РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О.В., при помощнике судьи Такаевой А.А., с участием прокурора Быхановой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-125/2022 (3а-1537/2021) по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области, администрации городского округа Балашиха о признании недействующей с момента принятия ст. 28 «Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области» в части, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в Московский областной суд с иском к Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области, администрации городского округа Балашихас уточненными в ходе судебного разбирательства требованиями о признании недействующей с момента принятия ст. 28 «Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области», утвержденных постановлением администрации городского округа Балашиха № 715-ПА от 10.08.2021, в части установления минимальных допустимых предельных размеров земельных участков в размере 3 000 кв.м для условно разрешенного вида использования - «Гостиничное обслуживание» для зоны Ж-2. В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты> с основным видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»,вспомогательным – «для обслуживания жилой застройки, для иных видов жилой застройки».На вышеуказанном земельном участке ФИО1 был построен 3 этажный жилой дом, площадью 1 121,1 кв.м, который она намеревалась использовать в предпринимательской деятельности (использование в качестве гостиничного обслуживая, хостела). Согласно утвержденным администрацией городского округа Балашиха Градостроительному плану и Правил землепользования, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, входит в зону «Ж-2». В отношении земельных участков, расположенных в зоне «Ж-2», также предусмотрен условно-разрешенный вид использования - «гостиничное обслуживание». В связи с необходимостью получения разрешительной документации для ведения деятельности по гостиничному обслуживанию и соблюдения требований земельного законодательства, ФИО1 направила заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области об изменении условно-разрешенноговида использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования - «гостиничное обслуживание». В связи с обращением ФИО1 25 марта 2020 г. состоялись публичные слушания, по результатам которого Комиссией было принято решение о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиничное обслуживание» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, при условии исключения объекта из реестра самовольных построек. Решением Балашихинского городского суда Московской области от 25 марта 2021 г. по делу № 2-9/2021 администрации г.о. Балашиха было отказано в удовлетворении требований о признания здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> самовольной постройкой и его сносе.При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что здание возведено на земельном участке, отведенном для этих целей. Изменение назначения существующего здания с «Жилое здание» на «Гостиничный корпус» не повлекут нарушение требований технических регламентов, в том числе устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий, прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, возможность причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках». В связи с вступлением в силу решения Балашихинского городского суда Московской области от 25 марта 2021 г., ФИО1 обратилась в Комитет по Архитектуре и Градостроительству Московской области с заявлением «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области».08 октября 2021 г. ФИО1 было получено решение об отказе в приемке документов по следующим основаниям: наличие здания в реестре самовольных построек; а также не соответствие установленных минимальных размеров (3 000 м) для земельного участка расположенного в зоне «Ж-2» для запрашиваемого вида разрешенного использования. После исключения Администрацией здания из реестра самовольных построек, ФИО1 повторно обратилась в Мособлархитектуру с заявлением. 27 октября 2021 г. ФИО1 было получено решении об отказе в приеме документов по следующему основанию: «В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области от 10.08.2021 г. № 715-ПА указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, градостроительным регламентом которой для запрашиваемого вида разрешенного использования установлены минимальные (3 000 кв.м) и максимальные (10000 кв. м) земельные участки». Однако, в ранее действовавших Правилах землепользования и застройки, утвержденных Решением совета депутатов городского округа Балашиха от 27.12.2017 г. № 03/50 для территориальной зоны Ж-2 и виду разрешенного использования - «гостиничное обслуживание» был установлен минимальный размер земельного участка - от 1000 кв.м. Таким образом, полагала, что ст.28 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, нарушаетее права и законные интересы как собственника земельного участка, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и подлежит отмене. Новые Правила не содержат какие-либо финансово-экономические, технические,правовые обоснования увеличения минимального допустимого размера земельного участка для вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание» для зон Ж, не указано, с чем связано и чем мотивировано такое увеличение площади. Кроме того, не учтен результат Публичного слушания от 15 марта 2020 г. по которому комиссия считала возможным предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиничное обслуживание» для принадлежащего ей земельного участка. Административный истец указывает, что изменение, путем увеличения, минимального допустимого размера земельного участка для вида разрешенного использования — «гостиничное обслуживание» в отношении одной территориальной зоны и при этом сохранение минимального допустимого размера земельного участка для вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание» для других зон никак не соотносится с принципами стабильности и недопущения внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Оспариваемая норма существенно отличается от норм и показателей установленных на всей территории Московской области, из 60 городских округов в Московской области, Правила землепользования и застройки 57 округов содержат предельно минимальные размеры земельных участков для условно разрешенного вида использования - «гостиничное обслуживание» от 1000 кв.м(имеются и от 500 кв.м.) На основании изложенного, административный истец просил суд признать оспариваемую норму недействующей с момента принятия. Представитель административного истца в судебномзаседании уточненные требования поддержал в полном объемепо доводам, изложенным в иске, уточнениям к иску, письменным пояснениям. Представитель административного ответчикаСовета депутатов городского округа Балашиха Московской области и администрации городского округа Балашихав судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Указывал, что оспариваемые нормативно-правовые акта приняты и опубликованы в установленном законом порядке, прав административного истца не нарушают. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству Московской области представил письменный отзыв, в котором полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Решением Совета депутатов г.о. Балашиха от <данные изъяты> № 03/50 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Балашиха МО» в городском округе Балашиха утверждены Правила землепользования и застройки городского округа. Названный нормативный акт был опубликован в газете «ФАКТ» (выпуск от 11.01.2018 г. № 1/1 (12397), а также на официальном сайте органа местного самоуправления. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании решения градостроительного совета Московской области, обращения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, руководствуясь положением по организации проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, постановлением Главы городского округа Балашиха были назначены и проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории в части территорий г. о. Балашиха Московской области. 23.08.2019 г., 24.08.2019 г. 26.08.2019 г., 27.08.2019 г. в адрес Администрации г.о. Балашиха поступили обращения граждан с просьбой включить в протокол публичных слушаний, проводимых по вопросу «Внесение изменений в «Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Балашиха Московской области» следующие предложения и замечания: в части градостроительного регламента жилых зон (статья 28 проекта внесения изменений в ПЗЗ), в разделе Ж-2 «зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Ж-3 «зона смешанной малоэтажной жилой застройки» - увеличить минимально допустимые пределы земельных участков, предназначенных для гостиничного обслуживания с 1000 кв.м. до 3000 м. А максимальный процент застройки, в том числе в зависимости от количества надземных этажей делать, как для ИЖС в размере 40 %. Названная позиция жителей мотивирована тем, что изменение данных параметров будет способствовать снижению социальной напряженности и протестной активности в микрорайонах, в которых застройщики гостиниц, домов отдыха краткосрочного пребывания, осуществляют строительство названных объектов в зоне Ж-2 вблизи частных домов; уменьшению риска возникновения конфликтов между собственниками жилых домов, членов их семей и владельцами гостиниц, домов отдыха краткосрочного пребывания, на фоне строительства объектов гостиничного обслуживания на небольших участках земли. Как следует из заключения по результатам публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московская области» от 12.09.2019 г. (п.34), комиссия посчитала целесообразным рассмотреть вышеуказанное предложение. Согласно ст. 26 Устава г.о. Балашиха к исключительной компетенции Совета депутатов в юридически значимый период времени относилось - утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа (п. 9); 23.12.2020 г. состоялось внеочередное заседание с повесткой дня: «О внесении изменений в решение Совета депутатов Городского округа Балашиха от 27.12.2017 г. № 02/50 «Об утверждении генерального плана Городского округа Балашиха», а также о внесении изменений в решение Совета депутатов г.о. Балашиха от 27.12.2017 г. № 03/50 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области». Ввиду того, что Редакция Правил землепользования и застройки была одобрена на заседании Градостроительного совета Московской области (протоколы № 46 от 24.11.2020 г., протоколы № 49 от 23.12.2019 г.), с учетом результатов публичных слушаний, Совет депутатов утвердил указанную редакцию, которая впоследствии была опубликована в газете «ФАКТ», а также на официальном сайте органа местного самоуправления. Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры и по результатам проведения публичных слушаний. Законом Московской области от 28.12.2020 № 308/2020-03 в Закон Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-03 «О Генеральном плане развития Московской области» введена статья 16.1, в соответствии с которой правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией муниципального образования Московской области (часть1). Правила землепользования и застройки муниципальных образований подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в срок до 31 декабря 2021 года без проведения публичных слушаний (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной Администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией (часть 2). 10.08.2021 постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области № 715-ПА утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области. В связи с переутверждением ПЗЗСоветом депутатов 22.09.2021г. признаны утратившими силу утвержденные им Правила землепользования и застройки №03/50 от 27.12.2017 г. Нарушений порядка принятия и утверждения оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов судом не выявлено, данные акты официально опубликованы для всеобщего сведения. Отказывая в удовлетворении ходатайства административного истца о замене ненадлежащего ответчика Совета Депутатов городского округа Балашиха на Администрацию городского округа Балашиха и о передаче административного дела по подсудности в Балашихинский городской суд Московской области суд исходит из следующего. Оспариваемые административным истцом положения были утверждены Решением Совета депутатов г.о Балашиха от 27.12.2017 № 03/50 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Балашиха МО» с последующими изменениями от 15.08.2018 № 02/59, от 09.09.2020 № 02/89,от 23.12.2020 № 03/05.Публичные слушания по вопросам утверждения ПЗЗ и внесения в него изменений проведены в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Оспариваемые положения применялись к административному истцу в период их действия, и были переутверждены Администрацией городского округа без проведения публичных слушаний. При таких обстоятельствах, надлежащими ответчиками по делу являются и Совет депутатов городского округа Балашиха Московской области и администрация городского округа Балашиха, а дело подлежит рассмотрению Московским областным судом в порядке главы 21 КАС РФ. Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего. Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1750 кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты> Б., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН, основным видом разрешенного использования (ВРИ) земельного участка является «для ведения личного подсобного хозяйства», вспомогательным «для обслуживания жилой застройки, для иных видов жилой застройки». Согласно утвержденным Администрацией городского округа Балашиха Градостроительному плану и Правил землепользования, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, входит в зону «Ж-2». Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ. Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В качестве основных видов разрешенного использования градостроительнымрегламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) предусмотрены,в том числе следующие виды: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), ведение огородничества, хранение автотранспорта и др. Таким образом, градостроительное зонирование в отношении указанного земельного участка соответствует генеральному плану как первичному документу не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку позволяет использовать земельный участок с кадастровым номером 50:15:0060110:374 в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для ведения личного хозяйства. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного (использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). Вспомогательный вид рассматриваемого земельного участка — обслуживание жилой застройки — предполагает возможность размещения объектов капитального строительства, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, как например, вспомогательный вид разрешенного использования — коммунальное обслуживание (3.1), который предусмотрен в градостроительном регламенте зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2), что соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412. Из текста искового заявления следует, что на спорном земельном участке ФИО1 возвела трех-этажное строение, которое намеревалась использовать в качестве хостела (гостиницы). Для получения разрешительной документации ведения деятельности по гостиничному обслуживанию ФИО1 направила заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области об изменении условно-разрешенноговида использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования - «гостиничное обслуживание». В связи с обращением ФИО1 Постановлением Главы городского округа Балашиха от 06.03.2020 г. № 8-ПГ были назначены публичные слушания по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования - «гостиничное обслуживание» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> состоялись публичные слушания, по результатам которого Комиссией было принято решение о возможном предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиничное обслуживание» для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, при условии исключения расположенного на нем объекта из реестра самовольных построек. Решением Балашихинского городского суда Московской области от 25 марта 2021 г. по делу № 2-9/2021 Администрации городского округа Балашиха было отказано в удовлетворении требований о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> самовольной постройкой и его сносе. После исключения здания из реестра самовольных построек, <данные изъяты>ФИО1 было получено решение об отказе в приеме документов по следующему основанию: «В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области от 10.08.2021 г. № 715-ПА. Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, градостроительным регламентом которой для запрашиваемого вида разрешенного использования установлены минимальные (3 000 кв.м) и максимальные (10000 кв.м.) земельные участки». Таким образом, административный истец имеет право на оспаривание нормативно-правового акта. Федеральным законодательством ограничено право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии градостроительным законодательством и правилами землепользования и застройки. Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Как следует из пункта 2 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. В силу части 2 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ размеры и параметры, их сочетания. Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление применительно к каждой территориальной зоне предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади является дискрецией органов местного самоуправления. Исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела 2А-91/2021, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что установление для условно разрешенного использования вида «гостиничное обслуживание» предельного минимального размера земельного участка от 3 000 кв.м для территориальной зоны Ж-2 в г.о. Балашиха не было произвольным и обусловлено следующим. В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Постановлением Главы городского округа Балашиха от 12.07.2019 № 13-ПГ назначены публичные слушания по проекту «Внесение изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области. В ходе проведения публичных слушаний поступили замечания жителей о необходимости увеличения минимально допустимых размеров земельных участков, предназначенных для гостиничного обслуживания с 1 000 кв.м, до 3 000 кв.м, что приведет к снижению социальной напряженности на фоне строительства объектов гостиничного обслуживания на небольших земельных участках. По результатам публичных слушаний составлено заключение от 12.09.2019, согласно которому комиссия посчитала целесообразным рассмотреть предложение об увеличении минимально допустимых размеров земельных участков под гостиничное обслуживание с 1 000 кв.м, до 3 000 кв.м, с максимальным процентом застройки 40 %. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом РФ в определении от 15.07.2010 № 931-0-0, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Подготовка проекта правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области осуществлялась, в том числе,с учетом заключения о результатах публичных слушаний, а также предложений замечаний заинтересованных лиц. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ разрешенным использованием земельныхучастков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны являются составляющими правил застройки - нормативно-правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского округа. На основе указанной градостроительной документации и в соответствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и их частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство - документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2статьи 260). Из приведенных положений следует, что право осуществлять строительство недвижимого имущества ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории. Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением. Исходя из изложенного, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) предусмотрена возможность использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства - гостиницы, в случае получения условно разрешенного вида использования для такого земельного участка, если его параметры соответствуют требованиям, установленным градостроительным регламентом для вида разрешенного использования «гостиничное обслуживание» и после получения соответствующих разрешительных документов, в частности разрешения на строительство. Соблюдение указанного порядка осуществления строительства обеспечит соответствие возводимых объектов градостроительной документации и разрешенному использованию земельного участка и позволит соблюсти интересы правообладателя земельного участка и правообладателей смежных участков, поскольку собственники земли в полной мере обладают всеми правомочиями, входящими в содержание права собственности, однако владеть, пользоваться и распоряжаться землей они вправе при условии, что реализация этих полномочий не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. В соответствии с разделом 5 «СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования» размещение гостиниц должно соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, СП 42.13330, генеральным планам проектам планировки и застройки территорий населенных пунктов. В составе земельного участка гостиниц, кроме зоны размещения гостиницы, по заданию на проектирование предусматривают: стоянку легковых автомобилей автобусов; велопарковку; хозяйственную зону; досуговые площадки; спортивные и физкультурно-оздоровительные площадки; детские игровые площадки; внутренние проезды и пешеходные тротуары. Балаши?ха — город в центре Московской области, крупнейший город области. Балашиха по состоянию на 1 января 2016 года в России стала четвёртым по численности населения из числа крупнейших городов, не являющихсяцентрамисубъектовфедерации.Город Балашиха входит в число наиболее экономически развитых городов Московской области. По состоянию на 1 января 2021 года по численности населения город находился на 38-м месте из 1116 городов Российской Федерации. Численность населения с 2017 года по 2021 год выросла с 450 771 до 507 307 чел. Стабильное увеличение уровня рождаемости и миграционный прирост с 2017 года (с момента утверждения Правил землепользования и застройки в редакции, где минимальный предельный размер установлен 1 000 кв.м) безусловно оказывает определенное влияние на все сферы жизни городского округа, вызывает острую необходимость внесения изменений в действующие градостроительные нормы и правила, Правила землепользования и застройки. Проблема строительства самовольных объектов на земельных участках, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, с последующим использованием в качестве гостиниц в период с 2019 года стала одной из актуальных проблем г.о. Балашиха. Всего за четыре года на территории городского округа Балашиха было выявлено 224 объекта незавершенного строительства, из них 117 - самовольные объекты. Наряду с указанным выше, ответчиком обоснованно учтено, что земельный участок ФИО1, на котором возведен объект капитального строительства, расположен в зоне с особыми условиями использования территории: санитарно-защитная зона Никольско-Архангельского кладбища. С учетом изложенного, повышение минимального предельного размера земельного участка с 1 000 м до 3 000 м не было произвольным, а было обусловлено развитием г.о. Балашиха как одного из самых крупных и быстро развивающихся городов России. Установление для условно разрешенного использования вида «гостиничное обслуживание» предельного минимального размера земельного участка от 3 000 кв.м, для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) направлено на соблюдение при проектировании гостиницы положений градостроительного и земельного законодательства и позволяет в полной мере обеспечить комфортное проживание правообладателей жилых домов на земельных участках, расположенных по соседству в границах указанной территориальной зоны. Довод административного истца о том, что оспариваемая норма существенно отличается от норм и показателей установленных на всей территории Московской области, что из 60 городских округов в Московской области 57 округов содержат предельно минимальные размеры земельных участков для условно разрешенного вида использования - «гостиничное обслуживание» от 1000 кв.м., судом отклоняется как необоснованный. Установление применительно к каждой территориальной зоне предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, является дискрецией органов местного самоуправления, и принимается с учетом результатов публичных слушаний в каждом отдельном городском округе. Ссылка представителя административного истца на то, что отсутствует обоснование принятого нормативно-правового акта, несостоятельна, т.к. законом не предусмотрена обязательность наличия такового. Кроме того, суд, принимая во внимание положения ст. 10 ГК РФ, учитывает, что ФИО1 без разрешения на строительство и другой обязательной градостроительной документации возвела трех этажную постройку, которая согласно проекту имеет две лестницы, 42 комнаты, в каждой из которой имеется душ, туалет, на перовом этаже помещение кухни, столовой и кабинета, на каждом этаже длинный коридор, в который выходят все жилые комнаты, предусмотрены складские помещения на каждом этаже. Из текста искового заявления следует, что ФИО1 имела намерения использовать постройку под размещение гостиницы (хостела). Вместе с тем, регистрация права собственности на данную постройку произведена 15.11.2019 ФИО1 на основании декларации как на жилой дом, и только после этого она стала обращаться за изменением вида разрешенного использования с ЛПХ на «под размещение гостиниц». Однако, добросовестно соблюдая нормы действующего законодательства,собственник земельного участка обязан осуществлять строительство в соответствии с видом разрешенного использования или сначала изменить его, и, получив разрешения на строительства и иную необходимуюдокументацию и приступить к строительству объекта. Представленная административным истцом таблица о фактическом виде разрешенного использования и площади земельных участков в близлежащих кварталах, в которой указывается на наличие на соседних земельных участках зданий нежилого назначения и гостиниц,оценивается судом критически, она не отвечает требованиям относимости и допустимости, в связи с чем во внимание не принимается. Доводы представителя административного истца о том, что при принятии оспариваемого нормативного акта ответчиком не учтены результаты публичных слушаний от 25.03.2020, выводов суда о необходимости отказа в удовлетворении иска не опровергают и не доказывают незаконность установления минимального предельного размера 3 000 кв.м. На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время оспариваемый административным истцом нормативный акт, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает. Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области, администрации городского округа Балашиха о признании недействующей с момента принятия ст. 28 «Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области», утвержденных постановлением администрации городского округа Балашиха № 715-ПА от 10.08.2021, в части установления минимальных допустимых предельных размеров земельных участков в размере 3 000 кв.м для условно разрешенного вида использования - «Гостиничное обслуживание» для зоны Ж-2 отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Срок изготовления мотивированного решения – 18.02.2022 года |