Дело № 3а-126/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 10 сентября 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Баяндиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 г. № СЭД-46-09-24-4 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края»,
установил:
первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 г. № СЭД-46-09-24-4 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» (далее также – Приказ).
В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также – Правила N 306).
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода муниципальных образований Пермского края и на 8 месяцев отопительного периода муниципальных образований Пермского края.
Определено, что указанные нормативы подлежат применению при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов со дня вступления в силу данного Приказа, предписано плату за коммунальную услугу по отоплению с применением утвержденных данным Приказом нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитывать за каждый месяц отопительного периода.
Указано, что нормативы определены с применением расчетного метода ввиду невозможности применения метода аналогов по причине недостаточности данных приборного учета потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных (жилых) домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 29.05.2018 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечён орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации – Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края.
Прокуроры прокуратуры Пермского края Сысоева С.М., ФИО1 в судебном заседании поддержали административный иск по доводам, изложенным в уточнённом административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях к нему.
Полагают, что регулирующим органом не соблюдена последовательность действий, связанных с выбором метода расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Представленные по запросу Региональной службы по тарифам Пермского края данные, не соответствовали требованиям Правил N 306 для определения невозможности установления нормативов методом аналогов.
Также в обоснование заявленного требования указывают, что в нарушение пункта 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальной услуги в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях, определены по-разному в части объема потребления коммунальной услуги.
Нормативы потребления коммунальной услуги не дифференцированы по категориям многоквартирных домов.
Кроме того, РСТ допустила ряд ошибок и применила неточные данные, повлиявшие на величину оспариваемого норматива.
Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края (далее также – РСТ, регулирующий орган) ФИО2 возражал против удовлетворения заявленного требования, полагал административный иск необоснованным по доводам, приведенным в письменных возражениях, относительно существа заявленного административного иска.
Указал, что репрезентативные данные, позволяющие установить обоснованные дифференцированные нормативы, методом аналогов, отсутствуют.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Неявка в судебное заседание представителя заинтересованного лица, не является препятствием к рассмотрению административного дела, поскольку явка такого лиц не была признана судом обязательной.
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля И., исследовав материалы административного дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Приказа) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 306 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия Приказа) определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1. Постановления Правительства Пермского края от 02.08.2012 N 605-п "Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 16.11.2017 N 926-п, распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июня 2017 г.) Региональная служба по тарифам Пермского края уполномочена на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению, электроснабжению.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 17.08.2017 N СЭД-46-09-24-4.
Приказ опубликован в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 34, 28.08.2017.
В силу пункта 3 данного Приказа, он вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2017 г.
Приказами Региональной службы по тарифам Пермского края от 24.10.2017 N СЭД-46-09-24-6, от 25.12.2017 N СЭД-46-09-24-9 в оспариваемый Приказ внесены изменения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Приказ принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края - Региональной службой по тарифам Пермского края, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Согласно пунктам 2 и 9 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, который может быть установлен по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды: по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.
Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Расчетный метод используется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Пункты 21 и 22 Правил N 306 закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Применение метода аналогов и расчетного метода по разным категориям домов по одной коммунальной услуге допустимо в силу того, что Правилами N 306 запрет на это не установлен, а пункт 16 Правил N 306 в качестве основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.
Как следует из представленного административным ответчиком отзыва и объяснений представителя РСТ, показаний свидетеля, возможности установки нормативов методом аналогов, не имелось.
Оценивая указанный довод, суд, приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления, в силу следующего.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306), который должен быть не менее 10 домов (пункт 2 приложения N 1 к Правилам N 306).
Представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Определение способа установления нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
При этом пунктом 21 указанных Правил вводится процедура оценки представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к данным Правилам N 306.
Условием применения метода аналогов является соответствие технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренное пунктом 31 Правил N 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.
Пункт 40 Правил N 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.
Ввиду того, что потребление коммунального ресурса в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства характеризуется схожим составом направлений использования коммунального ресурса и отклонения расхода коммунальных ресурсов могут быть обусловлены особенностями использования данных ресурсов, в том числе связанными с отступлением от правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями, содержания общего имущества в многоквартирном доме, указанные отклонения не должны включаться в норматив потребления коммунальных услуг. С учетом этого пункт 40 Правил N 306 предписывает исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, поскольку нормативы должны приближаться к реальным показателям потребления.
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган указывает на отсутствие необходимого количества многоквартирных домов, применительно к которым можно получить результаты измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, что не отвечает условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Письмом РСТ от 17.07.2017 № СЭД-46-01-22-202 главам городских округов и муниципальных районов Пермского края в целях разработки нормативов предложено в срок до 17.07.2017 представить данные о площадях по группам многоквартирных и жилых домов, необорудованных приборами учета; - оборудованных такими приборами и соответствующими требованиям пунктов 33 и 35 Правил N 306, а также о суммарном за отопительный период расходе тепловой энергии на отопление; количестве приборов учета, установленных в группах многоквартирных и жилых домов, соответствующих требованиям пунктов 33 и 35 Правил N 306, об измерении объёма (количества) потребленной тепловой энергии по названным группам домов за отопительный период 2016/2017 года, в виде прилагаемых в запросу таблиц.
Письмом РСТ от 07.07.2017 № СЭД-46-01-18-648 запрошена информация у Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» (ответ направлен письмом от 14.08.2017).
При этом необходимо обратить внимание, что Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 19.04.2017 N СЭД-35-01-12-127 "Об определении климатических зон на территории Пермского края в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг" на территории Пермского края в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг было определено 8 климатических зон.
Указный Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края действовал на момент принятия оспариваемого Приказа и впоследствии был отменен Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 27.11.2017 N СЭД-46-09-24-8.
Следует отметить, что под климатическими условиями понимаются показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода).
При различиях в климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению жилых помещений устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно.
Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, безусловно, должен устанавливаться в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.
Вопреки позиции РСТ, понятие климатические зоны не является неопределенным, поскольку связано с изменением климатических условий, включая температуру наружного воздуха, для определённой территории и не вызывает трудностей при применении.
В материалах административного дела также имеются копия протокола совещания по вопросу метода определения нормативов, состоявшегося 10.08.2017, с участием специалистов и руководства РСТ, из которого следует, что принято к сведению заключение о невозможности установления нормативов методом аналогов и принято решение установить такте нормативы расчетным методом.
После чего это решение было воспроизведено в оспариваемом Приказе, а нормативы установлены, применительно к конкретному муниципальному образованию, а не к климатической зоне.
Выборка многоквартирных и жилых домов осуществлялась также для конкретных муниципальных образований, а не по климатическим зонам.
Таким образом, фактически решение о применении метода аналогов было принято до получения сведений о климатических параметрах, без учета климатических зон и до получения полной и необходимой информации от органов местного самоуправления.
Сведения от администрации города Перми были получены без разделения по материалам стен, а от некоторых местных администраций сведений поступили уже после принятия оспариваемого Приказа.
Представительность выборки, применительно к климатическим зонам РСТ не рассчитывалась и не проверялась.
Неприменение метода аналогов возможно по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки, однако сведения о наличии (отсутствии) таких приборов учета в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья, ресурсоснабжающих организациях, статистических органах и иных органах (за исключением органов местного самоуправления) регулирующим органом не запрашивались.
В данном случае судом установлено, что в полном объеме и в установленной последовательности действия, предусмотренные Правилами N 306, регулирующим органом не осуществлены.
В нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил N 306 РСТ не приняла все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих показаний приборов учета от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, иных ресурсосберегающих организаций.
Формирование объема выборки произведено не должным образом, фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов, относимых к каждой из климатических зон не определено.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что названные нарушения привели к неверному определению административным ответчиком объема выборки и соответственно к необоснованному отказу от применения метода аналогов.
Таким образом, в связи с недоказанностью невозможности применения метода аналогов, использование расчетного метода является неправомерным.
Вместе с тем, судом также установлено, что и расчетный метод применен неверно.
Норматив потребления по отоплению в оспариваемом нормативном правовом акте не дифференцирован для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих различные конструктивные и технические параметры.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 названных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.
Применительно к Правилам N 306 под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Таким образом, оспариваемые нормативы подлежат определению с учетом дифференциации согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306), а установление единого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для многоквартирных домов, без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных домов противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Введенные приложением N 2 к Правилам N 306 перечни категорий многоквартирных и жилых домов в зависимости от их конструктивных и технических параметров, степени их благоустройства и направления использования коммунальной услуги, которые учитываются при установлении нормативов, направлены на обеспечение единого подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации, снижение влияния субъективных факторов на величину нормативов.
Пункты 10 и 11 Правил N 306 устанавливают условия дифференциации нормативов потребления и относят к ним соответственно вид предоставляемых услуг, а также конструктивно-технические параметры, степень благоустройства и климатические условия. Это означает, что многоквартирные дома, имеющие одинаковые параметры дифференциации и расположенные в разных муниципальных образованиях, должны иметь одинаковый норматив потребления. При различиях в указанных факторах нормативы потребления дифференцируются.
Соответственно предполагается, что для отопления домов, возведенных из разных материалов и имеющих различные материалы стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы), требуется разное количество тепловой энергии.
Между тем, РСТ фактически установлен единый, усредненный и не дифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства домов, норматив для всех категорий многоквартирных домов, применительно к материалу стен (за исключением Александровского муниципального района).
Помимо изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый норматив потребления коммунальной услуги не может расцениваться как рассчитанный с соблюдением процедуры определения нормативов и в силу следующего.
Как установлено судом, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом использованы данные, представленные органами местного самоуправления.
Расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Пункты 43 - 51 Правил N 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.
Оспариваемые нормативы определены РСТ расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к Правилам N 306.
Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели:
tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);
tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C).
Согласно пункту 44 Правил N 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология", введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 г. N 45.
СНиП 23-01-99 предусматривают климатические параметры холодного периода года только по 4 населенным пунктам Пермского края: (таблица 1*) Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь.
Из пункта 1.2* СНиП 23-01-99 усматривается, что в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местностях с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанций более чем на 100 км, климатические параметры следует определять по данным НИСФ РААСН, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова или территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из буквального толкования названного пункта следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, только в отсутствие, которых расчет температуры может быть осуществлён, исходя из параметров ближайшего населенного пункта
Судом установлено, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении их могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период и о продолжительности отопительного периода (письмо Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 04 июля 2018 года N 1400).
Из представленных в суд доказательств, следует, что РСТ руководствовалась данными органа гидрометеорологической службы Пермского края о климатических параметрах (о средней температуре воздуха в отопительный период и его продолжительности) за последние 5 лет по 4 населенным пунктам Пермского края: Березники, Бисер, Пермь, Чайковский (письмо Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 14 августа 2017 года N 1814), а в отношении иных населенных пунктов климатические параметры приняла равными параметрам ближайшего, из вышеперечисленных населенных пунктов, таким образом, условно сгруппировав их по 4 зонам (по километражу).
На основе представленных материалов нельзя сделать вывод о том, что значения климатических параметров для районов, не указанных в письме Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 14.08.2017, определялись для разработки нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом требований пункта 44 Правил N 306
Между тем из приложений к Приказу видно, что при прочих равных условиях значение спорного норматива на отопление в многоквартирных жилых домах, расположенных в соседних населённых пунктах, имеющих сходные климатические параметры, различны.
При этом, анализ данных, содержащихся в приложении к Приказу, показывает, что в некоторых случаях нормативы для населенных пунктов, расположенных в климатических зонах с более благоприятными климатическими условиями значительно превышают нормативы, установленные для более холодных климатических зон, при том, что нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление этих домов, безусловно, должен иметь обратную зависимость.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что установленные оспариваемым Приказом нормативы дифференцированы только по 4 условным природно-климатическим районам, исключительно в зависимости от расстояния от одного из 4 вышеперечисленных населенных пунктов и не предусматривают дифференциацию в зависимости от иных условий, влияющих на климатические параметры, в то время как результаты работ, отраженные в научно-технической продукции «Разработка методики определения климатических характеристик отопительных периодов для муниципальных районов Пермского края», выполненной ФГБОУ ВО ПГНИУ по договору с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 11.05.2016, показывают, что согласно климатическому зонированию территории Пермского края для выявления районов, характеризуемых единой совокупностью климатических параметров, влияющих на особенности отопительного периода, выделено 4 климатических района, исходя из средней суточной температуры за отопительный период, а при использовании показателя «продолжительность отопительного периода» получено 8 таких климатических районов (зон).
Таким образом, дифференциация по 4 условным природно-климатическим районам, применённая РСТ не может дать реального представления о климатических условиях, существующих на территории Пермского края и адекватно участь данные факторы при установлении нормативов.
В ходе исследования специалистами ПГНИУ исследован пендатный минимум температур и установлено, что наиболее низкие температуры наблюдаются на северо-востоке края (Вая, Тулпан, Чусовской, Красновишерск), самые высокие на юго-западе (Чайковский).
При этом указанная характеристика существенно изменяется в пределах территории края, области с высокими температурами расположены не только на юго-западе, но и в центральной части и на северо-западе.
Очаги с наименьшими температурами расположены в горной части не только на севе-востоке, но и на востоке края. Относительно низкие температуры наблюдаются также на юге края (Бардымский, Ординский, Уинский и др. районы).
В качестве реперных метеостанций были выбраны: Чайковский, Пермь, Березники, Бисер, но с учетом климатических условий муниципальные образования, расположенные вокруг них, сгруппированы в зоны не по километражу (такой подход применила РСТ), а применительно к объективным факторам, влияющим природно-климатические параметры конкретной территории, в том числе прилегание к населенному пункту - большого водоема, горных массивов, движению воздушных масс.
Установление названных нормативов в рамках подхода, применённого РСТ недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате теплоснабжения, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости и фактически приводит либо к получению такими потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации, либо к возложению на них финансовых обязательства в необоснованно завышенном размере.
Занимаемая административным ответчиком позиция не согласуется также и с пунктом 11 Правил N 306, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Утверждение административного ответчика о том, что сведения о материале стен и климатических условиях, в расчетах существенно не влияют на итоговую величину нормативов, документально не подтверждено.
Учитывая, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 КАС РФ), не могут быть приняты во внимание доводы о том, что регулирующий орган не обязан проверять достоверность данных о характеристиках многоквартирных домов, предоставленных по запросу органами местного самоуправления.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Суд, установив, что регулирующий орган при расчете спорного норматива допустил упомянутые нарушения, приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований.
Абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд приходит к выводу о том, что Приказ применялся, на его основании производилось начисление платы за отопление населению, поэтому его следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию РСТ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов государственной власти Пермского края – "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 г. № СЭД-46-09-24-4 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 17.08.2017 N СЭД-46-09-24-4 (ред. от 25.12.2017) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/