ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1266/20 от 02.07.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-1266/2020

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» о признании незаконным действий ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменений стоимости, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «Сад Сити» о признании незаконным действий ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменений стоимости - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» о признании незаконным действий ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменений о стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным действий ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменений о стоимости.

Определением Арбитражного суда Московской области дело передано в Московский областной суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого относиться. Определением Московского областного суда от 21 февраля 2020 года административное дело передано на рассмотрение Московского областного суда.

В ходе рассмотрения административный истец указал, что общество с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» (далее административный истец) является собственником нежилого сооружения оранжерейно-складского комплекса, общей площадью 11256,40 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер объекта <данные изъяты> В ходе проведения очередной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена в размере <данные изъяты> рублей.

Административному истцу 10 июля 2019 года стало известно о том, что Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 004д от 29.03.2019 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости увеличена до <данные изъяты> рублей, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 01.04.2019 года и датой определения кадастровой стоимости - 31.12.2018 года.

Полагая, что данные сведения были внесены в ЕГРН ошибочно, 10.07.2019 года представителем административного истца было направлено обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области с просьбой внести в ЕГРН корректные сведения в отношении объекта недвижимости, а именно вместо некорректной суммы кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> внести в ЕГРН корректную сумму кадастровой стоимости объекта в размере <данные изъяты> рублей.

Однако в адрес административного истца были направлены ответы содержащие разъяснения органом по осуществлению ими действий.

Административный истец считает действия органов по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 004д от 29.03.2019 года, незаконными, совершенными с существенными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

Закон допускает государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пп.б п. 5 ст. 14) на основании заявления собственника или уполномоченного им лица по нотариальной доверенности (п. 4 ст. 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем заявитель заявлений на осуществление кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик (адреса) объекта недвижимости не подавал. Включение объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и установление завышенной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей вызывает соответствующий рост налога на имущество, что нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах, пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением адреса объекта недвижимости является по убеждению административного истца необоснованным и не соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Административный истец просил признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> с определением измененной стоимости в акте от 29.03.2019 г. № 004д.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» путем аннуляции акта от 29.03.2019 года № 004д, изменяющего кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> и восстановить прежние данные в отношении кадастровой стоимости указанного объекта утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1633.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с внесением в ЕГРН измененной стоимости согласно акта от 29.03.2019 г. № 004д.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» путем исключения из ЕГРН записи, изменяющую кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> внесенной на основании акта от 29.03.2019 г. № 004д, и восстановить прежние данные в отношении кадастровой стоимости указанного объекта утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1633.

В судебном заседании представитель административного истца язвленные требования поддержал.

Представитель Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее Учреждение) в судебном заседании возражал относительно требований, указав, что Учреждение в соответствии с требованиями Закона №237-ФЗ и осуществило действия не по пересчету, а по определению новой кадастровой стоимости на основании данных об объекте полученных из Управления Росреестра по Московской области в порядке части 9 статьи 24 ФЗ №237.

Представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области) возражал относительно требований указав, что в отношении рассматриваемого объекта недвижимости в рамках Плана мероприятий по верификации на 2017-2018 гг. на основании Протокола выявления технической/кадастровой ошибки (№ VER-2018-2283 от 25.07.2018) в ЕГРН 01.08.2018 года были внесены изменения в сведения об адресе (местоположении)объекта. Актуализированные сведения об объекте недвижимости были переданы в ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» в рамках статьи 16 Закона № 237-ФЗ. В соответствии с нормами части 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» было осуществлено определение кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.08.2018. 01.04.2019 года на основания Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 004д от 29.03.2019 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей с указанием даты определения 01.08.2018 года и даты применения кадастровой стоимости - 01.01.2019 года. Действия Управления Росреестра по Московской области находит законными.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в суд представителя не направило.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему выводу.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют право организациям обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если они полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом общество с ограниченной ответственностью «Сад-Сити» является собственником нежилого сооружения оранжерейно-складского комплекса, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 11256,40 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. совхоза им. Ленина, строен. 1.

По итогам очередной государственной кадастровой оценки Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена в размере 92 500 868,87 и 15.01.2019 года, сведения о стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.

Поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер подлежащего к уплате административным истцом налога, а любые изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере налогообложения административный истец является субъектов данных правоотношений.

10 июля 2019 года согласно выписки их ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости административному истцу стало известно о том, что Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 004д от 29.03.2019 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости увеличена до 585 007 308,55 рублей, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 01.04.2019 года и датой определения кадастровой стоимости - 31.12.2018 года.

Полагая, что данные сведения были внесены в ЕГРН ошибочно, 10.07.2019 года представителем административного истца в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области направлено обращение.

Согласно, ответа Управления Росреестра по Московской области от 02 августа 2019 года изменение сведений о кадастровой стоимости объекта в ЕГРН произведено на основании документа на верификацию кадастровых сведений от 25.07.2018 года.

Из изложенного следует, что административный истец в судебном порядке за защитой прав и законных интересов обратился 30 сентября 2019 года, то есть в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством.

Разрешая возникший спор, и отклоняя требования административного истца, суд исходит из следующего.

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ).

В силу части 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом о государственной регистрации недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (статья 1 Закона № 218-ФЗ).

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.

В 2018 году на территории Московской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков и объектов капитального строительства.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена Распоряжением № 15ВР-1633 в размере 92 500 868,87 рублей и 15.01.2019 года внесена в Единый государственный реестр недвижимости с указанием даты применения 01.01.2019 года.

В рамках исполнения Плана мероприятий по верификации на 2017 - 2018 гг. на основании Протокола выявления технической/кадастровой ошибки (№ VER-2018-2283 от 25.07.2018 года) в ЕГРН 01.08.2018 года были внесены изменения в сведения об адресе (местоположении) объекта: с "район - Ленинский, населенный пункт - с/з Ленина" на "район - Ленинский, муниципальное образование - Совхоз имени Ленина, населенный пункт - совхоз им. Ленина, строение 1".

В целях заполнения полей, уровней адресных элементов объектов недвижимого имущества (таких, как страна, регион, район, населенный пункт, улица) Управление Росреестра по Московской области руководствовалось справочником, в том числе Классификатором адресов Российской Федерации (КЛАДР). Мероприятия по исправлению сведений об объектах недвижимости, у которых отсутствует код КЛАДР до максимально возможного уровня детализации адреса проводились на постоянной основе территориальными органами Росреестра в соответствии с совместным Приказом Роснедвижимости и ФНС России от 05.04.2006 № П/0068/САЭ-3-13/201@ «О совместном ведении классификатора адресов России»

Таким образом, во исполнение Плана мероприятий по верификации 2017-2018 по документу на верификацию сведений ГКН (ОКС) в сведения об объекте недвижимости административного истца был внесен Код КЛАДР.

Как установлено судом, Управлением Росреестра по Московской области сформирован перечень объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 01 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки, для целей расчета кадастровой стоимости объектов. Данный Перечень передан в Министерство имущественных отношений Московской области 14.02.2019 года.

Указанный Перечень Министерством имущественных отношений Московской области, письмом от 15.02.2019 года передан ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки».

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон 237-ФЗ).

В свою очередь, в силу подпункта 2 части 1 статьи 7 Закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений.

Пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Вместе с тем согласно части 9 статьи 24 Закона №237-ФЗ после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности после 1 января 2019 года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.

Учреждение, как следует из материалов дела, определило кадастровую стоимость объектов недвижимости и Актом № 004д от 29.03.2019 года утвердило кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.08.2018 года в размере <данные изъяты> рублей. Указанные сведения внесены в ЕГРН 01.04.2019 года с указанием даты определения 01.08.2018 года и даты применения кадастровой стоимости 01.01.2019 года.

Упомянутый выше Акт об утверждении кадастровой стоимости от 29.03.2019 года №004д является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, из изложенного следует, что государственное бюджетное учреждение в отношении ранее учтенного объекта недвижимости при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении его характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки определило его кадастровую стоимость в порядке части 9 статьи 24 Закона №237-ФЗ..

Утверждение административного истца о пересчете кадастровой стоимости является ошибочным, поскольку Учреждением в соответствии с нормативными положениями Закона №237-ФЗ определена новая кадастровая стоимость объекта.

В ходе исправление технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, действительно допускается исправление таких ошибок, только в сторону понижения (часть 16 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).

Вместе с тем доводы административного истца относительно применения указанного выше положения в рамках определения кадастровой стоимости являются ошибочными, поскольку изменение кадастровой стоимости только в сторону понижения допускается для объектов недвижимости, кадастровая стоимость по которым была ранее рассчитана Учреждением и изменяется в ходе устранения методологических и/или технических ошибок. В данном случае Учреждением определена и утверждена Актом новая кадастровая стоимость, а кадастровая стоимость утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений от 27.11.2018 года №15ВР-1633 утратила силу.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконными действий Учреждения по определению кадастровой стоимости объекта в рамках государственной кадастровой оценки, с учетом переданных об объекте в рамках проведения государственной кадастровой оценки сведений суд не усмотрел. Оснований для применения положений части 16 статьи 21 Закона №237-ФЗ у Учреждения при определении кадастровой стоимости объекта не имелось. Доводы административного истца в целом основаны на неверном толковании Закона №273-ФЗ.

Кроме того, исходя из норм Закона № 237-Ф3, оценка степени влияния той или иной характеристики объекта недвижимости на его кадастровую стоимость относится к компетенции бюджетного учреждения.

Согласно статье 20 Закона № 237-Ф3 бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, по итогам обращения административного истца 16.08.2019 года с заявлением об исправлении технической ошибки Учреждением уточнена информация об объекте, полученные по базе данных МОБТИ сведения приняты для расчета и принято решение №1384/2019с от 09.09.2019 года о пересчете кадастровой стоимости объекта. Исправлена стоимость объекта в сторону уменьшения и составила <данные изъяты> рублей. Данное решение сторона административного истца не оспаривает.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рублей в ЕГРН внесены 12.09.2019 года в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 0140Д от 11.09.2019 с указанием даты определения 01.08.2018 года и даты применения кадастровой стоимости - 01.01.2019 года.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений.

При этом в силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав вносит соответствующие сведения в ЕГРН в срок не позднее пятнадцати рабочих дней, с даты поступления, в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Управление Росреестра по Московской области как уполномоченным на то орган в соответствии с вышеприведенными положениями Закона внесло сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах суд, не установив нарушений прав и интересов административного истца действиями Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0000000:6299, действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на данные органы обязанности по аннуляции Акта №004д, а также исключения из ЕГРН записи и восстановление данных в отношении кадастровой стоимости объекта утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1633.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «Сад-Сити» о признании незаконным действий ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменений стоимости - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2020 года.

Судья М.Ю. Елизарова