ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/2022 от 01.06.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-124/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд

в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

с участием прокурора Куприяновой М.С.

представителя административного истца – ФИО1

представителей административного ответчика - ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31 мая 2017 года № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области»,

установил:

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 31 мая 2017 года № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области» установлены нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области.

В частности в п. 1 приложения к названному постановлению для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5 установлены следующие нормативы (куб.м. в месяц на кв.м. площади):

- норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0308,

- норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0308,

- норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0616.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 01.06.2017, в печатном издании "Ивановская газета", № 45(6044), 09.06.2017.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 09.06.2017 № 145-н/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области» в оспариваемое постановление внесены изменения.

Вместе с тем, в оспариваемой части постановление не изменялось и действует в прежней редакции.

ФИО4 обратилась в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнений (т. 2 л.д. 2) просит признать недействующим указанное постановление Департамента энергетики и тарифов с даты принятия в части пункта 1 Приложения к постановлению, устанавливающего нормативы для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с этажностью от 1 до 5, полагая, что установленные данным пунктом нормативы непосредственно затрагивают интересы административного истца, поскольку она является собственником одной из квартир в доме по адресу: <адрес>. Оплата на основании данного норматива включена в квитанции за потребленные коммунальные ресурсы. Полагает, что в указанном доме в силу его конструктивных особенностей отсутствуют внутридомовые инженерные системы, по которым холодная и горячая вода подаются в нежилые помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отсутствуют внутридомовые инженерные системы водоотведения сточных вод, относящиеся к местам общего пользования многоквартирного дома, в связи с чем забор горячей и холодной воды, необходимой для обслуживания мест общего пользования многоквартирного дома, осуществляется посредством использования жилых помещений собственников, оснащенных приборами учета холодной и горячей воды с последующей компенсацией последним понесенных расходов. Обжалуемый акт в полном объеме не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу – ч. 9.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

В судебном заседании административный истец ФИО4 отсутствовала, просила дело рассмотреть без ее участия.

Представитель административного истца – ФИО1поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснениях к нему (т. 2 л.д. 1-2).

Представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО2, ФИО3возражали относительно удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях из которых следует, что Департамент установил оспариваемые нормативы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Административным истцом фактически оспаривается оформление нормативного правового акта и по сути порядок его применения.

Представитель ТСЖ «Автомобилист» ФИО5, участвовавшая в судебном заседании до перерыва, с требованиями административного истца согласилась, изложив свою позицию в устных и письменных пояснениях. Полагала, что Департамент в нарушение п. 4.1 Правил № 306, п. 9.1 Жилищного кодекса РФ не учел конструктивные особенности дома, которые не предусматривают возможность потребления горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об установлении нормативов, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, согласно которому Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением нормативов потребления коммунальных услуг в части газоснабжения и электроснабжения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. п. 1.1, 3.13).

Решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) (п. 1.4 Положения), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

В соответствии с пунктом 17 Правил № 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

Текст оспариваемого Постановления опубликован в установленном порядке на официальном сайте Правительства Ивановской области и в печатном издании «Ивановская газета».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах его полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Как следует из материалов дела, ФИО4 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Из пояснений представителя административного истца, заинтересованного лица, а также информации, представленной в ответ на запрос суда из ООО «Теплоснабжающая организация», АО «Водоканал» следует, что в расчетах с ресурсоснабжающими организациями, оказывающих услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению за потребленные коммунальные ресурсы используются нормативы, установленные оспариваемым постановлением в виду отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета горячей воды и сточных вод.

По мнению административного истца, установленные нормативы непосредственно затрагивают ее интересы, поскольку ею оплачиваются как фактически потребленные ресурсы (в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета), так и, как указано в иске, непотребляемые, начисляемые в соответствии с нормативом, в то время как в многоквартирном доме отсуствуют внутридомовые инженерные системы, по которым холодная и горячая вода подаются в нежилые помещения, входящие в состав общего имущества дома, а также внутридомовые инженерные системы водоотведения сточных вод, относящиеся к местам общего пользования многоквартирного дома.

Таким образом, административный истец, являясь субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе был обратиться в суд с рассмотренным в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения № 2 к Правилам № 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.

При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к данным Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

В силу пунктов 13, 19 названных Правил, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 29 Правил).

Из пунктов 13, 43 названных Правил следует, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.

Согласно формуле № 26, предусмотренной пунктом 27 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется как отношение численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м), умноженной на 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека).

В соответствии с п. 9 Правил № 306 нормативы установлены Департаментом на основании сведений, которые были предоставлены ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, органами местного самоуправления.

Как следует из экспертного заключения от 31 мая 2017 года дифференциация многоквартирных домов (далее - МКД) по категориям жилых помещений и определение нормативов с учетом этажности МКД произведена Департаментом с учетом положений п. 27 приложения 1 к Правилам №306 на основании совокупности данных о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, об этажности МКД, а также информация о степени благоустройства МКД, конструктивных и технических параметрах МКД.

При этом в качестве критерия разграничения было использовано наличие/отсутствие централизованного водоотведения, наличие/отсутствие централизованного холодного водоснабжения, наличие/отсутствие централизованного горячего водоснабжения, наличие/отсутствие водонагревателей, наличие/отсутствие оборудования раковинами, мойками, унитазами. Дифференциация норматива произведена также в зависимости от этажности многоквартирных жилых домов от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16.

Какие-либо дополнительные конструктивные и технические параметры (в том числе указываемая истцами оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием) критерием для дифференциации норматива не являлись.

Таким образом, оспариваемым постановлением были определены категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющих конструктивные и технические параметры и степень благоустройства, предусмотренные приложением № 2 к Правилам № 306. Примененная Департаментом дифференциация на категории МКД приведенным выше нормативным правовым актам не противоречит.

В ходе рассмотрения дела представители административного истца, заинтересованного лица не оспаривали, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оснащен централизованными системами водоснабжения и водоотведения, ссылаясь только на то, что места общего пользования не оснащены санитарно-техническим оборудованием и водоразборными устройствами, в связи с чем потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества конструктивно невозможно. При этом полагали, что в нарушение норм действующего законодательства для определения нормативов Департамент не запросил сведения о наличии в домах ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, наличие такой категории домов, в которых конструктивно отсутствуют водоразборные устройства горячего (холодного) водоснабжения и санитарно техническое оборудование в местах общего пользования при установлении нормативов не учтено.

Приведенные истцом, заинтересованным лицом доводы не могут служить основанием для признания нормативного правового акта недействующим в силу следующего.

Как следует из содержания формулы № 26, перечисленные в подпункте "а" пункта 4.1 Правил № 306 конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, заключающиеся в оснащенности мест общего пользования МКД водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, в расчете не фигурируют.

В соответствии с п. 29 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Согласно Минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 306 конструктивные и техническиепараметры многоквартирного дома или жилого дома – это показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома); степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

Таким образом, как следует из толкования приведенных норм, потребление коммунального ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из их непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома.

В соответствии с разъяснениями Минстроя России от 12.04.2017 № 12529-АЧ/04, отсутствие ресурсопотребляющих оборудования и устройств в составе общего имущества в многоквартирном доме не свидетельствует о полном отсутствии потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в МКД, поскольку потребление может происходить в ходе выполнения обязательных, включенных в минимальный перечень работ и услуг.

С учетом изложенного, суд считает, что доводы истца о том, что отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, основаны на ошибочном толковании закона и соглашается с позицией административного ответчика, сводящейся к тому, что для установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома достаточно чтобы услуги водоснабжения, водоотведения оказывались в помещениях этого дома с подключением к централизованной системе водоснабжения, водоотведения.

Ссылки административного истца на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта п. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, предусматривающей, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации суд также считает несостоятельными в виду того, что данная норма по своему содержанию регулирует не порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а порядок (условия) их применения при определении платы за содержание жилого помещения.

Наличие установленных нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не означает их безусловное применение. Как обоснованно отмечено в возражениях административного ответчика, соблюдение установленного частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ требования о включении в состав платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, должно проверяться на этапе заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в отношении поставки коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Вопросы, связанные с применением оспариваемого постановления при установлении размера платы за содержание жилого помещения к предмету рассматриваемого спора не относятся.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31 мая 2017 года № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Степанова Л.А.

Мотивированное решение составлено 2 июня 2022 года.