ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-123/2023 от 28.08.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием представителя административного истца Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости» - П.М.А., действующего на основании доверенности от 28 августа 2023 г., представителя С.Е.С. - Д.Б.Д., действующего на основании нотариальной доверенности 30 августа 2023 г., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской областной Ш.М.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от 15 августа 2023 г., старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области К.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-123/2023 по административному исковому заявлению Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости» к С.Е.С. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,

У С Т А Н О В И Л :

Региональное отделение в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости», действуя через своего представителя по доверенности П.М.А., обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к С.Е.С. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что Постановлением Избирательной комиссии Номер изъят от 03.08.2023 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Постановлением Избирательной комиссии Номер изъят от 27.07.2023 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Административный истец указывает, что при принятии решения о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидатом С.Е.С., выдвинутым в составе списка, были нарушены нормы действующего законодательства о выборах, касающиеся вопроса правомочности участия кандидата С.Е.С. в выборах в составе списка кандидатов, выразившиеся в том, что кандидатом С.Е.С. не произведено отчуждение иностранных финансовых инструментов, и кандидат С.Е.С. на момент подачи настоящего административного искового заявления остается собственником (держателем) иностранных ценных бумаг и иностранных финансовых инструментов.

Административный истец утверждает, что в собственности кандидата С.Е.С. на 01.06.2023 и на момент рассмотрения настоящего административного дела находятся ценные бумаги, подпадающие под понятие иностранных финансовых инструментов, в частности: Паевого инвестиционного фонда «Первая - Фонд Российских акций» (ISIN - (данные изъяты)), в структуру которого входят: Yandex N.V. - ISIN (данные изъяты), Головная компания зарегистрирована в Нидерландах в 2004 г.; Ozon Holdings PLC (ISIN:(данные изъяты)); TCS Group - Банк Тинькофф, ISIN (данные изъяты) и иные.

Административный истец считает, что указанные бумаги подпадают под понятие иностранных финансовых инструментов, и в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства должны были быть отчуждены. Обстоятельство наличия указанных бумаг у кандидата свидетельствует о наличии оснований для отмены регистрации кандидата С.Е.С.

В судебном заседании административный истец в дополнение к приведенным выше основаниям заявил, что им обнаружено дополнительное обстоятельство, свидетельствующее о нарушении С.Е.С. запрета на владение иностранными финансовыми инструментами, в частности, из открытых источников сети «Интернет», в результате проведенной административным истцом проверки, он пришел к выводу о том, что у С.Е.С. имеется аккаунт на платформе криптовалютной биржи Binance, что также свидетельствует об использовании С.Е.С. иностранных финансовых инструментов, поскольку само по себе существование данного аккаунта верифицируемого по номеру телефона, принадлежащего С.Е.С., подтверждает использование им таких иностранных финансовых инструментов, о которых он не сообщал при выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Как закреплено в п. 3 ст. 1 Федерального закона № 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Административный истец полагает, что факт наличия счета на крипто бирже Binance свидетельствует о наличии у С.Е.С. обособленного финансового инструмента, находящегося в иностранной юрисдикции.

Binance является крупнейшей крипто-биржей, представляющей собой блокчейн - систему, являющуюся также поставщиком инфраструктуры для криптовалютной отрасли (онлайн-сервис обмена цифровых валют) с комплексом продуктов, среди которых торговля цифровыми активами, инвестиции, децентрализация и инфраструктурные решения, исследования, образование и другие направления.

Поскольку обстоятельство наличия указанных выше ценных бумаг и иных финансовых инструментов (счета на крипто бирже Binance) у кандидата не было отражено в приложении Номер изъят кандидата С.Е.С., а также на момент регистрации кандидата Избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, не располагала данными о наличии указанных бумаг у кандидата С.Е.С., указанное обстоятельство является основанием для отмены регистрации кандидата, и влечет исключение кандидата из зарегистрированного списка кандидатов.

Административный истец просит суд отменить регистрацию кандидата С.Е.С., зарегистрированного в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В судебном заседании представитель административного истца Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости» П.М.А. административные исковые требований поддержал в полном объеме, просил административные исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик, зарегистрированный кандидат в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» С.Е.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении настоящего административного делав в его отсутствие, в судебном заседании защита интересов административного ответчика обеспечена представителем Д.Б.Д.

В судебном заседании представитель С.Е.С. - Д.Б.Д. административные исковые требования не признал, представил письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на административного исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте Иркутского областного суда, а также имеются доказательства надлежащего извещения ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о месте и времени настоящего судебного заседания, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора К.О.А., полагавшей, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Согласно ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» на 10.09.2023 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03.08.2023 Номер изъят зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости», в составе которого в региональной группе № 6 (одномандатный избирательный округ № 8) значатся три кандидата: О.К.М., В.В.А., Я.М.Ю..

Постановлением Избирательной комиссии Номер изъят от 27.07.2023 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в составе которого в региональной группе № 8 (одномандатный избирательный округ № 8) под № 1 значится С.Е.С.

Административный истец является субъектом возникших правоотношений, в связи с чем, в силу вышеприведенных правовых норм, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском; срок обращения в суд, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, административным истцом соблюден.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в Законодательное Собрание Иркутской области регламентируется также Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

В соответствии с п. 9 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в том числе в случае, предусмотренном пп. «и» п. 7 настоящей статьи.

Согласно пп. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов может быть отменена в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации будет установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2, 3 и 3.1 ст. 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

В силу п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 39, п. 9 ч. 7, ч. 9 ст. 89 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с п. 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные ч. 29 ст. 2 Федерального закона от Дата изъята № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями;

7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что на день предоставления документов для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области во владении и (или) пользовании кандидата должны отсутствовать иностранные финансовые инструменты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Судом установлено, что С.Е.С., Дата изъята года рождения, выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, в составе областного списка кандидатов ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (№ 1, региональная группа № 8).

Указанный список кандидатов был зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 27 июля 2023 года Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

При выдвижении областного списка кандидатов уполномоченным представителем ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Избирательную комиссию Иркутской области были представлены необходимые документы, в том числе и документы в отношении С.Е.С. В пакете документов С.Е.С. были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

В указанных сведениях информации о владении какими-либо ценными бумагами, в том числе и иностранными указано не было.

17 августа 2023 г. уполномоченным представителем ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Избирательную комиссию Иркутской области были представлены «Сведения об изменениях в сведениях о каждом кандидате из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением», в соответствии с которыми была уточнена информация об отдельных кандидатах, включенных в областной список кандидатов. В том числе была уточнена информация в отношении С.Е.С. в части ранее представленных сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Раздел «Иные ценные бумаги» дополнен информацией о наличии у кандидата по состоянию на 1 июня 2023 инвестиционного пая, ООО «Управляющая Компания «Альфа-Капитал», в количестве 80 шт., стоимостью 103,89 руб.

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В подтверждение исполнения данного требования федерального закона кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. В отношении кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, указанные уведомления представляются уполномоченными представителями избирательных объединений.

18 июля 2023 г. уполномоченным представителем ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Избирательную комиссию Иркутской области были представлены необходимые для регистрации областного списка кандидатов документы, в том числе письменное уведомление С.Е.С. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный истец утверждает, что в собственности кандидата С.Е.С. на 01.06.2023 и на момент рассмотрения настоящего административного дела находятся ценные бумаги, подпадающие под понятие иностранных финансовых инструментов, в частности: Паевого инвестиционного фонда «Первая - Фонд Российских акций» (ISIN - (данные изъяты)), в структуру которого входят: Yandex N.V. - ISIN (данные изъяты), Головная компания зарегистрирована в Нидерландах в 2004 г.; Ozon Holdings PLC (ISIN:(данные изъяты)); TCS Group - Банк Тинькофф, ISIN (данные изъяты) и иные, при этом доказательств наличия таких акций у С.Е.С. суду административным истцом не представлено.

Как следует из информации, полученной судом из Базы данных по международным кодам, присвоенным Российским финансовым инструментам Национального расчетного депозитария в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.isin.ru/ru/ru_isin/db/printable.php?type=unit_id&id=2835&isin_code=RU000A0EQ3R3&print=1, Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «Первая - Фонд Российских акций» (ISIN - (данные изъяты)) относится в соответствии с кодом акций к российскому финансовому инструменту, управляющая компания АО УК «Первая» (ОГРН Номер изъят, ИНН Номер изъят согласно выписки из ЕГРЮЛ от 31.08.2023 Номер изъят, не имеет в составе учредителей иностранных лиц).

В подтверждение утверждения о наличия у С.Е.С. аккаунта и счета на крипто бирже Binance административным истцом в нарушение ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 59 КАС РФ не представлено суду допустимых доказательств наличия такого аккаунта и счета, принадлежащих С.Е.С. на указанной выше крипто бирже.

Доводы административного истца о том, что такая информация может быть получена судом по запросу в службу поддержки крипто биржи Binance после установления всех телефонных номеров, принадлежащих С.Е.С., поскольку по правилам крипто биржи Binance привязка аккаунта и открытие счета осуществляется по номеру телефона его владельца и по нему же осуществляется его верификация, судом не приняты, поскольку административным истцом не представлено суду допустимых доказательств наличия у С.Е.С. таких счетов и аккаунта на крипто бирже Binance, а обозрение судом в судебном заседании сайта крипто биржи Binance в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отсутствие у суда специальных познаний в этой области не будет являться достоверным.

Исходя из чего данные утверждения, основанные на предположениях, не могут быть приняты судом в качестве доказательств по настоящему административному делу.

Из анализа норм избирательного законодательства суд приходит к выводу о том, что проведение проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с п.п. 2, 2.1 и 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ является обязанностью избирательной комиссии.

Такая проверка, в случае необходимости, проводится избирательной комиссией в соответствии с порядком, установленным ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

В силу п. 6.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ проверка выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Пунктом 6.2. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов.

Согласно п. 6.3. Федерального закона № 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.

Пунктом 6.4. Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 6.6. Федерального закона № 67-ФЗ порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.05.2016 № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее также - Указание).

В силу пункта 1 Указания Центрального банка России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».

Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России, осуществляющий в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Из приведенных положений следует, что взаимодействие между Избирательной комиссией Иркутской области и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России в порядке, установленном Федеральным законом от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 05.05.2016 № 4012-У, иной порядок проведения таких проверок действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Постановлением Иркутской областной избирательной комиссии от 07.07.2023 № 6/107 «Об утверждении состава Контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии Иркутской области утвержден состав контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии Иркутской областной.

Из представленной суду руководителем Контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии Иркутской области Информации о проведении проверки в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва С.Е.С., выдвинутого в состав областного списка кандидатов ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.08.2023 Номер изъят следует, что в рамках проверки достоверности сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах в банках, ценных бумагах, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого в составе областного списка кандидатов ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Избирательной комиссией Иркутской области 18.07.2023 был направлен запрос кредитным организациям, держателям реестра и депозитариям о представлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидату на 01.06.2023. Запрос направлен в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 05.05.2016 № 4012-У с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

По результатам проведенной проверки 31.07.2023 Избирательной комиссией Иркутской области получены сведения о том, что по состоянию на 01.06.2023 у кандидата С.Е.С. (Дата изъята года рождения), зарегистрированного в составе областного списка кандидатов, отсутствовали иностранные финансовые инструменты.

Информации о несоблюдении кандидатом С.Е.С. запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами на момент подачи (18.07.2023), а также на момент принятия постановления Избирательной комиссией Иркутской области от 27.07.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Избирательную комиссию Иркутской области не поступало.

Также, из ответа Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 31.08.2023 Номер изъят на Определение судьи Иркутского областного суда от 30.08.2023 по административному делу № 3а-123/2023, следует, что у ЦИК России не имеется сведений в отношении С.Е.С., являющегося зарегистрированным кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, об открытии им или о наличии у него счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами.

Данная информация подтверждается представленными суду документами, поступившими в ЦИК России в результате информационного обмена, осуществляемого согласно пп. 6.2-6.7 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ) сведениями о денежных средствах и драгоценных металлах, находящихся на счетах и вкладах, а также об акциях и ценных бумагах в отношении С.Е.С. по состоянию на 01.06.2023.

ЦИК России суду сообщено, что в числе акций и ценных бумаг, имеющихся у С.Е.С. по состоянию на 01.06.2023, указаны 80 инвестиционных паев БПИФ рыночных финансовых инструментов «Альфа-Капитал Управляемые облигации», данной ценной бумаге присвоен код типа ценной бумаги (вида финансового инструмента) «SHS8» (паи, акции инвестиционных фондов - резидентов).

ЦИК России полагает, что указанная выше ценная бумага не относится к числу иностранных финансовых инструментов.

Из указанного ответа ЦИК России на определение суда следует, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в ЦИК России из ФНС России не поступала информация об открытии С.Е.С. или о наличии у него счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на 01.06.2023, 27.07.2023 (дату регистрации областного списка), и на 30.08.2023 (дату определения суда об истребовании доказательств).

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Как предусмотрено пп. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» база данных ГАС «Выборы» - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы», безопасность информации в ГАС «Выборы» - состояние защищенности информации в ГАС «Выборы» от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС «Выборы» или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации.

Как предусмотрено п. 6.7. Федерального закона № 67-ФЗ результаты проверки сведений, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, полученные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательным комиссиям, представившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации соответствующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что представленная суду информация, полученная ЦИК России в порядке, предусмотренном пп. 6.1 - 6.6. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, с соблюдением требований Указаний Центрального банка Российской Федерации от 05.05.2016 № 4012-У, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы», обеспечивающих достоверность получаемой информации, может быть принята судом в качестве допустимого доказательства по данному административному делу (ч. 1 ст. 59 КАС РФ), поскольку иные информационные ресурсы, в том числе принадлежащие иностранным финансовым институтам, в том числе, крипто бирже Binance, не обеспечивают необходимое состояние защищенности информации от несанкционированного к ней доступа, не гарантируют достоверность сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи такой информации, а также не исключают вмешательство в выборный процесс со стороны иностранных государств и их институтов.

При указанных выше обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости» к С.Е.С. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» следует отказать, поскольку судом не установлен факт несоблюдения кандидатом С.Е.С. запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами на момент подачи документов 18.07.2023, на 27.07.2023 - момент принятия постановления Избирательной комиссией Иркутской области от 27.07.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а также на момент рассмотрения настоящего административного дела.

Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований Регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Российская партия свободы и справедливости» к С.Е.С. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Иркутское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята