Дело № 3а-2/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 января 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Михейкиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Вектор» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
ООО «Вектор» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в котором просит:
-установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 12 августа 2011 года равном его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; датой подачи заявления считать 27 декабря 2016 года;
-установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 августа 2011 года равном его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; датой подачи заявления считать 27 декабря 2016 года;
-установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 30 августа 2011 года равном его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; датой подачи заявления считать 27 декабря 2016 года.
В обоснование требований указало, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами № не соответствует их рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельных участков определена на основании отчета № от 20.12.2016 г. Так как значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью существенно затрагивает права административного истца и приводит к необоснованному увеличению суммы земельного налога, то, ссылаясь на действующее законодательство, просило установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании 16.01.2018 представитель административного истца ООО «Вектор» ФИО3 представил уточненный административный иск, в соответствии с которым просил:
-установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 09 сентября 2011 года в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
-установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 09 сентября 2011 года в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 20 октября 2011 года в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Вектор» и заинтересованного лица ФИО4- ФИО3 требования уточненного административного иска поддержал в полном объеме.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, правительство Ленинградской области.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и ФИО4
В письменном возражении представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области ФИО5 рассмотрение требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости оставил на усмотрение суда. Кадастровая стоимость земельных участков исчислена в соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития №222 от 12.08.2006 и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 (725,43 руб./кв.м.). Дата постановки на учет земельного участка с кадастровым номером № – 09.09.2011, земельного участка с кадастровым номером № – 09.09.2011, земельного участка с кадастровым номером № – 20.10.2011.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО5 требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости оставил на усмотрение суда.
В письменных возражениях представитель правительства Ленинградской области ФИО6, сослалась на имеющиеся замечания относительно представленного отчета об оценке. Проанализировав положения законодательства, полагала, что правительство Ленинградской области не является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области ФИО6 рассмотрение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
В письменных возражениях глава местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской ФИО7 области отметил, определенная отчетом рыночная стоимость в 10-15 раз меньше кадастровой, что вызывает у администрации сомнения в правильности расчета рыночной стоимости. Полагает, что оснований для внесения изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков не имеется, в связи с чем возражал против заявленных требований.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В обращении в суд от 10.01.2018 и.о. главы местной администрации МО Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО8 сообщила, что с результатами экспертизы местная администрация согласна; рассмотрение дела просила перенести на другую дату.
В возражении относительно заявленных требований представитель Управления Росреестра по Ленинградской области ФИО9, ссылаясь на Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222, пояснила, что кадастровая стоимость земельных участков исчислена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков дачных объединений, расположенных в Ломоносовском районе Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383, в размере 725,43 руб./кв.м. и площади земельных участков. Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления Росреестра по Ленинградской области.
Управление Росреестра по Ленинградской области, заинтересованное лицо ФИО4 о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе пояснения эксперта ФИО2, согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п/п 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 и п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) закреплено право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
С учетом требований ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 (в ред. от 17.09.2013) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области по состоянию на 1 января 2011 года.
В частности, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Ломоносовского муниципального района, составляет 725,43 руб./кв.м.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.09.2016, что ООО «Вектор» является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 16 950 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №.
В кадастровой справке относительно земельного участка с кадастровым номером № от 15.11.2016 указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.; кадастровая стоимость утверждена по состоянию на 18.08.2011; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 18.08.2011 г. №; дата утверждения кадастровой стоимости: 18 августа 2011 г.; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости отсутствует.
В выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2016 указано, что ООО «Вектор» является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 5456 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №.
В кадастровой справке относительно земельного участка с кадастровым номером № от 15.11.2016 указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.; кадастровая стоимость утверждена по состоянию на 12.08.2011; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 12.08.2011 г. №; дата утверждения кадастровой стоимости: 12 августа 2011 г.; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 28 ноября 2014.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.10.2016 ООО «Вектор» является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 111 372 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №.
В кадастровой справке относительно земельного участка с кадастровым номером № от 15.11.2016 указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.; кадастровая стоимость утверждена по состоянию на 30.08.2011; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 30.12.2010 г. №; дата утверждения кадастровой стоимости: 12 августа 2011 г.; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 28 ноября 2014.
Исследовав представленные кадастровые дела названных земельных участков, суд установил, что: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была внесена в ГКН 09.09.2011 в соответствии с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от 26.07.2011; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была внесена в ГКН 09.09.2011 в соответствии с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от 26.07.2011; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была внесена в ГКН 20.10.2011 в соответствии с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от 27.07.2011.
Отчетом № от 20.12.2016 г., составленным оценщиком ФИО1 являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков – Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» (НП «СРО «НКСО»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере – <данные изъяты> рублей(по состоянию на 12.08.2011); земельного участка с кадастровым номером № определена в размере – <данные изъяты> рублей(по состоянию на 18.08.2011); земельного участка с кадастровым номером № определена в размере – <данные изъяты> рублей(по состоянию на 30.08.2011).
В названном отчете об оценке проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведен анализ наиболее эффективного использования. Оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием объекта оценки является: использование его для внутрихозяйственных дорог.
В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельных участков отобран сравнительный подход (метод сравнения продаж). Отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован. В качестве объектов-аналогов отобрано 4 объекта-аналога имеющие иной вид разрешенного использования, а также дату продажи. При выборе аналогов рассматривались земельные участки, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Далее для проведения расчетов оценщиком отбирались аналоги по следующим критериям: наиболее сопоставимое местоположение; идентичная категория и вид разрешенного использования или возможность использования под назначение, соответствующее объекту оценки; наиболее сопоставимая площадь в кв.м. для каждого оцениваемого участка. Для сравнения объектов оценки с другими объектами недвижимости использованы следующие элементы сравнения: поправка на передаваемые права, поправка на уторгование, поправка на условия финансирования, поправка на условия продажи, поправка на условия рынка. Корректировка по виду разрешенного использования не проводилась. В отчете приведены результаты расчетов проведения корректировки по последовательным элементам сравнения и корректировки по независимым элементам сравнения. Заключительным элементом аналитического исследования ценностных характеристик оцениваемого объекта является сопоставление расчетных стоимостей, полученных при помощи использованных классических методов оценки. Рыночная стоимость объекта рассчитана сравнительным подходом без проведения согласования.
По ходатайству представителя административного истца ООО «ВЕКТОР» и заинтересованного лица ФИО4 -ФИО3 на основании ст.ст.77, 78 КАС РФ определением суда от 21 ноября 2017 г. по делу назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом вопроса об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № по состоянию на 09 сентября 2011 г., № по состоянию на 09 сентября 2011 г., № по состоянию на 20 октября 2011 г.
Проведение судебной экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Стройэкспертсервис», расположенного по адресу: <адрес>).
Согласно заключению эксперта ФИО2 от 21.12.2017 г. № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 09.09.2011 г. составляет <данные изъяты> рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 950 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 09.09.2011 г. составляет <данные изъяты> рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 111 372 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 20.10.2011 г. составляет <данные изъяты> рублей.
Для проведения оценки земельных участков экспертом использован сравнительный подход (метод сравнения продаж). Экспертом проведена оценка исходя из того, что наиболее эффективное использование оцениваемых земельных участков соответствует их виду разрешенного использования – для дачного строительства в рамках категории земель сельскохозяйственного назначения. В качестве единицы сравнения выбран широко используемый участниками рынка удельный показатель стоимости объекта за 1 кв.м. общей площади, руб./кв.м (НДС не облагается). Основными критериями выбора объектов-аналогов являлись: расположение в Ломоносовском районе Ленинградской области, расположение вне пределов крупных населенных пунктов, на территории поселков дачного и садоводческого типа; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; возможное функциональное использование – для ведения дачного и садоводческого хозяйства; площадь от 2000-5000 кв.м. В результате экспертом отобрано восемь объектов-аналогов, отвечающих основным критериям выбора. Экспертом использованы следующие элементы сравнения: передаваемые имущественные права; условия финансирования; условия продажи; условия рынка; вид использования (категория земель и вид разрешенного использования); местоположение; форма объектов сравнения; обеспеченность инженерными коммуникациями. Проведена корректировка по следующим элементам сравнения: условия рынка и форма участка. При расчете рыночной стоимости объектов исследования применены понижающие коэффициенты. При определении итогового значения рыночной стоимости объектов исследования применено математическое округление до шестого знака.
Допрошенный в качестве эксперта – эксперт ФИО2 пояснил, что при определении рыночной стоимости использовался сравнительный подход (метод сравнения продаж). По методологии оценки, затратный подход не применяется для самостоятельной оценки незастроенных земельных участков. Поскольку объекты оценки являются незастроенные, а методы выделения и распределения предназначены для оценки застроенных земельных участков, то данные методы не применялись. Доходный подход использовать не представилось возможным из-за конфигурации земельного участка. Объекты-аналоги подобраны исходя из их расположения (в Ломоносовском районе), что и объект оценки. Объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка и сопоставимы по ценообразующим факторам. Проведена корректировка по первой и по второй группе элементов сравнения (корректировка на условия рынка и корректировка на форму участка). Корректировка на площадь проводилась, но один раз. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере 25% площади садовых или огородных земельных участков. Была применена понижающая корректировка к итоговому расчетному значению удельного показателя, а также применено математическое округление к итоговому значению рыночной стоимости.
Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков исчислена в соответствии правилами п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 №222.
С учетом требований ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ, дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в связи с постановкой на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости – 09.09.2011 и 20.10.2011 г., суд полагает, что кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 09.09.2011 и 20.10.2011.
Соответственно, по состоянию на указанную выше дату экспертом в заключении № от 21.12.2017 определена рыночная стоимость земельных участков.
В отношении даты, по состоянию на которую судебным экспертом в заключении установлена рыночная стоимость земельных участков, у участников процесса возражений не имеется.
Так как очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ленинградской области в срок, установленный ст.24.12 Федерального закона не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить ООО «Вектор» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Исследуя представленный отчет об оценке, суд учитывает, что при проведении оценки земельного участка оценщиком допущены недостатки, перечисленные выше и свидетельствующие о том, что при определении рыночной стоимости земельных участков не были соблюдены в полной мере требования п.п.10, 12 ФСО №1, п.22 ФСО №7, и которые вызвали у участников процесса определенные сомнения в правильности проведения оценки, что повлекло за собой необходимость проведения по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков. Кроме этого, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, названным отчетом установлена рыночная стоимость земельных участков не на даты установления их кадастровой стоимости, а на иные даты.
В связи с чем, представленный административным истцом отчет об № от 20.12.2016 суд не может признать надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №.
Оценивая заключение судебного эксперта от № от 21.12.2017, суд отмечает следующее.
В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта от № от 21.12.2017 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь ст.82 КАС РФ и положениями Федерального закона №135-ФЗ, суд признает названное выше заключение эксперта от № от 21.12.2017 надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости названных выше земельных участков по состоянию на 09.09.2011 и 20.10.2011 г.
Согласно требованиям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление. В данном случае заявление ООО «Вектор» поступило в комиссию 27 декабря 2016 года.
С учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может также согласиться с обоснованностью утверждения представителя правительства Ленинградской области о том, что правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Вектор» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли дачного строительства, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей, по состоянию на 09 сентября 2011 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 950 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей, по состоянию на 09 сентября 2011 года, на период с 01 января и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 111 372 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей, по состоянию на 20 октября 2011 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости названных земельных участков считать 27 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную коллегию Ленинградского областного суда в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 января 2018 года.