Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Красногорск, Московская область 07 февраля 2020 года Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А., при секретаре Куулар А.И., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-305/20 по административному исковому заявлению ООО «Ариес Групп», ООО «Дорадо М», ООО «Атлас XII», о признании недействующим со дня принятия ПАСПОРТ особо охраняемой природной территории местного значения - природного рекреационного комплекса «ПОДУШКИНСКИЙ ЛЕС», Утвержденный решением Совета депутатов Одинцовского Муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014г. № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014г. № 3/2», в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» следующих земельных участков: участка с кадастровым номером<данные изъяты> площадью 70 000 кв.м., принадлежащего на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Ариес Групп», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенных по адресу: <данные изъяты>, Одинцовский городской округ, Звенигородское лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал 17 выдел 7,10,12,21,22, участка с кадастровым номером: <данные изъяты> 83 077 кв.м., квартал 13 выдел 3,12 с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 6 923 кв.м. +/- 1456 кв.м. принадлежащих на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Атлас XII», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенных по адресу: <данные изъяты> участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 100 000 кв.м., принадлежащего на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Дорадо М», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенного по адресу: <данные изъяты> установил: ООО «Ариес Групп», ООО «Дорадо М» и ООО «Атлас ХII» обратились в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 01.07.2016г. № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекс «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014г. № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014 № 3/2» в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> Фактическое включение (нахождение) трех вышеназванных Участков в ООПТ местного значения - природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» подтверждено тремя заключениями кадастрового инженера ИП ФИО1. Согласно проведенному исследованию, при сопоставлении сведений о координатах Участка и ООПТТ выявлено, что участки <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в зону ООПТ местного значения - природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес». Каталог координат части ООПТ, совпадающих с границами Участков содержатся в Заключениях. Административные истцы являются долгосрочными арендаторами Участков, осуществляющими их хозяйственное использование (освоение) по целевому назначению в соответствии с Договором и утвержденным в установленном порядке Планом освоения лесов. В частности, согласно пп. б) п.3.3 Договора аренды, Арендатор имеет право осуществлять в соответствии с о ст. 21 Лесного кодекса РФ в установленном порядке создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой. Между тем установленные Решением от 1 июля 2016 года № 6/16 запреты и ограничения в связи с включением его в ООПТ местного значения - природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» в противоречии с положениями Лесного и Земельного кодексов РФ существенно ограничивают для Административного истца возможности хозяйственной (рекреационной) деятельности на Участках, сужая эти возможности в сравнении с возможностями, установленными Законом, Договором, Планом освоения лесов. В частности, Решением от 1 июля 2016 года № 6/16 на территории «Подушкинский лес» запрещены возведение некапитальных построек, установка временных сооружений, а также - организация туристических палаточных лагерей, туристических стоянок, бивуаков, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, пребывание на территории с духовым оружием и его использование, прослушивание аудиосредств без наушников, свободный выгул собак и многое другое. Следует особо отметить, что в документации аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, в обосновании стоимости аренды Участков, в положениях заключенных с Административным истцом Договоров аренды - отношение Участков к какой-либо ООПТ никак не обозначалось, а соответствующие ограничения хозяйственной деятельности никак не фигурировали. Таким образом, Решение от 1 июля 2016 года № 6/16 нарушает права и законные интересы Административных истцов, исключая или существенно ограничивая возможности землепользования и лесопользования в соответствии с установленным видом разрешенного использования Участков. В нарушение частей 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, административным ответчиком при принятии оспариваемого Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 были затронуты права административного истца в виде наложения не предусмотренных законом обременений. Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Оспариваемое Решение не соответствует Федеральному законодательству и законодательству Московской области, определяющим правовой статус особо охраняемых природных территорий. Частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Представитель Совета депутатов Одинцовского Муниципального района Московской области не согласился с требованиями заявленными ООО «Ариес Групп», ООО «Дорадо М», ООО «Атлас XII». Пояснил, что Согласно п.13,19, ч.3.1, ст.10 Устава Одинцовского муниципального района Московской области к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района на территориях сельских поселений Одинцовского муниципального района, относятся: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. В соответствии с п. 2.1, 2.2 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 13/7 особо охраняемая природная территория местного значения в районе организуется, как правило, без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. При организации особо охраняемой природной территории местного значения без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов категория принадлежащих земель не изменяется, а устанавливается особый правовой режим. Пользование землями, включенными ограничений, установленных режимом охраны особо охраняемой природной территории. В силу ст. 8 Закона Московской области от 23.07.2003г. № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области: разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения. 1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014г. №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2». Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 8 июля 2016 года № 27 (666), в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. Оспариваемый нормативно правовой акт принят уполномоченным представительным органом и соответствует Федеральному законодательству и законодательству Московской области. Представитель лесного хозяйства Московской области согласился с требованиями, заявленными административными истцами. Пояснил, что 01 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 года №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 года №3/2». Решение от 01 июля 2016 года № 6/16 было официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» № 27, в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2 (спецвыпуск), а также на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в сети Интернет. Указанные документы приняты взамен ранее действовавших Решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 18.12.2014г. № 16/1, решения от 24.12.2014г. № 3/2. При этом согласно утвержденному обжалуемым Решением Паспорту и «Схеме размещения ООПТ ПРК «Подушкинский лес» (карта), в состав ООПТ включены в том числе вышеуказанные арендуемые административными истцами земельные участки. Названный Паспорт содержит запреты и предписания общего характера, в т.ч. в отношении ограничения видов деятельности на природной территории (в т.ч. запрет строительства), устанавливает особо строгий режим охраны, зонирование ограничений рекреационного использования территории и т.п., - таким образом, имея содержание, свойственное нормативным правовым актам. В качестве арендаторов Участков, включенных в ООПТ, административные истцы стали субъектами отношений, регулируемых указанным Паспортом, соответственно к истцам применим оспариваемый нормативный правовой акт. Согласно Паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» арендаторы имеют право осуществлять в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ в установленном порядке создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой. Установленные Решением от 1 июля 2016 года № 6/16 запреты и ограничения в связи с включением его в ООПТ местного значения - природный рекреационный комплекс - Подушкинский лес» противоречат положениям Лесного и Земельного кодексов РФ существенно ограничивают для Административных истцов возможность хозяйственной (рекреационной) деятельности на Участках, сужая эти возможности в сравнении с возможностями, установленными Законом, Договором, Проектом освоения лесов. В частности, решением от 1 июля 2016 года № 6/16 на территории «Подушкинский лес» запрещены возведение некапитальных построек, установка временных сооружений, а также - организация туристических палаточных лагерей, туристических стоянок, бивуаков, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, пребывание на территории с духовым оружием и его использование, прослушивание аудиосредств без наушников, свободный выгул собак и многое другое. Прокурор полагала административный иск подлежащим удовлетворению. Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт по мнению прокурора необходимо признать недействующим со дня его принятия. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ООО «Ариес Групп», ООО «Дорадо М», ООО «Атлас XII», подлежащими удовлетворению. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, опубликован в установленном порядке в газете «Одинцовская неделя» № 37/2 от 20.09.2016г. Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Согласно п. 2 ст. 26.2 Закона Московской области от 23.07.2003г. № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 70 000 кв. м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для рекреационной деятельности, расположенный по адресу: <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации, предоставлен ООО «Ариес Групп» в аренду сроком до 2053 года по договору аренды лесного участка от <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 83 077 кв. м., и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 6 923 кв.м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для рекреационной деятельности, расположенные по адресу: <данные изъяты>, находятся в собственности Российской Федерации, предоставлены ООО «Атлас ХII» в аренду сроком до 2053 года по договору аренды лесного участка от <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 100 000 кв. м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для рекреационной деятельности, расположенный по адресу: <данные изъяты>, находится в собственности Российской Федерации, предоставлен ООО «Дорадо М» в аренду сроком до 2053 года по договору аренды лесного участка от <данные изъяты>. Указанные земельные участки вошли в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес», что подтверждается заключениями кадастрового инженера. Административные истцы являются долгосрочными арендаторами спорных земельных участков, осуществляющими его хозяйственное использование (освоение) по целевому назначению в соответствии с договором. В частности, согласно пп. «б» п. 3.3 договора, арендатор имеет право на создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ. Установленные оспариваемым решением запреты и ограничения в связи с включением спорных земельных участков в границы особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» ограничивают возможность хозяйственной (рекреационной) деятельности. Так, на территории особо охраняемой природной территории «Подушкинский лес» запрещены: возведение некапитальных построек, установка временных сооружений, а также организация туристических палаточных лагерей, туристических стоянок, бивуаков, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, пребывание на территории с духовым оружием и его использование, прослушивание аудиосредств без наушников, свободный выгул собак и многое другое. Согласно п. 7.6 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006 № 13/7, организация особо охраняемой природной территории местного значения и проект паспорта (положения) особо охраняемой природной территории должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; лесхозом в соответствии с полномочиями, утвержденными лесным законодательством, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на территории лесного фонда; управлением сельского хозяйства администрации района, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на землях сельскохозяйственного назначения; администрациями городских или (и) сельских поселений, если особо охраняемая природная территория или ее часть входят в состав поселений; Комитетом по охране природы; Управлением архитектуры и градостроительства района. Проект особо охраняемой природной территории может быть согласован с собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, намеченных к включению в состав территорий особо охраняемой природной территории. Доказательств получения таких согласований при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не представлено. Кроме того, жесткий режим использования может быть установлен ПАСПОРТом особо охраняемой природной территории местного значения, в отношении земельных участков находящихся в муниципальной собственности, земельные участки, находящиеся в аренде у административных истцов, являются землями Лесного Фонда РФ, находятся в Федеральной собственности. В соответствии с п.8 ст.2 Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) «Об особо охраняемых природных территориях» Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению. Необходимо признать недействующим с момента принятия ПАСПОРТ особо охраняемой природной территории местного значения - природного рекреационного комплекса «ПОДУШКИНСКИЙ ЛЕС», Утвержденный решением Совета депутатов Одинцовского Муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014г. № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014г. № 3/2»в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление ООО «Ариес Групп», ООО «Дорадо М», ООО «Атлас XII» удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия ПАСПОРТ особо охраняемой природной территории местного значения - природного рекреационного комплекса «ПОДУШКИНСКИЙ ЛЕС», Утвержденный решением Совета депутатов Одинцовского Муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014г. № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014г. <данные изъяты>», в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» следующих земельных участков: участка с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 70 000 кв.м., принадлежащего на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Ариес Групп», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенных по адресу: <данные изъяты> участка с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 83 077 кв.м.; квартал 13 выдел 3,12 с кадастровым номером: <данные изъяты> площадью 6 923 кв.м. +/- 1456 кв.м. принадлежащих на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Атлас XII», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенных по адресу: <данные изъяты> участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 100 000 кв.м., принадлежащего на праве долгосрочной аренды обществу с ограниченной ответственностью «Дорадо М», категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности, расположенного по адресу: <данные изъяты> На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |