ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/20 от 26.11.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Решение суда в окончательной

форме изготовлено 26.11.2020

Дело № 3а-124/2020

25OS0000-01-2020-000043-16

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 ноября 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

Председательствующего судьи Е.А. Медведевой,

при секретаре В.А. Салмине,

с участием прокурора Д.А. Аралова,

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Правительству Приморского края, заинтересованные лица - министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

31 октября 2019 года Администрацией Приморского края принято постановление № 712-па «О создании государственного природного комплексного заказника краевого значения «Комиссаровский», которым утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Комиссаровский» (далее – Положение). Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – 1 ноября 2019 года, в печатном издании «Приморская газета» от 6 ноября 2019 года, спецвыпуск, № 89 (1719).

Подпунктом 9 пункта 3.2 Положения на территории заказника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на заготовку дров и деловой древесины (в порядке проведения санитарно-оздоровительных и иных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов).

Первоначально Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 9 пункта 3.2 Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Комиссаровский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 712-па.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды № 252/29 от 7 декабря 2016 года Общество является арендатором лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, срок аренды 49 лет с момента государственной регистрации, то есть до 29.08.2066 года.

Постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 712-па без изъятия земель у пользователей, владельцев, собственников земельных участков создан государственный природный комплексный заказник краевого значения «Комиссаровский», в который вошла часть территории участка, находящегося в пользовании Общества.

Действующим лесохозяйственным регламентом Уссурийского лесничества и проектом освоения лесов ООО «Ресурс» предусмотрено проведение выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях заготовки древесины.

Административный истец полагает, что отсутствие прямого указания в Положении о возможном проведении на данном лесном участке вырубочной рубки влечет необоснованное возникновение препятствий в деятельности Общества.

Считает, что иными мероприятия в контексте оспариваемого подпункта Положения являются выборочные рубки, а отсутствие прямого указания на данный вид рубок в оспариваемой части Положения, является неопределенным. По мнению административного истца, под иными видами мероприятий должны пониматься выборочные рубки при уходе за лесами (мероприятия по воспроизводству) и при рубке спелых и перестойных лесных насаждений (мероприятия по использованию).

Кроме того, в нарушение статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», не проведена экологическая экспертиза проекта оспариваемого нормативного правового акта и ему не дана оценка на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Оспариваемый пункт Положения послужил основанием к отказу Обществу в утверждении проекта освоения лесов, что препятствует дальнейшей деятельности юридического лица.

В ходе рассмотрения данного административного дела (17.06.2020) представитель административного истца заявила ходатайство об изменении предмета административного иска в соответствии с частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в котором просила признать недействующим со дня его утверждения подпункт 10 пункта 3.1 Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Комиссаровский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 712-па.

Определениями суда от 04 марта и 22 июля 2020 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц - министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» соответственно.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования в их последней редакции по доводам и основаниям, изложенным в первоначальном административном иске, с учетом письменных пояснений. Дополнительно пояснила, что решением Арбитражного суда Приморского края от 17 сентября 2020 года признан недействительным приказ министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № 1688 от 28 ноября 2019 года. Полагала, что установленные данным решением обстоятельства о том, что проведение выборочных рубок слабой и умеренной интенсивности не противоречит целям и задачам заказника, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. О дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суд не располагает сведениями об их неявке по уважительной причине. Каких либо ходатайств, включая ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало.

Ранее представителем административного ответчика был представлен письменный отзыв на административный иск, в котором просили в удовлетворении требования административному истцу отказать. Полагают, что оспариваемый Обществом в части нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица - министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ранее также представил письменные возражения на административный иск, в котором фактически поддержал правовую позицию представителя Правительства Приморского края.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с частями 1,2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об охраняемых природных особо территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 33-ФЗ, создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 31 октября 2019 года Администрацией Приморского края принято постановление № 712-па «О создании государственного природного комплексного заказника краевого значения «Комиссаровский», которым утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Комиссаровский» (далее – Положение).

Государственный природный комплексный заказник краевого значения «Комиссаровский» создан с целью сохранения ненарушенных природных комплексов, их компонентов в естественном состоянии, восстановления естественного состояния нарушенных природных комплексов, поддержания экологического баланса (пункт 1.2 Положения).

Решение о создании заказника краевого значения согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ, пунктом 14 статьи 7 Закона Приморского края от 11.05.2005 № 245-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края» (далее - Закон № 245-КЗ), что не оспаривалось участниками процесса.

Данное постановление официально опубликовано в издании «Приморская газета» 6 ноября 2019 года, спецвыпуск, № 89 (1719) и на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) – 1 ноября 2019 года.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт, принят уполномоченным органом в рамках предоставленной ему компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также их официального опубликования. В указанной части нормативный правовой акт не оспаривается.

Из материалов дела также усматривается, что ООО «Ресурс» на основании договора № 252/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 7 декабря 2016 года, заключенного с департаментом лесного хозяйства Приморского края, является арендатором лесного участка с кадастровым номером , площадью 113203 га, местоположение: <адрес>.

Часть территории арендуемого Обществом лесного участка вошла в состав государственного природного комплексного заказника краевого значения «Комиссаровский».

Приказом департамента лесного хозяйства Приморского края (в настоящее время – министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края) от 28 ноября 2019 года № 1688 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на изменение к проекту освоения лесов по лесному участку, расположенному в Решетниковском участковом лесничестве Уссурийского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО «Ресурс».

По мнению административного истца первоначально оспариваемый им подпункт 9 пункта 3.2 Положения, послужил основанием к отказу Обществу в утверждении проекта освоения лесов департаментом лесного хозяйства Приморского края, что препятствует дальнейшей деятельности административного истца.

Между тем, решением Арбитражного суда Приморского края от 17 сентября 2020 года, вступившим в законную силу, приказ министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № 1688 от 28 ноября 2019 года признан недействительным, поскольку у министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края отсутствовали основания для признания отрицательным заключения экспертной комиссии. Данным судебным актом на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края возложена обязанность повторно рассмотреть проект освоения лесов по лесному участку Решетниковского участкового лесничества Уссурийского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины ООО «Ресурс» по договору аренды от 07 декабря 2016 года № 252/29.

Подпунктом 10 пункта 3.1 Положения (оспариваемым административным истцом в ходатайстве об изменении предмета иска), на территории заказника установлен запрет любой деятельности, противоречащей задачам заказника и режиму особой охраны его территории, установленному настоящим Положением, в том числе, заготовка древесины, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Проверяя оспариваемый пункт Положения на его соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 1, 3 статьи 24 Федерального закона № 33-ФЗ).

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В этой связи, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с абзацем 5 части 3 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 № 181 (в редакции от 12.03.2008) «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Пунктом 3.1 Положения на территории заказника установлены запреты любой деятельности, противоречащей задачам заказника и режиму особой охраны его территории, установленному настоящим Положением.

Пунктом 3.2 Положения определен перечень мероприятий, допустимых на территории заказника.

Из системного толкования пунктов 3.1 - 3.2 Положения следует, что перечень разрешенных мероприятий носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Возможность осуществления выборочных рубок на территории заказника «Комиссаровский» данное Положение на прямую не предусматривает, однако, допускает при этом заготовку дров и деловой древесины (в порядке проведения санитарно-оздоровительных и иных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов), что согласуется с пунктом 2 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов», а также Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470.

Мнение административного истца о том, что запрет заготовки древесины в контексте оспариваемого им подпункта 10 пункта 3.1 Положения содержит неопределенность, является следствием его субъективного толкования и какой-либо неопределенности не несет, поскольку фактически является отсылочным на Положение в целом.

Доводы административного истца о необходимости проведения государственной экологической экспертизы оспариваемого Положения, суд признает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм Федерального закона 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», поскольку проекты нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов, регулирующих вопросы создания, изменения или упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения не относятся к объектам, подлежащим государственной экологической экспертизе, перечень которых установлен статьями 11,12 названного Закона.

Ссылка ООО «Ресурс» на то обстоятельство, что оспариваемый ранее подпункт 9 пункта 3.2 Положения послужил основанием к отказу департамента лесного хозяйства Приморского края в утверждении Обществу проекта освоения лесов, не свидетельствует о нарушении права административного истца на текущий момент, поскольку решением Арбитражного суда Приморского края от 17 сентября 2020 года указанный приказ департамента лесного хозяйства Приморского края № 1688 от 28 ноября 2019 года признан недействительным. Данным судебным актом на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края возложена обязанность повторно рассмотреть проект освоения лесов по лесному участку Решетниковского участкового лесничества Уссурийского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины ООО «Ресурс» по договору аренды от 07 декабря 2016 года № 252/29.

Таким образом, анализ представленных доказательств в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм материального права, позволил суду сделать вывод о том, что подпункт 10 пункта 3.1 Положения не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Ресурс» суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании исполнительных органов государственной власти Приморского края -печатном издании «Приморская газета», а также на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Правительству Приморского края, заинтересованные лица - министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» о признании недействующим подпункта 10 пункта 3.1 Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Комиссаровский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 712-па «О создании государственного природного комплексного заказника краевого значения «Комиссаровский» - отказать.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании «Приморская газета», а также на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева