Дело № 3а-126/2019
( 3а-595(2018))
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 09 января 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
с участием представителя административного истца Степочкина В.В. по доверенности Киндирова А.С., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Хвалевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степочкина Валерия Викторовича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,
у с т а н о в и л:
Степочкин В.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Управления имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управлению Росреестра по Брянской области), указывая, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- Земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общая площадь 6 631 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2015 г. - 7 298 675,39 руб.
- Здание столярного цеха, с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадь 348 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2015 г. - 12 683 528,16 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости завышена, что влияет на размер уплачиваемого им налога, просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № в размере их рыночной стоимости, определенной в СРО ООО «РОО» от 25.10.2018 года № 007985/18/448 по состоянию на 01.01.2015 г. - 1 299 810, 94 руб. и 637 074 руб., соответственно.
Представитель административного истца Степочкина В.В. по доверенности Киндиров А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Хвалева О.А., в суде не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, а также не оспаривала представленные истцом доказательства.
Административный истец Степочкин В.В. в суд не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Брянской области, представители заинтересованных лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, администрации Карачевского района о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о наличии уважительных причин неявки в суд не представили, с учетом мнения всех участников процесса, в соответствие со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные суду доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, административному истцу Степочкину В.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- Земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общая площадь 6 631 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 06.11.2018г. №;
- Здание столярного цеха., с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадь 348 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 30.10.2018г. №).
Кадастровая стоимость Земельного участка утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 № 1868 по состоянию на 01.01.2015г. в размере 7 298 675,39 руб., Здания столярного цеха - Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2015 № 1890 по состоянию на 01.01.2015г. в размере 12 683 528,16 руб. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в ЕГРН.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Определение налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 2 статьи 375, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391 и пункты 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный истец является плательщиком налога в отношении указанных им объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости влияют на его права и обязанности плательщика налога, и дают ему право в силу вышеприведенных положений закона на обращение с требованием об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
В обоснование заявленных требований Степочкиным В.В. представлен отчет об оценке СРО ООО «РОО» от 25.10.2018 года № 007985/18/448 (оценщик ИП ФИО6) согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером №, по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 1 028 137 руб.; с кадастровым номером №, по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 637 074 руб. соответственно.
Оценщик ФИО6 является членом СРО ООО «РОО», имеет необходимые дипломы. Гражданская ответственность оценщика застрахована в СПАО «Ингосстрах» и СПАО «АльфаСтрахование».
Административными ответчиками и заинтересованными лицами названный отчет не оспаривается, ходатайств об исследовании дополнительных доказательств, назначении судебной экспертизы не поступило. Доказательств иного размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости суду не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, принадлежащих истцу, суд находит отчет соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям относимости и допустимости доказательств по делу, не вызывающим сомнений в достоверности, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, исследования и анализа рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Степочкина В.В. и установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в отчете СРО ООО «РОО» от 25.10.2018 года № 007985/18/448 по состоянию на 01.01.2015г.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст.ст.24.18, 24.20, абз. 3 п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28).
Как следует из материалов дела, административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, заявление Степочкиным В.В. в суд о пересмотре кадастровой стоимости подано 22 ноября 2018 г.
С учетом изложенного, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Принимая во внимание изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018г. № 334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, подлежит учету при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск Степочкина Валерия Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: Земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общая площадь 6 631 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 г. в размере 1 028 137 руб.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: Здание столярного цеха, с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадь 348 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 г. в размере 637 074 руб.
Датой подачи заявления Степочкина В.В. о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости считать 22 ноября 2018 года.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий,
судья Брянского областного суда- Е.В.Апокина
Мотивированный текст решения изготовлен 11 января 2019 года.