дело № 3а-1240/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 15 сентября 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Понкрашовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым №, площадью 7 752 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коммерческих целей; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 7 034 319,84 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что влечет нарушение его прав, как налогоплательщика.
Просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 612 000 руб.
Административный истец ФИО3 и его представитель ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено. В ходатайстве от 14 сентября 2021 года представитель административного истца ФИО4 просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрация Климовского района Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Из отзыва от 30 апреля 2021 года представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО5 следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере его рыночной стоимости управление имущественных отношений Брянской области не оспаривает.
В ходатайстве от 15 сентября 2021 года представитель административного ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО6 просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 06 мая 2021 года представителем управления Росреестра по Брянской области ФИО6 указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается. Управление Росреестра по Брянской области в части привлечения в качестве административного ответчика административный иск не признает, поскольку как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.
Согласно отзыву от 30 апреля 2021 года представителя административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО5, полученный рыночным оценщиком результат не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Против удовлетворения заявленных исковых требований возражает, право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.
В представленном отзыве от 19 апреля 2021 года на административный иск заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Россрестра» по Брянской области ФИО7 просит отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 в отношении административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра», ссылаясь на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является ни органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, ни бюджетным учреждением, определившим кадастровую стоимость, ни органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем не является по данному спору административным ответчиком. При этом в отзыве указано, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении спорного объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, представленного административным истцом, у филиала не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО3 и его представителя ФИО4, представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрации Климовского района Брянской области.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 7 752+/-31 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коммерческих целей; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу:<адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № КУВИ-002/2021-14741222, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый №, адрес:<адрес> составляет 7 034 319,84 руб. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о дате утверждения кадастровой стоимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2020 года.
Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца ФИО3, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорного земельного участка рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец ФИО2, оспаривая кадастровую стоимость указанного в административном иске земельного участка, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 01 марта 2021 года № 21-ЗУ-6443-03-3516, выполненный ООО Оценочная компания «ВарМи», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, площадью 7752 кв.м, с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года составляет 2 612 000 руб.
В связи с существенной разницей между установленной кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» против удовлетворения заявленных требований, в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца ФИО4 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам АНО «Независимая экспертиза «Эксперт.Техник.Исследователь».
Согласно заключению эксперта АНО «Независимая экспертиза «Эксперт.Техник.Исследователь» ФИО1 от 13 августа 2021 года № 21-ЭКС-10271-08-49, отчет об оценке от 01 марта 2021 года № 21-ЗУ-6443-03-3516, выполненный ООО Оценочная компания «ВарМи», имеет ряд несущественных замечаний, которые не влияют на процесс оценки и итоговый результат, что позволяет говорить о соответствии требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены.
Оценивая заключение эксперта АНО «Независимая экспертиза «Эксперт.Техник.Исследователь» ФИО1 от 13 августа 2021 года № 21-ЭКС-10271-08-49 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО1 является действительным членом РОО Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельного участка, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 01 марта 2021 года № 21-ЗУ-6443-03-3516, выполненный ООО Оценочная компания «ВарМи», и заключение эксперта АНО «Независимая экспертиза «Эксперт.Техник.Исследователь» ФИО1 от 13 августа 2021 года № 21-ЭКС-10271-08-49, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, площадью 7 752+/-31 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коммерческих целей; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу:<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 612 000 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, административный истец ФИО3 обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 марта 2021 года (л.д.87).
Таким образом, датой подачи ФИО3 заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости следует считать 15 марта 2021 года, т.е. дату его обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО3 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 7 752+/-31 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для коммерческих целей; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу:<адрес>Г/1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 612 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 марта 2021 года – дату обращения ФИО3 с настоящим административным иском в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 29 сентября 2021 года.