининское» о признании недействующими приложений № 1, № 2, № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы»,
установил:
26 июня 2020 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) принят приказ № 99-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы» (далее также – Приказ № 99-НПА).
Приложением № 1 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020-2024 годы.
Приложением № 2 к Приказу № 99-НПА установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020-2024 годы.
Приложением № 3 к Приказу № 99-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального района «Читинский район», с использованием метода индексации установленных тарифов на 2020-2024 годы.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 июня 2020 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Новокручининское» (далее – ООО «Новокручининское») посредством представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь с учетом уточнений на следующее. В нарушение положений пунктов 3, 3.8 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», части 12.1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 25, 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, РСТ Забайкальского края неправомерно уменьшила размер базового уровня операционных расходов на теплоснабжение по котельным, расположенным по адресам: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Заводская, 1, стр. 1; пер. Фабричный, 1, стр. 1; ст. Новая, ул. Энергетиков, установленного концессионным соглашением от 15 октября 2019 года № 1, а соответственно и минимальный объем необходимой валовой выручки.
Кроме того, условиями концессионного соглашения для котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Комсомольская, 3, стр. 2, пом. 1, с 2019 года предусмотрен нерегулируемый тариф. Однако орган регулирования в нарушение пункта 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 5.2, 5.5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения необоснованно установил тариф для данной котельной, в которой используются котел марки КВТ -1,2 и котел марки КВТ - 0,245 в количестве 2 шт, мощность которых с учетом переводного коэффициента составляет менее 10 Гкал/час, при том, что заявление на установление тарифа, а также необходимого пакета документов для установления тарифа организацией не подавалось.
По мнению административного истца, при принятии оспариваемого приказа административным ответчиком также нарушены положения пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, поскольку в расчет необходимой валовой выручки не включены расходы по арендной плате по договорам аренды земельных участков, заключенных на срок действия концессионных соглашений.
Названные обстоятельства существенно нарушают права и законные интересы административного истца, так как тарифы на тепловую энергию, установленные ниже экономически обоснованных, не возмещают расходов и не обеспечивают прибыль общества, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов теплоснабжения.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице руководителя ФИО4 в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что согласно пункту 96(10) Правил регулирования тарифов срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования составляет не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев. Однако концессионное соглашение было заключено спустя год после согласования предельных долгосрочных параметров регулирования в январе 2020 года и представлено в РСТ Забайкальского края только 4 июня 2020 года. С учетом положений пункта 20 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при формировании тарифа на тепловую энергию были учтены расходы, которые полностью отражают фактические затраты административного истца. Тариф на котельную ст. Новая установлен правомерно, поскольку исходя из схемы теплоснабжения, данная котельная имеет присоединения к нескольким теплопотребляющим установкам нескольких потребителей. При этом в расчет необходимой валовой выручки не принят в полном объем размер арендной платы на земельные участки в связи с тем, что затраты на оплату арендной платы ООО «Новокручининское» не распределены между оказываемыми услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения «Новокручининское» ФИО3 в представленном письменном отзыве административное исковое заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель ООО «Новокручининское» ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнении и дополнениях к ним.
Представитель РСТ Забайкальского края ФИО2 административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, дав пояснения, аналогичные в письменном отзыве РСТ Забайкальского края.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения «Новокручининское» ФИО3 административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Губернатора Забайкальского края ФИО5 до объявленного в судебном заседании перерыва административное исковое заявление полагала не подлежащим удовлетворению, поддержав в целом позицию РСТ Забайкальского края.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено при указанной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее – Правила установления долгосрочных параметров регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 26 июня 2020 года № 99-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы с календарной разбивкой, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов.
Приказ РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 38), с учетом экспертного заключения об установлении тарифов (л.д. 115-127, 128-146 т. 1), официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 июня 2020 года (л.д. 112-114 т. 1.).
Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
В оспариваемом административным истцом приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» на 2020 - 2024 годы с календарной разбивкой. Так, тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили: с 01 июля по 31 декабря 2020 года – 3 713,85 и 1 872,06 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2021 года – 3 713,85 и 1 872,06 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года – 3 940,85 и 1 952,56 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2022 года – 3 937,89 и 1 952,56 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года – 3 937,89 и 2 036,52 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2023 года – 3 937,89 и 2 036,52 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2023 года – 4 237,41 и 2 124,09 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2024 года – 4 198,50 и 2 124,09 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2024 года – 4 198,50 и 2 215,43 руб./Гкал.
В приложении № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы с календарной разбивкой, от объектов, расположенных по адресам: ул. Комсомольская, дом 3, строение 2, помещение 1; ул. Заводская, 1а, строение 1; переулок Фабричный, 1, строение 1; от объектов, расположенных по адресу: ст. Новая, ул. Энергетиков.
В приложении № 3 к приказу РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального района «Читинский район», с использованием метода индексации установленных тарифов на 2020 - 2024 годы, в соответствии с которым базовый уровень операционных расходов на 2020 год установлен:
для котельной, расположенной по адресу: ул. Комсомольская, д.3, стр. 2, пом. 1, в размере 4 863,41 тыс.руб.;
для котельных, расположенных по адресам: ул. Заводская, 1а, стр. 1; переулок Фабричный, 1, стр. 1; ст. Новая, ул. Энергетиков, в размере 15 339,08 тыс.руб.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе методом индексации установленных тарифов (часть 1 статьи 9). Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9).
Согласно части 2.2 статьи 9 Закона о теплоснабжении в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов или по концессионному соглашению, орган регулирования принимает решение о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего методу, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или договором аренды, объектом которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных частью 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Частью 6.6 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что решение об изменении установленных долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и решение об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что влечет за собой недополученные доходы, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и подлежащие в обязательном порядке возмещению в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи, принимаются при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Новокручининское» осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии, поставку технической воды в целях обеспечения бесперебойного, надежного и безопасного теплоснабжения потребителям городского поселения «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края с использованием объектов теплоснабжения, переданных обществу на основании концессионного соглашения от 15 октября 2019 года № 1 (далее – Концессионное соглашение № 1), заключенного с городским поселением «Новокручининское» Забайкальского края в лице главы администрации городского поселения «Новокручининское» (концедент) и Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края. Срок действия концессионного соглашения составляет пять лет с даты его заключения. Концессионное соглашение заключено с ООО «Новокручининское» как с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (л.д. 30-48 т. 1).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 настоящей статьи и статьей 42 настоящего Федерального закона существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, показатели энергосбережения, энергетической эффективности и иные долгосрочные параметры такого регулирования, определенные основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 12 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся в том числе базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).
Базовый уровень операционных расходов – это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования. Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов (пункт 59 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 96(1) Правил регулирования тарифов орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 96(4) настоящих Правил.
Как установлено в пункте 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, орган регулирования при расчете тарифов применяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера или арендатора, установленные концессионным соглашением или договором аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением.
В соответствии с разделом 8 Концессионного соглашения № 1, заключенного с ООО «Новокручининское», регулирование тарифов на оказываемые концессионером услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на оказываемые концессионером услуги, согласованные с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, осуществляющей регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложениях № 5 к настоящему соглашению.
Забайкальский край, участвующий в настоящем соглашении, несет, в том числе обязанность по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных настоящим соглашением (раздел 9 Концессионного соглашения № 1).
В приложении № 5 к Концессионному соглашению № 1 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов теплоснабжения: базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, показатели энергосбережения и энергетической эффективности.
Базовый уровень операционных расходов на теплоснабжение «Новая» составил на 2018 год 4 854,93 тыс. руб., с 2019 года – тариф нерегулируемый с 2019 года.
Базовый уровень операционных расходов на теплоснабжение «Кручина», «Фабричная», «Энергетиков» составил на 2018 год 18 298,95 тыс.руб., 2019 год – 18 334,19 тыс.руб., 2020 год – 18 876,89 тыс.руб., 2021 год – 19 435,64 тыс.руб., 2022 год – 20 010,94 тыс.руб., 2023 год – 20 603,26 тыс.руб. (л.д. 44 т. 1).
Долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Новокручининское» и метод регулирования тарифов при заключении концессионного соглашения в установленном Правилами регулирования тарифов порядке были согласованы с РСТ Забайкальского края, что подтверждается письмами РСТ Забайкальского края от 20 сентября 2018 года № 03/4477, от 17 октября 2018 года № 03/5024, от 2 ноября 2018 года № 03/5463, содержащими значения долгосрочных параметров регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов на 2018-2023 годы в отношении объектов теплоснабжения, расположенных по адресу: Забайкальский край, Читинский район, ст. Новая, котельная «Энергетиков»; Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, котельная «Кручина»; Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, котельная «Фабричная» (л.д. 197-200 т. 1), и отдельно в отношении объекта теплоснабжения, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Комсомольская, д. 3, на 2018 год (л.д. 21-25 т. 2).
Как следует из оспариваемого приказа РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА и экспертного заключения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район», на 2020 - 2024 годы, расчет тарифов произведен с применением метода индексации установленных тарифов, базовый уровень операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования определен с применением метода экономически обоснованных расходов, что соответствует Правилам установления долгосрочных параметров регулирования.
Вместе с тем размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования 2020 год составил для котельных «Энергетиков», «Кручина», «Фабричная» 15 339 078 руб. (л.д. 111, 137, 140-141 т. 1), то есть в ином размере, чем предусмотрено Концессионным соглашением № 1 (18 876,89 тыс.руб.); для котельной «Новая» (Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Комсомольская, д. 3) – 4 863 407 руб. (л.д. 110, 137 т. 1), при том, что Концессионным соглашением № 1 с 2019 года предусмотрен нерегулируемый тариф.
В силу пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями. При этом экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Между тем каких-либо сведений о размере базового уровня операционных расходов, относящегося к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов), установленного в Концессионном соглашении № 1 и согласованного РСТ Забайкальского края, о необоснованности расчета ранее согласованного размера операционных расходов и их изменении ни экспертное заключение, ни выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 38 не содержат.
При этом из экспертного заключения усматривается, что при установлении тарифов удельный расход условного топлива, а также величины технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям приняты органом регулирования в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования (приложение № 5 Концессионного соглашения от 15.10.2019 года) (л.д. 128-129 т. 1).
В соответствии с абзацем третьим пункта 51 Основ ценообразования, в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).
Как установлено судом, соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионного соглашения достигнуто не было, предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном в разделе X Правил регулирования тарифов, РСТ Забайкальского края не представляла.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что определение долгосрочных параметров регулирования тарифов в части расчета базового уровня операционных расходов, установленного концессионным соглашением и согласованного органом регулирования тарифов, произведено РСТ Забайкальского края в нарушение вышеприведенных правил установления тарифов в том случае, когда долгосрочные параметры регулирования тарифов установлены концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».
Доводы РСТ Забайкальского края о том, что концессионное соглашение было заключено спустя год после согласования предельных долгосрочных параметров регулирования и представлено в РСТ Забайкальского края только в июне 2020 года, что не соответствует положениям пункта 96(10) Правил регулирования тарифов, не свидетельствуют о правомерности установления базового уровня операционных расходов в ином размере, чем предусмотрено условиями концессионного соглашения. Как указывалось выше, Концессионное соглашение № 1 заключено 15 октября 2019 года, подписано главой администрации городского поселения «Новокручининское», Губернатором Забайкальского края и ООО «Новокручининское», зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 31 января 2020 года (л.д. 30-48 т. 1). При этом стороны концессионного соглашения приняли на себя взаимные обязательства по его исполнению.
В соответствии с названным пунктом 96(10) Правил регулирования тарифов срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования, а также значений таких параметров, согласованных органом регулирования, составляет не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев. При направлении уполномоченным органом заявления с приложением проекта концессионного соглашения, доработанного инициатором в течение указанного периода, орган регулирования обязан согласовать значения долгосрочных параметров регулирования, содержащиеся в доработанном проекте концессионного соглашения, если выполнены следующие требования: а) значения долгосрочных параметров регулирования находятся в рамках предельных значений долгосрочных параметров регулирования, определенных в соответствии с абзацем первым либо вторым пункта 96(8) настоящих Правил, либо соответствуют значениям таких параметров, согласованным ранее органом регулирования; б) условия концессионного соглашения, предусмотренные подпунктами «б» и «г» - «е» пункта 96(3) настоящих Правил, содержащиеся в проекте концессионного соглашения, доработанном инициатором, соответствуют условиям, содержавшимся в проекте концессионного соглашения, приложенном к предложению о заключении концессионного соглашения и представленном в соответствии с пунктом 96(4) настоящих Правил, либо информации, предоставленной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 96(3) настоящих Правил в отношении таких условий концессионного соглашения; в) указываемый в проекте концессионного соглашения, доработанном инициатором, предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые планируется осуществить концессионером, соответствует такому предельному размеру, предусмотренному представленным в соответствии с пунктом 96(4) настоящих Правил проектом концессионного соглашения, приложенным к предложению о заключении концессионного соглашения.
Исходя из норм данного пункта в системном единстве с иными положениями раздела IX(1) «Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» Правил регулирования тарифов следует, что пункт 96(10) Правил регулирования тарифов устанавливает срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования, а также значений таких параметров, согласованных органом регулирования, в рамках процедуры согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, то есть до заключения концессионных соглашений.
Доводы РСТ Забайкальского края о том, что в рамках тарифной сессии они вправе пересчитать базовый уровень операционных расходов, в том числе и в связи с тем, что при формировании тарифов органом регулирования были учтены расходы, отражающие фактически затраты регулируемой организации, и принято во внимание, что не выполнены работы, затраты на которые ООО «Новокручининское» в соответствии с концессионным соглашением должно было произвести в 2019 году, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм.
Действительно в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования, на который ссылается административный ответчик, в случае если регулируемая организация не достигла плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимая валовая выручка такой организации, установленная на очередной финансовый год, подлежит уменьшению в порядке, установленном методическими указаниями, исходя из степени исполнения такой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы.
Между тем данное обстоятельство не исключает у органа регулирования обязанности по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера, установленного концессионным соглашением, поскольку, как указано выше, для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, предусмотрен специальный порядок установления долгосрочных тарифов – долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.
Суд также находит ошибочной позицию РСТ Забайкальского края, что тарифы для котельной «Новая» (Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Комсомольская, д. 3) подлежат государственному регулированию.
Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения установлен в части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении и является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (часть 2).
В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
С 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год (часть 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В случае, указанном в пункте 2 части 2.2 настоящей статьи, цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее (часть 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5, 5(1), 5(2) Основ ценообразования.
В пункте 5(5) Основ ценообразования установлено, что с 1 января 2019 года в случае, когда производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
РСТ Забайкальского края в обоснование своей позиции о правомерности установления тарифов в отношении котельной «Новая» (Забайкальский край, Читинский район, пгт. Новокручининский, ул. Комсомольская, д. 3), указывает, что из содержания пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении следует, что ее действие распространяется как на случаи поставки тепловой энергии (теплоносителя) единственному потребителю, так и на случаи присоединения к источнику тепловой энергии теплопотребляющих установок нескольких потребителей непосредственно или через тепловую сеть, от которой тепловую энергию получает только каждый из этих потребителей в отдельности, при условии, что такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей. При этом согласно схеме теплотрассы участка № 3 ООО «Новокручининское» от тепловой камеры № 3(ТК-3) присоединено два потребителя «милиция» и «гараж».
Однако исходя из данной схемы теплотрассы участка № 3 ООО «Новокручининское», а также государственного контракта № 24 на поставку тепловой энергии в горячей воде, заключенного между ООО «Новокручининское» и ОМВД России по Читинскому району, усматривается, что «милиция» и «гараж» относятся к одному потребителю ОМВД России по Читинскому району.
Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что определение долгосрочных параметров регулирования тарифов в части расчета базового уровня операционных расходов, установленного концессионным соглашением и согласованного органом регулирования тарифов, произведено РСТ Забайкальского края в нарушение вышеприведенных правил установления тарифов в том случае, когда долгосрочные параметры регулирования тарифов установлены концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».
Следует также отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 23.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы.
В пункте 14 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, установлено, что в случае недостижения регулируемой организацией плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения осуществляется корректировка необходимой валовой выручки по формуле:
Однако РСТ Забайкальского края при установлении тарифов для ООО «Новокручининское», исходя из экспертного заключения, осуществлена не корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации, а пересмотрены долгосрочные параметры регулирования тарифов в части расчета базового уровня операционных расходов.
Вместе с тем с доводами административного истца о необоснованности исключения РСТ Забайкальского края расходов по арендной плате за земельные участки суд согласиться не может ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что между администрацией городского поселения «Новокручининское» и ООО «Новокручининское» заключены договоры аренды земельных участков:
с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (договор от 16 апреля 2020 года № (л.д. 49-57 т. 1);
с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (договор от 16 апреля 2020 года № (л.д. 58-64 т. 1);
с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (договор от 16 апреля 2020 года № (л.д. 65-74 т. 1).
Указанные земельные участки в соответствии с договорами аренды предоставлены для размещения и использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, договоры заключены на срок действия концессионных соглашений от 15 октября 2019 года № 1 и № 2.
В ходе судебного разбирательства из материалов дела и пояснений сторон установлено, что ООО «Новокручининское» помимо теплоснабжения осуществляет на территории городского поселения «Новокручининское» деятельность по водоснабжению, водоотведению и транспортировке сточных вод.
29 апреля 2020 года и 4 июня 2020 года ООО «Новокручининское» были поданы единые заявления на установление тарифов на услуги ЖКХ (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортировку сточных вод).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи.
Арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере (пункт 45 Основ ценообразования).
К одному из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее – Единая система классификации и раздельного учета), утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года № 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирования информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 7 мая 2003 года № 38н, от 18 сентября 2006 года № 115н, от 8 ноября 2010 года № 142н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В случае установления долгосрочных тарифов раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности ведется в том числе по таким элементам неподконтрольных расходов, как арендная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования (пункт 8 Единой системы классификации и раздельного учета).
Разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта. В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пункт 9 Единой системы классификации и раздельного учета).
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что на дату утверждения оспариваемых тарифов административный истец вел раздельный учет расходов по различным видам регулируемой деятельности (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортировка сточных вод).
Ссылку административного истца на пункт 20 Правил регулирования тарифов в обоснование своей позиции суд находит несостоятельной.
Согласно указанному пункту 20 Правил регулирования тарифов, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров).
Из анализа приведенного положения в системном единстве с иными положениями, регулирующими процедуру рассмотрении тарифных дел, следует, что запрос дополнительных сведений в порядке пункта 20 Правил является не обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости. При этом регулируемая организация в силу пункта 17 Правил наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
Кроме того, договоры аренды земельных участков от 16 апреля 2020 года № в нарушение пунктов 2.2 договоров в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю не зарегистрированы. Из пояснений представителя администрации городского поселения «Новокручининское» ФИО3, не опровергнутых представителем административного истца, следует, что оплата по договорам аренды земельных участков на момент рассмотрения дела в суде ООО «Новокручининское» не осуществлялась.
Таким образом, регулирующий орган обоснованно при формировании тарифов не включил расходы по арендной плате за земельные участки.
Между тем данное обстоятельство не влияет на вывод суда о необоснованности установленных для ООО «Новокручининское» тарифов и долгосрочных параметров регулирования по иным вышеуказанным основаниям.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду с момента издания оспариваемого приказа, установленные исходя из неверно определенного базового уровня операционных расходов и как следствие неправильного установления размера необходимой валовой выручки (приложения № 1, № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА), а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (приложение № 3 к приказу РСТ Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА) подлежат признанию не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Новокручининское» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия приложения № 1, № 2, № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы».
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения № 1, № 2, № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 июня 2020 года № 99-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Новокручининское» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Новокручининское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, на 2020 - 2024 годы».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Новокручининское» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2020 года.