ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-123/2017 от 15.03.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2017 года

Дело № 3а-123/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

10 марта 2017 года

Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,

при секретаре Клевцове В.В.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Вариант» Елькиной Е.Г.,

представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Аписаровой О.С.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Мелеш Ю.В.,

представителей заинтересованного лица Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области Родионовой О.Г., Пушкаревой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вариант» об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234 в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вариант» (далее – ООО «Вариант», Общество) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать недостоверными сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234 к пятой группе видов разрешенного использования, пересмотреть кадастровую стоимость указанного земельного участка и утвердить кадастровую стоимость в размере 5285135 рублей 24 копейки (исходя из его принадлежности к третьей группе видов разрешенного использования) по состоянию на 01 января 2015 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200225:234, площадью 2341 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, на пересечении улиц Суворова-Механизаторов, был ему предоставлен в аренду по договору от 11 июля 2006 года. Данный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - платная открытая автостоянка и используется Обществом в соответствии с его назначением.

Сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного в размере 14693 286 рублей 50 копеек внесена в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2015 года по результатам проведения очередной государственной оценки в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». Она была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для пятой группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

При проведении кадастровой оценки земельного участка были использованы недостоверные сведения о пятой группе видов разрешенного использования, притом, что арендованный земельный участок предназначен для размещения автостоянки и выделен в самостоятельную третью группу видов разрешенного использования.

Применение к земельному участку с кадастровым номером 66:45:0200225:234 недостоверных сведений о пятой группе видов разрешенного использования влечет увеличение размера арендных платежей, тем самым, нарушая права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Елькина Е.Г. требования административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Мелеш Ю.В., ссылаясь на доводы отзыва на административное исковое заявление, просила в удовлетворении требований ООО «Вариант» отказать, а также исключить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области из числа административных ответчиков в вязи с тем, что Управление не уполномочено делать выводы о качестве проведения оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов. Кроме того, указала, что 25 ноября 2016 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234 в связи с чем его кадастровая стоимость была рассчитана с применением среднего значения удельного показателя 2257 рублей 64 копейки и составила 5285135 рублей 24 копейки. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в период с 01 января 2015 по 25 ноября 2016 года невозможно, так как она является архивной и ее результаты не применимы для целей установленных законодательством.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Аписарова О.С. возражала против административного иска, представив письменный отзыв и пояснив, что административный ответчик не уполномочен на проверку правильности расчетов оценщика, приведенных в отчете, равно как и на проверку и оценку правильности отнесения конкретных земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200225:234 используется административным истцом для размещения открытой автостоянки, то в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населения, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 163, хранение автотранспортных средств на платных стоянках отнесено к бытовым услугам, имеющим код услуг 017608 – хранение автотранспортных средств на платных стоянках. Следовательно, при кадастровой оценке указанного выше земельного участка он обоснованно отнесен оценщиком к пятой группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Представители заинтересованного лица Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области Родионова О.Г., Пушкарева Л.Р. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель Родионова О.Г. также пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200225:234 фактически используется административным истцом для извлечения прибыли путем организации мест хранения транспортных средств в связи с чем оценщик правомерно отнес его к пятой группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, содержащий сведения о земельным участке с кадастровым номером 66:45:0200225:234, отраженные в Государственном кадастре недвижимости, в том числе сведения о том, что 25 ноября 2016 года на основании поступивших из органа местного самоуправления Комитета по архитектуре и градостроительству г. Каменска-Уральского в порядке информационного взаимодействия документов, а именно: постановления Администрации г. Каменска-Уральского от 18 ноября 2016 года № 1549 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования «платная открытая автостоянка (строительство автостоянки)» на вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта». Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 25 ноября 2016 года с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2257 рублей 64 копейки, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588, установленного для третьей группы видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 66:45:0200225 и составила 5285135 рублей 24 копейки.

Представители заинтересованных лиц Администрации города Каменска-Уральского, ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

При рассмотрении подобных споров необходимо различать техническую и кадастровую ошибку, допущенную органом кадастрового учета, а также недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, не использование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Таким образом, недостоверность сведений об объекте недвижимости и заявление об исправлении этих сведений на достоверные относится к оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08 апреля 2000 года № 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пунктам 2, 4 названных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, определен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).

На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01 января 2015 года, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в п. 1.2 Методических указаний, в частности:

- 1.2.3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

- 1.2.5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.

Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете.

Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Как следует из материалов дела, административный истец ООО «Вариант» являлся арендатором земельного участка, с кадастровым номером 66:45:0200225:234, площадью 2341 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, на пересечении улиц Суворова-Механизаторов, на основании договора аренды земельного участка № 33 от 11 июля 2006 года (л.д. 9-17) и дополнительного к нему соглашения от 26 июня 2011 года (л.д. 18) заключенного на срок до 26 июня 2016 года.

Арендованный земельный участок до 25 ноября 2016 года имел вид разрешенного использования - платная открытая автостоянка.

Данный вид разрешенного использования был изменен на открытые наземные, отдельно стоящие полуподземные, подземные и надземные автостоянки (паркинги) легковых автомобилей и установлено соответствие виду разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» (п. 4.9 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков) на основании постановления Администрации города Каменска-Уральского Свердловской области от 18 ноября 2016 года № 1549.

Судом установлено, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234 были внесены 25 ноября 2016 года в государственный кадастр недвижимости в связи с этим кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана с применением среднего значения удельного показателя 2257 рублей 64 копейки, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588, установленного для третьей группы видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 66:45:0200225 и составила 5285135 рублей 24 копейки.

В обоснование доводов о нарушении своих прав административный истец указывает на то, что расчет арендных платежей был произведен исходя из кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, установленной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 14693286 рублей 50 копеек до 25 ноября 2016 года в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» по результатам проведения очередной государственной оценки.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2015 года на основании отчета об оценке № КС-01/2015 от 15 июля 2015 года, выполненного СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости для пятой группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Отнесение земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234 к пятой группе видов разрешенного использования было осуществлено при проведении государственной кадастровой оценки с учетом вида разрешенного использования, зонирования территории и фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 и вступил в силу с 24 декабря 2014 года.

В соответствии с пунктами 11-13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

Согласно приведенному Классификатору, к такому виду разрешенного использования, как «обслуживание автотранспорта» относится размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.

В коде 2.7.1 указанно, что к такому виду разрешенного использования, как «объекты гаражного назначения» относится размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек.

В период до издания Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков устанавливались вышеприведенным Приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года № 39.

Как отмечено выше, на законодательном уровне был предусмотрен такой вид разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

Судом установлено, что одним из видов экономической деятельности ООО «Вариант» является «Деятельность стоянок для транспортных средств», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (раздел «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности»).

В судебном заседании представитель административного истца не оспаривал тот факт, что земельный участок использовался по его назначению под размещение и хранение автотранспортных средств на платных стоянках.

Между тем, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, связывая их использование для личного хранения автотранспорта граждан, а также для коммерческих целей - размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок) для хранения.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населения, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 163 (действовавшим с 01 января 1994 года по 31 декабря 2016 года), код 017608 услуги стоянок для автотранспортных средств отнесены к бытовым услугам.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение факт использования ООО «Вариант» земельного участка в целях оказания платных услуг - автостоянка, суд приходит к выводу о том, что оценщиком обоснованно был отнесен земельный участок к пятой группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

В подтверждение этому, изменение кадастровой стоимости земельного участка с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для третьей группы видов разрешенного использования земельного участка, было произведено после изменения вида разрешенного использования земельного участка с «платная открытая автостоянка (строительство автостоянки)» на вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта».

При таких обстоятельствах, сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200225:234, внесенной в Государственный кадастр недвижимости 24 октября 2015 года и действовавшей до 25 ноября 2016 года, исходя из его принадлежности к пятой группе видов разрешенного использования, судом признаются достоверными, что исключает возможность исправления этих сведений по причине недостоверности.

Доводы представителя административного истца о том, что при аналогичных условиях иные земельные участки отнесены к 3 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» правового значения для разрешения заявленного спора по существу не имеют, так как не относятся к предмету судебной проверки по настоящему административному делу.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Вариант» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Д.И. Гылкэ