ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-125/19 от 27.12.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 27 декабря 2019 г. по делу № 3а-125/2019

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Ивановой О.В.

при секретаре судебного заседания Лемех М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Финансовая система» к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области, заинтересованные лица – администрация муниципального образования «Гвардейский городской округ», Управление имущественных, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Финансовая система» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001:15, площадью 34900 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная территория, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Озерки, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года – 4947 000 рублей

Административные исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок принадлежит ООО « Финансовая система» на праве аренды на основании соглашения от 20 апреля 2012 года об уступке прав и обязанностей по договору № 21/258 аренды земельного участка от 20 января 2004 года, заключенному на срок по 15 января 2053 года. Право аренды зарегистрировано в установленном порядке. Постановлением Правительства Калининградской области № 641 от 29 августа 2013 года кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2012 года в размере 24295 286 рублей. Установленная кадастровая стоимость, по утверждению административного истца, не соответствует рыночной стоимости земельного участка, которая согласно отчету об оценке № НД-ЗУ 08/917 от 24 июня 2019 года по состоянию на 1 января 2012 года составляет 4947 000 рублей. Существенное превышение кадастровой стоимости нарушает права административного истца при том, что расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Кроме того, административный истец просил восстановить процессуальный срок для подачи указанного административного искового заявления (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации), указав, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 19 сентября 2013 года и являются актуальными до настоящего времени.

В судебном заседании представитель ООО «Финансовая система» Степаненко Е.А. заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока и административный иск поддержала, полагала возможным при разрешении заявленных исковых требований на усмотрение суда исходить из рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, установленной заключением проведенной по административному делу судебной экспертизы.

Представитель Управления имущественных, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» Бреньков Д.А. полагает рыночную стоимость, которую административный истец просит установить, недоказанной, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением проведенной по административному делу судебной экспертизы.

Представители Управления Росреестра по Калининградской области, Правительства Калининградской области, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

С учетом мнения представителей административного истца и заинтересованного лица, положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, пояснения эксперта Будкиной Ю.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок на оспаривание кадастровой стоимости соотносился с минимальной периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, установленной частью первой статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ее первоначальной редакции), согласно которой государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части первой статьи 24.12 слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.

Таким образом, на момент подачи административного искового заявления минимальная периодичность проведения государственной кадастровой оценки не установлена законом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001:15 внесены 19 сентября 2013 года (л.д. 9).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 24295286 (равно как и иных земельных участков из состава земель населенных пунктов) по состоянию на 1 января 2012 года установлена постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».

Данное постановление Правительства Калининградской области действует до настоящего времени.

Очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов до настоящего времени в Калининградской области не завершена.

Административное исковое заявление подано в суд 23 сентября 2019 года, то есть по истечении пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Учитывая закрепленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принцип достоверности сведений государственного кадастра недвижимости и принимая во внимание актуальность оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит восстановлению.

ООО «Финансовая система»» 15 июля 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости указанного земельного участков в размере рыночной, уведомлением которой от 22 июля 2019 года № 19-36/13582 заявление возращено без рассмотрения со ссылкой на обращение с таким заявлением по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, административным истцом соблюден предусмотренный Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» досудебный порядок урегулирования спора.

Разрешая настоящий спор по существу, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 39:02:160001:15, площадью 34900 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная территория, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район п. Озерки, принадлежит ООО «Финансовая система» на праве аренды на основании соглашения от 20 апреля 2012 года об уступке прав и обязанностей по договору № 21/258 аренды земельного участка от 20 января 2004 года, заключенному на срок по 15 января 2053 года, что подтверждено соответствующими договорами (л.д. 14-25).

Право аренды зарегистрировано в установленном порядке (л.д. 10-13).

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Калининградской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года в размере 24295286 рублей.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 этой же статьи кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного Кодекса РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года № 336 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Из содержания пунктов 2, 4, 6, 7 названного Порядка следует, что при наличии кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный реестр недвижимости, с учетом коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка, определяемого нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Условиями договора аренды № 21/258 от 20 января 2004 года предусмотрено, что базовая ставка арендной платы на текущий год за участок установлена на основании пункта 13.4 приложения № 2 Решения Совета депутатов МО «Гвардейский раойн» № 64 от 28 ноября 2003 года «Об утверждении «Положения о методике расчета и взимания арендной платы за землю на территории МО «Гвардейский район». Размер арендной платы может изменяться в случае принятия соответствующего решения районным Советом депутатов муниципального образования «Гвардейский район».

Так, Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 24 декабря 2014 года N 379 "Об утверждении Положения (методики) установления коэффициентов для исчисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ" (с последующими его изменениями) размер арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В судебном заседании представитель Управления имущественных, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» Бреньков Д.А. подтвердил, что административный истец, являясь арендатором указанного земельного участка, обязан уплачивать арендную плату, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный реестр недвижимости.

Таким образом, превышение кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет нарушение прав арендатора вследствие увеличения размера арендной платы.

Права арендатора, нарушенные подобным несоответствием внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с последующим внесением соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка.

В обоснование административного иска ООО «Финансовая система» представило суду результаты отчета № НД-ЗУ 08/917 ООО «Балтийская оценочная компания» (л.д. 26-62), в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001:15 составляет 4947000 рублей.

С целью проверки обоснованности отчета, представленного административным истцом, и замечаний заинтересованного лица на данный отчет, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением суда от 18 ноября 2019 года по ходатайству представителя муниципального имущества «Гвардейский городской округ» по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, производство которой поручено эксперту ИП Будкиной Ю.И.

Согласно полученному по итогам судебной экспертизы заключению эксперта ИП Будкиной Ю.И. от 9 декабря 2019 года № 2019-10/Э (т. 2 л.д. 1-39) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001:15, площадью 34900 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная территория, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Озерки, на 1 января 2012 года составляет 9331 200 рублей.

Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом ИП Будкиной Ю.И., обладающей правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 84 настоящего Кодекса.

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» эксперт имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

При оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Таким образом, судебный эксперт вправе самостоятельно выбрать метод проведения оценки.

В исследовательской части экспертного заключения экспертом произведен анализ рынка объекта оценки. Подробно описан процесс оценки объекта, выбор методов расчета, приведены обоснования применения сравнительного подхода определения стоимости земельного участка.

Эксперт Будкина Ю.И. в суде дала подробные объяснения относительно проведенной ею по подбору объектов-аналогов работы, а также дала исчерпывающие ответы относительно ее заключения вопросы.

Выводы эксперта, основанные на исследовательской части экспертного заключения, сторонами не опровергнуты. При этом экспертное заключение является полным и не содержит неясностей в выводах.

Данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, по делу не установлено, стороны на наличие таких обстоятельств не ссылались.

Доводов и доказательств, опровергающих выводы эксперта или вызывающих сомнение в обоснованности и объективности сделанных выводов, сторонами также не представлено.

Оценивая экспертное заключение в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что оно не вызывает каких-либо сомнений, поскольку отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; выводы экспертного заключения полностью согласуются с его исследовательской частью.

Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.

На основании изложенного суд расценивает заключение эксперта как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Более того, представитель административного истца и представитель заинтересованного лица Управления имущественных, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» выводы судебной экспертизы не оспаривали и полагали возможным удовлетворить заявленные исковые требования с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением проведенной по административному делу судебной экспертизы.

Поскольку установленная по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося арендатором этого земельного участка, суд находит административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта ИП Будкиной Ю.И., подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «Финансовая система» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001:15, площадью 34900 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная территория, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Озерки, в размере его рыночной стоимости - 9331 200 рублей по состоянию на 1 января 2012 года.

Датой подачи ООО «Финансовая система» заявления об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области - 15 июля 2019 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 10 января 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда О.В. Иванова