Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1266/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самарская кабельная компания» о признании недействующим нормативного правового акта в части,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
представителя акционерного общества «Самарская кабельная компания»
по доверенности Волкова А.С.,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Муртазина Ф.Р.,
У с т а н о в и л :
акционерное общество «Самарская кабельная компания» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что вышеуказанное нежилое помещение не отвечает указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что оно находится в хозяйственной деятельности общества и не используется в коммерческих целях. Земельный участок, на котором расположены указанные здания, имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый заводом кабели связи, который не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. Включение объектов в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Волков А.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Муртазин Ф.Р. заявленные требования не признал и указал, что нежилое помещение включено в Перечень как объект офисного, коммерческого назначения.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы» просило рассмотреть дел в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным
органом и опубликован "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
В пункт № указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что акционерному обществу «Самарская кабельная компания» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 2324 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером №, имеющем наименование: административно-бытовые помещения производственно-лабораторного корпуса.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешенного использования которого (фактически занимаемый земельный участок заводом кабелей связи), не подразумевает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности акционерного общества «Самарская кабельная компания» является производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования.
На территории акционерного общества действует Положение о пропускном режиме, согласно которому вход на территорию работников предприятия в рабочие дни осуществляется через проходную согласно установленному режиму работы предприятия.
По сведениям технического паспорта в нежилом помещении располагаются коридоры, гардеробные, лестницы, склады, душевые, санузлы, раздевальная, лаборатории, помещения, кабинеты, приемочная, комната отдыха.
Понятие «кабинет» не является тождественным понятию «офис», поэтому одного только наименования в техническом паспорте «кабинет» недостаточно для отнесения вышеперечисленного объекта недвижимости к объектам офисного, делового, коммерческого назначения.
Суду представлен акт осмотра, проведенного 8 июля 2019 года ГБУ СО «ЦРР», из которого следует, что в помещении с кадастровым номером № площадью 2324 кв. м располагаются офисы общей площадью 678,9 кв. м, комнаты для отдыха и приема пищи (89,3 кв. м), лаборатории (454, 3 кв. м), медицинские кабинеты (90 кв. м), санузлы ( 111,4 кв.м.), душевые (19,6 кв. м), раздевалки ( 197,8 кв. м), архивы ( 56,5 кв. м), склад ( 8 кв. м), помещение для размещения хозинвентаря ( 2.1 кв. м), технические помещения( 36,3 кв. м), коридоры, тамбуры, лестницы ( 496,2 кв. м), в помещение площадью 35,6 кв. м доступ не предоставлен.
При этом в указанном акте не конкретизировано, под какие цели используются помещения, именуемые «офисами».
Между тем, представитель административного истца поясняет, что помещения, именуемые в вышеуказанном акте как офисы, используются для размещения сотрудников и служб самого общества, и в аренду сторонним организациям не сдаются.
В подтверждение этому административный истец представил суду акт осмотра объекта недвижимого имущества, составленный 21 марта 2018 года административным истцом, из которого следует, что на 1 этаже в кабинетах располагаются начальник цеха №1, приемная начальника цеха № 1, инженер по экологической безопасности, хирургический кабинет, главная медсестра, стоматологический кабинет, терапевт, физиотерапевтический кабинет, на 2 этаже - директор по качеству, бюро сертификации, начальник ОТК, отдел развития систем управления, лаборатории металлов, лаборатории кабельных измерений, главный метролог, на 3 этаже - архив, зам. директора по экономике и финансам, зам. главного бухгалтера, отдела управления экономикой, директора по экономике и финансам, бухгалтерии, отдела управления экономикой.
Доказательств тому, что нежилое помещение используется для оказания бытовых услуг, услуг общественного питания либо как офисные или торговые объекты, административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое помещение ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по разрешенному виду использования земельного участка не соответствует критериям его включения в Перечень.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером № подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уплаченная административным истцом при подаче административного иска государственная пошлина в размере 4500 руб. подлежит взысканию в пользу административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требование акционерного общества «Самарская кабельная компания»
удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Кабельная, д. 9, пом. н1.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу акционерного общества «Самарская кабельная компания» государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.