РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 24 сентября 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Гуриной К.О.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
представителя административного истца - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1258/2018 по административному иску ООО «Света» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Света» обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующими пункты № №, №, № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. № 1907.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включены принадлежащие обществу нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, предназначение и фактическое использование которых не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, поскольку они не являются административными, офисными, торговыми, в них не размещены объекты общественного питания и бытового обслуживания. Вышеуказанные объекты расположены на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации центра сельскохозяйственного производства и включены в Перечень без фактического осмотра ответчиком.
Административный истец полагает, что необоснованное включение названных нежилых помещений в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель министерства ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, полагая что включение спорных помещений в Перечень соответствует требованиям п.п. 2 п. 1, п. 4 ст. 378.2 НК РФ, как предназначенных для размещения торговых объектов, поскольку по сведениям ЕГРН одним из видов разрешенного использования земельного участка, где находятся нежилые помещения, является размещение магазинов.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО «Света» подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В вышеуказанный Перечень под пунктами №№ №, №, №, соответственно, включены объекты капитального строительства, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами:
№ – нежилое помещение, площадью 500,1 кв.м;
№ – нежилое помещение, площадью 558, 9 кв.м;
№ – нежилое помещение, площадью 4149, 6 кв.м.
Помещения принадлежат на праве собственности ООО «Света», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.04.2015г., а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 18.07.2018г.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельств о государственной регистрации права собственности, спорные объекты капитального строительства имеют наименование и назначение «нежилое помещение».
Данными технических паспортов подтверждается, что в состав спорных нежилых помещений, согласно экспликациям, входят:
КН № - подсобные помещения;
КН № – холл, лестничная клетка;
КН № – участок испытаний, участок готовой продукции.
Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером №, имеющем наименование «нежилое здание» и назначение «Центр сельскохозяйственного производства».
Таким образом, наименование и назначение нежилых помещений по сведениям ЕГРН и технической документации не соответствует критериям, предусмотренным п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 378.2 НК РФ. Данных о процентном соотношении тех или иных помещений в здании государственный реестр недвижимости не содержит.
Здание «Центр сельскохозяйственного производства» расположено на земельном участке, площадью 7 391 кв.м с кадастровым номером №.
В обоснование возражений относительно заявленных требований, министерство имущественных отношений ссылается на то, что вид разрешенного использования названного земельного участка предполагает размещение на нем торговых объектов – магазинов, что в силу положений ст. 378.2 НК РФ является достаточным основанием для включения спорных помещений в Перечень.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.07.2018 г. вышеуказанный земельный участок является собственностью муниципального образования г.о. Тольятти и на дату формирования выписки имеет виды разрешенного использования «деловое управление», «магазины».
Вместе с тем, установлено, что на момент издания оспариваемого приказа № 1907 от 14.11.2016 г. земельный участок имел вид разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации центра сельскохозяйственного производства». Изменение вида разрешенного использования участка имело место на основании постановления администрации г.о. Тольятти от 24.08.2017 года № №, то есть во второй половине налогового периода 2017 года.
Таким образом, содержание вида разрешенного использования земельного участка на период 2017 года не может рассматриваться как безусловно определенное в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось. В удовлетворении заявления ООО «Света» о проведении осмотра объектов недвижимости министерством 21.06.2018 года было отказано.
Согласно Уставу общества основным видом деятельности ООО «Света» является сдача недвижимого имущества в аренду (внаем), управление и эксплуатация недвижимого имущества, операции с недвижимостью, залоговые операции, эксплуатация гаражей, стоянок и пр.
На основании определения суда от 24.07.2018 г. уполномоченной организацией ГКУ «Региональный центр недвижимости» проведен осмотр спорных нежилых помещений.
В соответствии с актами осмотра от 07.08.2018 г.:
- в нежилом помещении с кадастровым номером №, площадью 500, 1 кв.м, находятся склады, техническое помещение (теплоузел), коридор, лестница, пустые помещения; помещение доступ в которое не предоставлен, площадью 14, 5 кв.м., составляет менее 20% общей площади;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 558, 9 кв.м, является пустующим, 15 кв.м занимает лестница;
- в нежилом помещении с кадастровым номером №, площадью 4 149, 6 кв.м, склады занимают 4109, 6 кв.м, комната отдыха – 12, кв.м, коридоры – 27, 5 кв.м, сан.узел – 12, 5 кв.м; офисы – 57, 2 кв.м, что составляет менее 20% общей площади помещения.
При этом, здание, в котором расположены спорные помещения, в Перечень объектов на 2018 год не включено.
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств не подтверждает предназначение либо фактическое использование спорных нежилых помещений в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ, в аренду помещения не сдаются, какая либо самостоятельная коммерческая деятельность, не связанная с хозяйственной деятельностью общества, в них не ведется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимого имущества не соответствует критериям объектов недвижимости, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в оспариваемой части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. № 1907.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия данного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Света» удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1907 от 14.11.2016 года в части включения в него под пунктами №№ №, №, № нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.10.2018 г.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.