ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/20 от 20.03.2020 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-124/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Торгового потребительского кооператива «Торгосервис» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о пересмотре кадастровой стоимости  объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

Торговый потребительский кооператив «Торгосервис» (далее – ТПК «Торгсервис») обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости:

– нежилого здания магазина, площадью 427,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

– нежилого здания магазина, площадью 529,9 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что указанные объекты недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет 7 441 062 руб. 30 коп.

Согласно отчету об оценке недвижимости № с15896-2 от 19 декабря 2019 года, выполненному ООО «Многопрофильный деловой центр», рыночная стоимость здания по состоянию на 17 ноября 2011 года составляет 4 283 276 руб. 45 коп.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** составляет 6 520 096 руб. 28 коп.

Согласно отчету об оценке недвижимости № с15896-1 от 20 декабря 2019 года, выполненному ООО «Многопрофильный деловой центр», рыночная стоимость здания по состоянию на 17 ноября 2011 года составляет 4 695 524 руб. 73 коп.

ТПК «Торгсервис» 25 декабря 2019 года обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая отказала в его принятии к рассмотрению ввиду истечения пятилетнего срока для оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.

Административный истец просил восстановить срок на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость по состоянию на 17 ноября 2011 года нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 4 115 480 руб., нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 3 432 783 руб.

Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица  Министерство финансов Ульяновской области.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещена.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав, осуществляя внесение сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости  спорных объектов недвижимости на основании акта органа государственной власти, поступившего в установленном законом порядке, права и законные интересы административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка. В случае решения вопроса о назначении экспертизы его разрешение оставил на усмотрение суда.

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание  лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. №99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что  ТПК «Торгсервис» является собственником следующих объектов недвижимости:

– нежилого здания магазина, площадью 427,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

– нежилого здания магазина, площадью 529,9 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** утверждена в размере 7 441 062 руб. 30 коп.., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***  утверждена в размере 6 520 096 руб. 28 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости  указанных объектов недвижимости были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 ноября 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области административный истец обратился 25 декабря 2019 года,  административный иск подан им в суд 16 января 2020 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость нежилых зданий, из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель и объектов недвижимости Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости объектов недвижимости, определенную на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 057/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость нежилого здания магазина, площадью 427,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,по  состоянию  на   17 ноября 2011 года составляет 3 432 783 руб.; рыночная стоимость нежилого здания магазина, площадью 529,9 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на  17 ноября 2011  года составляет 4 115 480 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителем административного истца, представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Торгового потребительского кооператива «Торгосервис»  о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина, площадью 427,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 3 432 783 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина, площадью 529,9 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 4 115 480 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 25 декабря 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                             О.Е.Кинчарова