Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Красногорск, Московская область. 13 мая 2019 года Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А., при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 364/19 по административному исковому заявлению ООО «Авто-Стоп» о признании недействующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части раздела 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области», таблицы 2.1.8 «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения», автодороги <данные изъяты>, номер участка <данные изъяты>, наименование автомобильной дороги <данные изъяты>, муниципальной образование Наро-Фоминский, реконструкция «Р», категория 1, число полос движения 4, ширина полосы отвода 65 м., зона планируемого размещения линейного объекта ширины 100 м., в части приложения: «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Схема развития объектов транспортной инфраструктуры, в части графического отображения автодороги 0103 с наложением на сооружение - площадку с кадастровым номером: <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 6540 кв.м., установил: Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Стоп» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части раздела 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области», таблицы 2.1.8 «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения», автодороги <данные изъяты>, номер участка <данные изъяты>, наименование автомобильной дороги <данные изъяты> муниципальной образование Наро-Фоминский, реконструкция «Р», категория 1, число полос движения 4, ширина полосы отвода 65 м., зона планируемого размещения линейного объекта ширины 100 м., в части приложения: «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Схема развития объектов транспортной инфраструктуры, в части графического отображения автодороги 0103 с наложением на сооружение - площадку с кадастровым номером: <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 6540 кв.м. Представитель административного истца пояснил, что ООО «Авто-Стоп» является собственником сооружения – площадки с кадастровым номером <данные изъяты> назначение: для расположения автостоянки, автомойки и автосервиса, общей площадью 6540,7 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты> Сооружение расположено на земельном участке, находящемся в государственной собственности, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 6 540 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, адрес: <данные изъяты> ООО «Авто-Стоп» обратилось в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области для получения в собственность земельного участка под сооружением. По результатам рассмотрения обращения ООО «Авто-Стоп» отказано в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи тем, что земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции региональной автодороги № <данные изъяты> «<данные изъяты> Решением Арбитражного суда Московской области от 16.11.2017 ООО «Авто-Стоп» отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в предоставлении ООО «Авто-Стоп» в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Административный истец полагает, что Схема нарушает права ООО «Авто-Стоп» как собственника плоскостного сооружения, поскольку не позволяет реализовать права, предоставленные статьей 209 Гражданского кодекса РФ (права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом) и статьей 39.20 Земельного кодекса РФ (исключительное право собственника зданий, сооружений, расположенных на земельных участках на приобретение таких земельных участков в собственность). Представитель Правительства Московской области не согласился с требованиями, заявленными ООО «Авто-Стоп», пояснил, что 19.01.2017 года ООО «Авто-Стоп» обратилось в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области для получения в собственность Земельного участка под Сооружением. По результатам рассмотрения обращения ООО «Авто-Стоп» было отказано в связи тем, что Земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции региональной автодороги «Кубинка-Наро-Фоминск», что усматривается из Схемы. Данный отказ был обжалован ООО «Авто-Стоп». Решением Арбитражного суда Московской области от 16.11.2017г. ООО «Авто-Стоп» в удовлетворении требований отказано. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 33 Закона Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. Постановления Правительства Московской области нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Постановление № 230/8 опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25.03.2016, а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22.04.2016 № 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» 26.04.2016 № 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28.07.2016 № 10. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспаривается. Постановление № 230/8 принято в установленном порядке и в соответствии с полномочиями высшего исполнительного органа государственной власти Московской области. Как следует из частей 3, 4 и 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований. Согласно частям 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признание и подтверждение возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества происходит посредством государственной регистрации прав, которая осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии с действующим законодательством к обременениям относятся: аренда, ипотека, сервитут, арест, запрет на отчуждение, изъятие земельного участка. Исходя из изложенного, Схема не налагает и не может налагать обременения на объекты недвижимости, а также не является актом, ограничивающим права административного истца. ООО «Авто-Стоп» не представлено доказательств ограничения или нарушения прав, связанное с использованием Сооружения. Обоснование требований административного иска сводится к несогласию с решением Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, при этом административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, либо подтверждения несоответствия оспариваемого нормативного акта актам, имеющим большую юридическую силу. Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель пояснил, что в соответствии с нормами ГрК РФ, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов. СТП ТО МО является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения. В целях повышения уровня транспортного обслуживания территории городского поселения Наро-Фоминск, снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, СТП ТО МО предусмотрены мероприятия по строительству объектов транспортной инфраструктуры регионального значения. В соответствии с СТП ТО МО земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне планируемой реконструкции региональной автодороги № <данные изъяты> «<данные изъяты> В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 33 Закона Московской области № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. Постановления Правительства Московской области - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Таким образом, Правительство является органом, уполномоченным на принятие постановления об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Прокурор полагала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, содержание нормативного акта не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ООО «Авто-Стоп», не подлежащими удовлетворению. Как видно из материалов дела ООО «Авто-Стоп» обращалось в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области для получения в собственность земельного участка под сооружением. По результатам рассмотрения обращения ООО «Авто-Стоп» было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в связи тем, что земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции региональной автодороги <данные изъяты> «<данные изъяты> Решением Арбитражного суда Московской области от 16.11.2017г. ООО «Авто-Стоп» отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в предоставлении ООО «Авто-Стоп» в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Административный истец полагает, что Схема нарушает права ООО «Авто-Стоп» как собственника плоскостного сооружения, поскольку не позволяет реализовать права, предоставленные статьей 209 Гражданского кодекса РФ (права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом) и статьей 39.20 Земельного кодекса РФ (исключительное право собственника зданий, сооружений, расположенных на земельных участках на приобретение таких земельных участков в собственность). Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 5, частью 3 статьи 11 и статьей 71 Конституции предусмотрено, что транспорт входит в предмет ведения и полномочий государственной власти Российской Федерации. Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Установлено, что Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена уполномоченным органом в установленной форме. Постановление от 25.03.2016 № 230/8 в соответствии с Законом Московской области № 230/2005-ОЗ от 02.11.2005г. «О Правительстве Московской области» опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 25.03.2016, а также в периодических изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 22.04.2016г. № 72, «Ежедневные Новости. Подмосковье» 26.04.2016г. № 74, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 28.07.2016 № 10. В целях повышения уровня транспортного обслуживания территории городского поселения Наро-Фоминск, снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, Схемой предусмотрены мероприятия по строительству объектов транспортной инфраструктуры регионального значения. В соответствии со Схемой земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>90 расположен в зоне планируемой реконструкции региональной автодороги № <данные изъяты><данные изъяты> Как следует из части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. К документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования Российской Федерации; схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. С учетом вышеприведенных норм, Схемой территориального планирования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 15 Градостроительного кодекса РФ. С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса РФ: в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17). По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, оснований для признания нормативного акта недействующим не имеется. Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : административное исковое заявление ООО «Авто-Стоп» о признании недействующей со дня принятия Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части раздела 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области», таблицы 2.1.8 «Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения», автодороги <данные изъяты>, номер участка <данные изъяты>, наименование автомобильной дороги <данные изъяты>, муниципальной образование Наро-Фоминский, реконструкция «Р», категория 1, число полос движения 4, ширина полосы отвода 65 м., зона планируемого размещения линейного объекта ширины 100 м., в части приложения: «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Схема развития объектов транспортной инфраструктуры, в части графического отображения автодороги <данные изъяты> с наложением на сооружение - площадку с кадастровым номером: <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 6540 кв.м., оставить без удовлетворения. На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |