ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-124/2023 от 10.08.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2023-000171-41

дело № 3а-124/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2023 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Родоновой Л.А.,

с участием

старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелиной Е.А.,

представителей административного истца - избирательного объединения РОСТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Куцаевой И.М., Невольских А.М., Чилова Р.И.,

представителя административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области Макушенко А.Н.,

представителей заинтересованных лиц:

Регионального отделения в Ростовской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Бушковой Т.О.,

Ростовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дроздовой О.С.,

Ростовского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России Мотетова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску избирательного объединения РОСТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконными постановления Избирательной комиссии Ростовской области от 3 августа 2023 г. № 41-2, действий Избирательной комиссии Ростовской области, устранении допущенных нарушений,

у с т а н о в и л :

Избирательное объединение РОСТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее также РОО КПРФ), выдвинувшее областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва, обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

признать незаконным постановление Избирательной комиссии Ростовской области (далее также Комиссия) от 3 августа 2023 г. № 41-2 «О результатах проведения жеребьевки для размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва»;

признать незаконными действия Комиссии по проведению жеребьевки для определения порядка размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва (далее по тексту – жеребьевка) в отсутствие уполномоченного представителя названного избирательного объединения;

обязать Комиссию устранить допущенные нарушения закона и провести повторную жеребьевку с участием уполномоченных представителей всех избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов на указанных выборах.

В обоснование заявленных требований указано, что Комиссия в нарушение Областного закона от 12 мая 2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области», постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) изменила условия проведения жеребьевки, определив в постановлении Комиссии от 12 июля 2023 г. № 33-11, что избирательные объединения должны быть проинформированы о времени и дне проведения жеребьевки путем размещения информации на официальном сайте Комиссии в сети «Интернет» или на официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru).

По мнению РОО КПРФ, размещение указанной информации не на сайте Комиссии, а на официальном портале правовой информации усложнило процесс получения политическими партиями информации о времени и месте проведения жеребьевки. Административный истец также обращает внимание на то, что заседание Комиссии по вопросу определения даты проведения жеребьевки не созывалось, коллегиальное решение по этому вопросу не принималось; информация размещена на портале pravo.donland.ru за подписью секретаря Комиссии, не обладающего соответствующими полномочиями.

Ссылаясь на то, что Комиссия не обеспечила участие в жеребьевке всех избирательных объединений, областные списки кандидатов которых зарегистрированы, уполномоченный представитель избирательного объединения и член Комиссии с правом решающего голоса, назначенный от партии, при проведении жеребьевки не присутствовали, РОО КПРФ полагает, что при проведении жеребьевки и последующем утверждении её результатов постановлением Комиссии от 3 августа 2023 г. нарушен принцип равенства прав политических партий.

В судебном заседании представитель административного истца Куцаева И.М. поддержала административные исковые требования. Пояснила, что результаты проведенной жеребьевки могут оказать влияние на итоги голосования, учитывая утвержденное расположение наименования РОО КПРФ в избирательном бюллетене.

Участвовавшие в судебном заседании 9 августа 2023 г. представители административного истца Невольских А.М., Чилов Р.И. дополнительные объяснения не представили.

Представитель Комиссии Макушенко А.Н. не признал административный иск, настаивая на том, что жеребьевка проведена и её результаты утверждены с соблюдением требований закона.

Представители Регионального отделения в Ростовской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Бушкова Т.О., Ростовского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дроздова О.С., Ростовского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России Мотетов С.А. возражали против удовлетворения требований РОО КПРФ, указывая, что о времени и месте проведения жеребьевки представляемые ими избирательные объединения узнали из публикации на официальном портале правовой информации Ростовской области, нарушения при проведении жеребьевки допущены не были; определенные при жеребьевке номера в бюллетене с 3 августа 2023 г. используются ими при изготовлении и распространении агитационных материалов; удовлетворение требований административного истца может повлечь причинение убытков избирательным объединениям и введение избирателей в заблуждение.

Аналогичная позиция изложена в отзыве на административный иск, представленный в электронном виде представителем РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.

Представитель последнего из названных избирательных объединений, а также представитель Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Ростовской области с надлежаще подтвержденными полномочиями для участия в судебном заседании не явились.

Учитывая наличие в деле доказательств надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, непредставление доказательств уважительности причин неявки в суд, а также отсутствие предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения судебного заседания, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Емелиной Е.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

К подсудности областного суда в силу пункта 7 части 1 статьи 20 КАС РФ относятся дела об оспаривании решений (в том числе принятых в форме постановлений) избирательных комиссий субъекта Российской Федерации. Дела об оспаривании действий таких комиссий, по общему правилу, отнесены к компетенции районных судов.

Наряду с требованием об оспаривании постановления Комиссии административный истец просит признать незаконными действия Комиссии по проведению жеребьевки в отсутствие представителя РОО КПРФ. Вместе с тем, данное требование не подлежит самостоятельному рассмотрению, поскольку его разрешение само по себе не влечет наступления правовых последствий. По существу это требование направлено на проверку соблюдения порядка принятия постановления Комиссии от 3 августа 2023 г. № 41-2, утвердившего результаты проведенной жеребьевки. Соблюдение требований закона при проведении жеребьевки подлежит проверке судом, осуществляющим судебную поверку законности и обоснованности названного решения Комиссии. С учетом этого требования приняты к производству Ростовского областного суда в полном объеме.

Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 8 июня 2023 г. № 2092 на 10 сентября 2023 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва (опубликовано 9 июня 2023 г.).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 12 июня 2022 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 67-ФЗ).

Дополнительные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти Ростовской области определены Областным законом Ростовской области от 12 мая 2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» (далее – Областной закон № 525-ЗС).

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень.

В силу пункта 6 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 этого Федерального закона, и эмблемы избирательных объединений (если они были представлены в соответствующую комиссию).

Корреспондирующие названной норме положения пункта 18 статьи 56 Областного закона № 525-ЗС, предусматривают, что при проведении выборов депутатов представительных органов власти по единому избирательному округу в бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 23 данного Областного закона, а также эмблемы избирательных объединений (если они были представлены в организующую выборы комиссию в соответствии с частью 3 статьи 23 названного Областного закона) в одноцветном исполнении. Жеребьевку проводит организующая выборы комиссия с участием уполномоченных представителей избирательных объединений не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Номер, полученный избирательным объединением в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 12 июля 2023 г. № 33-11 утвержден Порядок проведения жеребьевки для определения размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области (далее – Порядок № 33-11).

Согласно пункту 1 Порядка № 33-11 жеребьевка проводится Комиссией с участием уполномоченных представителей избирательных объединений.

Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что Комиссия не позднее чем за один день до проведения жеребьевки информирует избирательные объединения о времени и дне её проведения путем размещения информации на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или размещения (опубликования) на официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru).

Судом установлено, что постановлениями Комиссии от 19 июля 2023 г. № 35-1 и № 35-2 зарегистрированы областные списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва, выдвинутые Региональным отделением в Ростовской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», РОСТОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ; постановлением от 28 июля 2023 г. № 38-1 зарегистрирован областной список, выдвинутый РОСТОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»; постановлениями от 31 июля 2023 г. № 39-1, № 39-2, № 39-3 – областные списки, выдвинутые Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Ростовским региональным отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России и Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Ростовской области.

2 августа 2023 г. Комиссией проведена жеребьевка для определения порядка размещения в избирательных бюллетенях наименований и эмблем политических партий, избирательных объединений.

В жеребьевке, как следует из протокола, приняли участие уполномоченные представители трех избирательных объединений, от трех других, в том числе от РОО КПРФ уполномоченные представители участие не принимали. По результатам жеребьевки РОО КПРФ получило шестой порядковый номер.

3 августа 2023 г. на заседании Комиссии принято постановление № 41-2 «О результатах проведения жеребьевки для размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва», которым утвержден приведенный в приложении к постановлению порядок размещения наименований и эмблем шести избирательных объединений, областные списки кандидатов, выдвинутые которыми, зарегистрированы Комиссией в избирательном бюллетене для голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва.

На выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области Избирательная комиссия Ростовской области является комиссией, организующей выборы. Следовательно, на основании приведенных выше законоположений организация проведения жеребьевки и утверждение её результатов входит в компетенцию Комиссии.

Комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Указанное число является установленным числом членов Комиссии с правом решающего голоса (статья 6 Областного закона Ростовской области от 15 марта 2004 г. № 95-ЗС «Об избирательной комиссии Ростовской области).

Полномочия 2 из 14 членов Комиссии приостановлены на основании пункта 5 статьи 41 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно протоколу заседания Комиссии от 3 августа 2023 г. № 41 в заседании, проводившемся в режиме веб-конференции, приняли участие 11 членов Комиссии с правом решающего голоса, 10 из которых проголосовали за утверждение результатов жеребьевки, 1 против.

В судебном заседании просмотрены предоставленные административным истцом фрагментарные видеозаписи с указанного заседания Комиссии, из которых усматривается, что в кабинете, из которого велась запись, присутствовал один член Комиссии, с остальными членами Комиссии была установлена видеосвязь. Голосование по обсуждаемым вопросам проводилось открыто путем поднятия рук. В некоторые моменты заседания на общем экране отображались не все участники.

Вместе с тем, просмотренная видеозапись с очевидностью позволяет установить, что по второму вопросу повестки дня – об утверждении результатов проведенной 2 августа 2023 г. жеребьевки – за принятие решения № 41-2 проголосовало большинство присутствовавших членов Комиссии с правом решающего голоса (файл IMG_5435). Заседание Комиссии проводилось в правомочном составе.

Возможность проведения заседаний Комиссии с использованием систем видеоконференц-связи и (или) веб-конференций предусмотрена пунктом 4.26 Регламента Избирательной комиссии Ростовской области, утвержденного постановлением Комиссии от 28 сентября 2017 г. № 9-15 (в редакции постановления от 6 апреля 2020 г. № 98-2). Проведение заседания Комиссии в одном из обозначенных форматов или в смешанном формате требованиям законодательства, вопреки доводам административного истца, не противоречит.

Жеребьевка проведена не позднее срока, установленного Областным законом № 525-ЗС (не позднее чем за 20 дней до дня голосования).

Положения Федерального закона № 67-ФЗ и Областного закона № 525-ЗС не регламентируют правила проведения жеребьевки. Не определены такие правила и решениями ЦИК России.

Постановление ЦИК России от 12 августа 2021 г. № 41/335-8, на которое административный истец ссылался как на акт, положения которого нарушены при проведении Комиссией жеребьевки, определяло порядок проведения подобной жеребьевки исключительно в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и не содержало норм, подлежащих применению в других кампаниях.

При таких обстоятельствах порядок проведения жеребьевки, в том числе способ информирования о времени и месте её проведения, могли определяться Комиссией исходя из общих принципов избирательного права.

Юридически значимым является то, были ли при этом Комиссией созданы равные для всех избирательных объединений возможности получения информации о времени и месте проведения жеребьевки, была ли эта информация своевременно доведена до сведения участников избирательного процесса, являлась ли она открытой и общедоступной.

Суд обращает внимание на то, что постановление от 12 июля 2023 г. № 33-11, в том числе утвержденный им Порядок, является действующим правовым актом и в настоящем деле предметом оспаривания не является.

Материалами дела подтверждено, что текст постановления от 12 июля 2023 г. № 33-11, определившего способ информирования избирательных объединений о времени и месте проведения жеребьевки, с приложением размещен на официальном сайте Комиссии 12 июля 2023 г.

Данное обстоятельство представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось. Из пояснений Куцаевой И.М. следует, что с постановлением № 33-11 она, как уполномоченный представитель избирательного объединения, ознакомилась своевременно.

Следовательно, административный истец наравне с другими участниками избирательного процесса должен был знать о двух возможных источниках, в которых будет размещена информация о времени и месте проведения жеребьевки. При несвоевременном изучении публикаций на каждом из названных информационных ресурсов избирательные объединения принимают на себя риск связанных с этим неблагоприятных последствий.

Из письма федерального государственного казенного учреждения «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» от 8 августа 2023 г. (л.д. 217) следует, что названным учреждением в период с 31 июля 2023 г. по 2 августа 2023 г. проводились технические работы на сервере технологической копии сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. В связи с этим отсутствовал доступ к администрированию технологической копии сайта Избирательной комиссии Ростовской области.

У суда отсутствуют достаточные основания для сомнений в достоверности информации, изложенной в указанном письме, и для признания представленных с ним сведений недопустимыми доказательствами, как об этом просил представитель административного истца. Обстоятельства, доказывающие подложность представленной информации, не выявлены.

Необходимость размещения информации о времени и месте проведения жеребьевки исключительно на официальном сайте Комиссии нормами действующего законодательства не обусловлена. С учетом этого для существа рассматриваемого спора не имеет правового значения, имелась или нет техническая возможность для размещения информации о времени и месте проведения жеребьевки на сайте Комиссии.

Из статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 19 Областного закона № 525-ЗС следует, что гласность в деятельности избирательных комиссий обеспечивается путем публикации ими решений, информации в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доведения её до сведения избирателей иным путем.

Избирательная комиссия Ростовской области является государственным органом Ростовской области (статья 23 Федерального закона № 67-ФЗ, статья 14 Областного закона № 525-ЗС, статья 4 Областного закона № 95-ЗС).

Возможность обнародования (опубликования) на официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) не только правовых актов, но и иной официальной информации государственных органов Ростовской области, предусмотрена статьей 9.1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке обнародования (опубликования) и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», а также Положением об официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2014 г. № 908.

Указанный портал является официальным сетевым изданием, утвержденным Правительством Ростовской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Ростовской области, иной официальной информации. Обнародование (опубликование) правовых актов и официальной информации на портале осуществляется только в разделе «Официальное опубликование». Портал является общедоступным источником, предоставляет возможность поиска, просмотра, печати и скачивания документов без применения дополнительных программных средств (пункты 1.2, 2.2, 2.4, 2.6 указанного выше Положения о портале).

Информация Комиссии о времени и месте проведения жеребьевки опубликована на портале (pravo.donland.ru) в разделе «Официальное опубликование» (номер опубликования 6149202307310001) 31 июля 2023 г., то есть более чем за один день до проведения жеребьевки, что не оспаривалось административным истцом.

Сведения, указывающие на наличие объективных препятствий для получения РОО КПРФ в лице его представителей информации о жеребьевке с сайта pravo.donland.ru, суду не представлены.

В рассматриваемом случае извещение (информационное письмо) опубликовано в открытом источнике, являлось общедоступным, представители всех избирательных объединений имели к опубликованной информации равный доступ, в связи с чем суд отклоняет доводы РОО КПРФ о нарушении принципа равенства при проведении жеребьевки.

Суд признает необоснованным довод административного истца об обязательности уведомления избирательных объединений о времени и месте проведения жеребьевки в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку проведение жеребьевки не подпадает под перечень случаев, на которые распространяются оговоренные этой нормой правила.

Законодательством не предусмотрена обязательность рассмотрения вопроса о назначении времени и места проведения жеребьевки на заседании Комиссии, необходимость принятия Комиссией по этому вопросу решения, соответствующего требованиям статьи 28 Федерального закона № 68-ФЗ. Данный вопрос носит организационный характер, который может быть разрешен в рабочем порядке. С учетом этого непринятие Комиссией решения по указанному вопросу и опубликование информации на официальном портале правовой информации за подписью секретаря Комиссии (который одновременно является членом Комиссии с правом решающего голоса и руководителем рабочей группы по проведению жеребьевки) требованиям правовых норм не противоречит и не свидетельствует о незаконности проведенной жеребьевки.

Положения пункта 18 статьи 56 Областного закона № 525-ЗС, пункта 1 Порядка № 33-11 о проведении жеребьевки с участием уполномоченных представителей избирательных объединений не означают, что отсутствие представителя какого-либо объединения само себе делает невозможным проведение жеребьевки и ставит под сомнение легитимность её результатов. В противном случае при уклонении представителей какого-либо избирательного объединения от участия в жеребьевке была бы поставлена под угрозу сама возможность её проведения и надлежащего определения порядка наименований избирательных объединений в избирательных бюллетенях.

Пункт 7 Порядка № 33-11 предусматривает особенности проведения жеребьевки в случае отсутствие уполномоченного представителя какого-либо избирательного объединения.

При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о том, что результаты жеребьевки нарушили права и законные интересы административного истца.

Руководствуясь статьями 177-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Избирательного объединения РОСТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ростовской области от 3 августа 2023 г. № 41-2 «О результатах проведения жеребьевки для размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва»; признании незаконными действий Избирательной комиссии Ростовской области по проведению жеребьевки для определения порядка размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва в отсутствие уполномоченного представителя названного избирательного объединения; возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушений путем проведения повторной жеребьевки с участием уполномоченных представителей всех избирательных объединений, областные списки кандидатов от которых зарегистрированы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 10 августа 2023 г.