ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1268/20 от 24.08.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-1268/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Пермь 24 августа 2020 г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике судьи Манько А.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия пункта 6255 Приложения таблицы 1 «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия в части нормативного правового акта.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает, что Правительством Пермского края 28 ноября 2019 г. принято постановление №874-п, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее - Перечень на 2020 г.)

В пункт № 6255 вышеуказанного Перечня включено 2-х этажное здание с кадастровым номером: **:5985 общей площадью 568,3 кв.м, расположенное по адресу: ****, в котором ему принадлежит на праве собственности 1/2 доля.Вторым собственником вышеуказанного здания является ФИО3

Указанный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2020 г. противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из данных технического паспорта нежилого здания (строения) с кадастровым номером: **:5985, спорное здание представляет собой котельную № 1. Здание находится в аварийном состоянии и фактически не используется, в аренду не сдается.

Здание располагается в границах земельного участка с кадастровым номером: **:6869 площадью 2 091 кв.м с видом разрешенного использования: для размещения цеха ПВС (паро-водо-снабжения).

Таким образом, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по виду фактического использования здание с кадастровым номером: **:5985 не попадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ, для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просит признать недействующим со дня принятия п. 6255 Приложения таблицы 1 «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

ФИО1 и ФИО3 в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддерживает.

Представители администрации г. Перми, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в заявлениях просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Представители Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в суд не явились. В письменном отзыве на заявленные требования представитель Правительства Пермского края указывает, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемый Перечень на 2020 г. на основании вида разрешенного использования земельных участков, на котором он находится, а именно: на земельном участке с кадастровым номером: **:6869 с видом разрешенного использования: для размещения цеха ПВС и на земельном участке с кадастровым номером: **:871 с видом разрешенного использования: под объектами торговли (для размещения магазина), следовательно, объект недвижимости предусматривает размещение торговых объектов (л.д. 49-50).

Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформирован Перечень на 2020 г., который Правительством Пермского края утвержден в постановлении от 28 ноября 2019 г. № 874-п.

Таким образом, оспариваемое постановление издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления №874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечни.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения спорного объекта недвижимого имущества в оспариваемый Перечень на 2020 г.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве собственности на 2-х этажное нежилое здание с кадастровым номером: **:5985 общей площадью 568,3 кв.м по адресу: ****, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: **:6869 площадью 2091 кв.м по адресу: **** с видом разрешенного использования: для размещения цеха ПВС (паро-водо-снабжения), что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 8, 9-12,16).

Остальная часть вышеуказанного здания принадлежит на праве собственности ФИО3 (л.д. 15)

Как следует из технического паспорта, составленного Пермским районным филиалом ГУП ЦТИ Пермского края Добрянский отдел по состоянию на 20 января 2016 г., данное здание представляет собой котельную № 1 общей площадью 568, 3 кв.м. (л.д.17-25)

На первом этаже (лит. А 1) располагаются помещения, лестничная клетка (площадь по первому этажу 463,6 кв.м).

На втором этаже (лит. А 2) размещены помещения, лестничная клетка, шкафы (площадь по второму этажу 104,7 кв.м).

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Данным классификатором виды разрешенных использований земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, указаны в пунктах 3.3, 4.2 и 4.6 Классификатора.

При рассмотрении дела установлено, что нежилое здание котельной № 1 располагается на земельном участке с кадастровым номером: **:6869 площадью 2 091 кв.м по адресу: ****, имеющий вид разрешенного использования: для размещения цеха ПВС (паро-водо-снабжения).

Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что спорное здания на день принятия оспариваемого постановления было расположено на двух земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предполагает размещение на нем объектов торговли (магазина), опровергаются ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 21 августа 2020 г. на запрос суда, из содержания которого следует, что по состоянию на 28.11.2019 г. здание с кадастровым номером: 59:18:0020401:5985 располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером: 59:18:0020401:6869, имеющим вид разрешенного использования: «для размещения цеха ПВС».

Таким образом, спорный объект недвижимого имущества располагается на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Перед включением в оспариваемый Перечень ни Правительством Пермского края, ни Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края фактического обследования спорного объекта недвижимости не проводилось.

Между тем, материалами административного дела подтверждается, что назначение объекта, вид разрешенного использования земельного участка, наименование помещений спорного здания и его фактическое использование не предусматривают размещение объектов, названных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оно не подлежало включению в Перечень на 2020 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующий пункт Перечня на 2020 г. недействующим с даты принятия оспариваемого постановления.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Факт уплаты административным истцом государственной пошлины в размере 2 000 руб. подтверждается чек-ордером от 29.07.2020 г.

Согласно ч. 1 п. 6 ст. 333. 19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации: для физических лиц - 300 рублей.

Административным истцом оспаривается один нормативный правовой акта, в связи с чем при подаче административного искового заявления в суд уплате подлежала государственная пошлина в размере 300 руб.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, с Правительства Пермского края в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п. 6255 таблицы 1 «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать в пользу ФИО1 с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 сентября 2020 г.

Судья (подпись)