ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-126/20 от 17.12.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

№ 3а-126/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000238-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при помощнике судьи Ольшанниковой Ю.А.,

с участием:

представителя административного истца открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим пункта 1 приложения № 1, пункта 1 приложения № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки для Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД»,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы», а также необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета потерь).

Пунктом 1 приложения № 1 к данному приказу установлены долгосрочные параметры регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее также – ОАО «РЖД») в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год установлен в размере 8,50283 млн. руб.

Пунктом 1 приложения № 2 к данному приказу установлена необходимая валовая выручка для ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 21 322,49 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 469,10 тыс. руб., на 2022 год в размере 20 794,75 тыс. руб., на 2023 год в размере 21 130,03 тыс. руб., на 2024 год в размере 21 475,24 тыс. руб.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года.

1 сентября 2020 года ОАО «РЖД» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА, устанавливающий долгосрочные параметры регулирования деятельности Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» как сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, противоречит положениям Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, поскольку при установлении долгосрочных параметров регулирования расчет базового уровня подконтрольных расходов регулирующим органом был произведен на уровне фактических затрат за 2018 года ввиду необоснованного отказа административному истцу в открытии дела об установлении цен (тарифов), не принятия его расчетов и представленных обосновывающих материалов, подтверждающих, в том числе, выполнение работ по капитальному ремонту двух объектов: воздушная линия электропередачи 35/10 кВ перегон ФИО6-Хани, общей протяженностью 24 000 м, воздушная линия электропередачи 35/10 кВ перегон ФИО5-ФИО6, общей протяженностью 23 000 м, на общую сумму 1 914,24 тыс. руб. В связи с чем общий размер базового уровня подконтрольных расходов был уменьшен на 6025,66 тыс. руб. (с 14 528,49 тыс. руб. на 8 502,83 тыс. руб.). Занижение базового уровня подконтрольных расходов привело к неправомерному установлению долгосрочных параметров регулирования административного истца, что приведет к нарушению прав сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности в течение расчетного периода регулирования. На основании изложенного просил суд признать недействующим пункт 1 приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года №660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления базового уровня подконтрольных расходов для Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД», обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять в установленном порядке новый нормативный правовой акт об установлении базового уровня подконтрольных расходов для Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» на 2020 год в десятидневный срок с момента вступления решения суда в силу.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице руководителя ФИО3 в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению – структурному подразделению Трансэнерго - филиалу ОАО «РЖД» в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы было отказано в связи с несоблюдением требования об опубликовании сведений о размере всех долгосрочных параметров при применении метода долгосрочной индексации НВВ в рамках тарифной заявки, и тариф, а также долгосрочные параметры регулирования были установлены, исходя из имеющихся в распоряжении органа регулирования материалов методом долгосрочной индексации НВВ. При расчете базового уровня подконтрольных расходов плановые расходы дирекции на капитальный ремонт 2020 года были признаны экономически необоснованными и не были учтены, ввиду не представления административным истцом их надлежащего обоснования. Согласно приобщенным к заявлению материалам, Восточно-Сибирская дирекция в 2020 году планировала осуществить капитальный ремонт следующих объектов: оборудования ТП-1 ст. Икабья, оборудования ЭЧЭ-19 ст. Икабья; на объекте ВЛ 35/10 кВ перегон Икабья-Икабъекан; на объекте ВЛ 35/10 кВ перегон Кемен-Икабья; на объекте ВЛ 35/10 кВ перегон Салликит-Сакукан; на объекте ВЛ 35/10 кВ перегон Чара-Кемен. Однако в нарушение пункта 25 Основ ценообразования расчет плановых расходов на капитальный ремонт был выполнен без учета нормативов расходов, утвержденных Министерством энергетики РФ, также отсутствовали сведения, подтверждающие использование при расчете плановых затрат цен, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования. Кроме того, в дефектной ведомости по ремонту ТП-1 ст. Икабья указано на необходимость замены трансформатора (1 шт.) и разрядников (2 шт.), в то время как в проектной документации и сводном сметном расчете, указаны работы по замене выключателей ТП-1 ст. Икабья, а также не представлены локальные сметные расчеты стоимости работ по капитальному ремонту на указанных ВЛ 35/10 кВ. Более того, в административном исковом заявлении дирекция ссылается на невключение в НВВ на 2020 расходов на капитальный ремонт воздушных линий перегона ФИО6-Хани и ФИО5-ФИО6, однако согласно заявлению указанные расходы были понесены в 2018 году и не были заявлены в составе показателя 1 914,24 тыс. руб. как плановые затраты на 2020 год. Кроме того, расходы на ремонт основных средств учитываются в составе базового уровня подконтрольных расходов, относящегося к долгосрочным параметрам тарифного регулирования, который рассчитывается на первый год долгосрочного регулирования, в дальнейшем не пересматривается, только индексируется. И единоразовое включение расходов на капитальный ремонт в базовый уровень подконтрольных расходов и в НВВ на 2020 год приведет к тому, что данные расходы будут ежегодно включаться в НВВ, вне зависимости от планирования и проведения капитальных работ на последующие годы долгосрочного периода регулирования, тем самым создавать необоснованную тарифную нагрузку на потребителей Забайкальского края.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании 19 ноября 2020 года представила заявление об уточнении административного искового заявления, просила суд признать недействительным приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года №660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части пункта 1 приложения № 1 к настоящему приказу РСТ Забайкальского края об установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год и в части пункта 1 приложения № 2 к настоящему приказу РСТ Забайкальского края об определении необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» на 2020-2024 годы; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (том 3 л.д. 41-43).

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 19 ноября 2020 года на основании статьи 46 КАС РФ указанные уточненные требования административного истца приняты к производству суда (том 3 л.д. 51-56).

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» ФИО1 участвующий посредством видеоконференц-связи позицию административного истца поддержал в полном объеме, полагал подлежащей включению в НВВ Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению экономически обоснованную величину расходов на капитальный ремонт на 2020 год по фактически понесенным расходам в размере 6 298,12 тыс. руб. и в размере 1 761 тыс. руб. по плановым расходам. Дополнительно пояснил, что фактические расходы на выполнение работ по капитальному ремонту за 2018 год составили 16274,22 тыс. руб., в том числе: работы по ремонту воздушной линии электропередачи 35/10 кВ перегон «ФИО6-Хани» - 8 137,11 тыс. руб., воздушной линии электропередачи 35/10 кВ перегон «ФИО5 - ФИО6» - 8 137,11 тыс.руб., затраты для включения НВВ на услугу по передаче электрической энергии сторонним потребителям составили 6 298,12 тыс. руб. Вопрос о необходимости проведения капитального ремонта не относится к регулируемым РСТ Забайкальского края вопросам, в соответствии с действующим законодательством обязанность, основания и порядок проведение капитального ремонта возложены на собственника имущества. Административным истцом представлены документальные основания для оценки стоимости работ, предоставляющие возможность оценить размер расходов, подлежащих включению в тариф.

Представитель РСТ Забайкальского края ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила что в нарушение пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Общество не представило расчет заявленных к включению в необходимую валовую выручку фактических расходов, отнесенных на себестоимость услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сторонним (не железнодорожным) потребителям Забайкальского края. Согласно представленной в предложении пояснительной записки Общества, расходы по прочим материальным затратам за 2018 год на сторону составили 7 835,6 тыс. руб., плановые расходы по программе капитального ремонта на 2020 год - 1 914,2 тыс. руб. В смете расходов по передаче электрической энергии в границах Забайкальского края фактическая сумма расходов на капитальный ремонт в 2018 году указана Обществом в размере 7 693,94 тыс. руб. Указанный административным истцом размер фактических затрат на капитальный ремонт в сумме 6 298,12 тыс. руб. был заявлен Обществом лишь на заседании Правления 27 декабря 2019 года. В составе тарифной заявки Обществом представлены документы на проведенный капитальный ремонт основных средств по 2 объектам. Данные документы не были учтены в НВВ, поскольку в предыдущем долгосрочном периоде регулирования расходы на капитальный ремонт на данные объекты Обществом не заявлялись, не заявлены Обществом на следующий долгосрочный период регулирования, а также документы содержали многочисленные несоответствия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.6 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).

Пунктом 1 приложения № 1 к данному приказу установлены долгосрочные параметры регулирования для ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год установлен в размере 8,50283 млн. руб.

Пунктом 1 приложения № 2 к данному приказу установлена необходимая валовая выручка для ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 21 322,49 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 469,10 тыс. руб., на 2022 год в размере 20 794,75 тыс. руб., на 2023 год в размере 21 130,03 тыс. руб., на 2024 год в размере 21 475,24 тыс. руб.

Приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря года № 660-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе, с учетом экспертного заключения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года.

Проверив форму и вид, в которых РСТ Забайкальского края вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Во исполнение положений статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также – Правила регулирования № 1178).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Как следует из материалов дела, Восточно-Сибирская дирекция по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее также – Восточно-Сибирская дирекция) является территориальной сетевой организацией, оказывающей в том числе услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются административному истцу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, последнему определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.

26 апреля 2019 года Восточно-Сибирская дирекция обратилась в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД» в границах Забайкальского края на 2020 – 2024 годы и предоставило обосновывающие материалы.

Согласно письму РСТ Забайкальского края от 8 мая 2019 года, ОАО «РЖД» отказано в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы по причине не опубликования ОАО «РЖД» предложения о размере ряда долгосрочных параметров, предусмотренных пунктом 38 Основ ценообразования в электроэнергетике: индекса эффективности подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Данный отказ РСТ Забайкальского края административным истцом в предусмотренном законом судебном порядке не оспорен.

Расчет долгосрочных параметров регулирования, НВВ Восточно-Сибирской дирекции на 2020-2024 годы был выполнен РСТ Забайкальского края в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также – Методические указания № 98-э), а также с учетом положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э.

27 декабря 2019 года на заседании правления РСТ Забайкальского края был принят приказ № 660-НПА, которым установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также НВВ территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).

Как видно из положений оспариваемого в части нормативного правового акта, пунктом 1 приложения № 1 и пунктом 1 приложения № 2 к данному приказу для Восточно-Сибирской дирекции установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов и необходимая валовая выручка, соответственно.

Обратившись в суд и утверждая о недействительности отдельных положений нормативного правового акта, административный истец указывает, что органом регулирования необоснованно занижена необходимая валовая выручка расходов по статье «капитальный ремонт» по фактически понесенным в 2018 году расходам в размере 6 298,12 тыс. руб. и в размере 1 761 тыс. руб. по плановым расходам на 2020 год.

Как было указано ранее, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами регулирования № 1178.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования № 1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

В пункте 2 Основ ценообразования закреплено, что базовый уровень операционных расходов - это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования; необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Из пояснения представителя административного ответчика и материалов дела следует, что расчет долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки Восточно-Сибирской дирекции на 2020-2024 годы был выполнен органом регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и цены, указанные в пункте 30 Основ ценообразования.

Как усматривается из материалов дела, при подаче в орган регулирования 26 апреля 2020 года заявления об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2020-2024 годы административный истец заявил и представил расчет необходимой валовой выручки на 2020 год в размере 31 323,01 тыс. руб., на 2021 год в размере 31 082,23 тыс. руб., на 2022 год в размере 31 666,96 тыс. руб., на 2023 год в размере 32 268,97 тыс. руб., на 2024 год в размере 32 888,78 тыс. руб. Указанный расчет содержал предложение о включении в НВВ на 2020 год в состав подконтрольных расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» затрат на сумму 1 914,24 тыс. руб.

В пояснительной записке к вышеуказанному расчету стоимости услуг по передаче электрической энергии в разделе «Работы и услуги производственного характера (Прочие материальные затраты)» указано, что расходы по прочим материальным затратам за 2018 год на сторону составили 7 835,6 тыс. руб., с учетом индексации на 2020 год и программы капитального ремонта 1 914,24 тыс. руб.

Из пояснений представителя административного истца ФИО1 следует, что подлежащая включению в состав НВВ сумма фактически понесенных в 2018 году расходов на капитальный ремонт в размере 6 298,12 тыс. руб. была отражена в составе расходов по прочим материальным затратам за 2018 год в размере 7 835,6 тыс. руб.

Вместе с тем, представленные Восточно-Сибирской дирекцией в орган регулирования заявление, пояснительная записка и расчеты не содержат сведений о том, что понесенные административным истцом расходы на капитальный ремонт за 2018 год в размере 6 298,12 тыс. руб. были заявлены к учету в составе НВВ на 2020 год в размере 31 323,01 тыс. руб.

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования № 1178 установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Административный истец является профессиональным участником рынка электроэнергетики, в связи с чем обязан соблюдать установленный законодательством порядок представления экономически выгодного для него предложения об установлении тарифа, несет риск установления необходимой валовой выручки без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств по причине ненадлежащего обоснования необходимых для него затрат.

Следовательно, при отсутствии со стороны Восточно-Сибирской дирекции предложения на включение в состав НВВ на 2020 год суммы фактически понесенных в 2018 году расходов на капитальный ремонт в размере 6 298,12 тыс. руб. и соответствующего обоснования, у РСТ Забайкальского края не имелось обязанности производить соответствующие расчеты и учитывать указанную сумму в составе НВВ на 2020 год.

Довод административного истца о том, что предложение на включение в состав НВВ на 2020 год суммы расходов на капитальный ремонт в размере 6 298,12 тыс. руб. содержалось в особом мнении от 26 декабря 2019 года (том 2 л.д. 21-25) подлежит отклонению, поскольку особое мнение было подано в орган регулирования уже после проведения последним экономического анализа поступившего предложения по установлению тарифов и составления соответствующего заключения, в связи с чем не может расцениваться как соблюдение положений подпункта 8 пункта 17 Правил регулирования № 1178.

Не соглашается суд и с позицией административного истца о необоснованном исключении органом регулирования плановых затрат на проведение капитальных ремонтов в 2020 году на сумму 1 761 тыс. руб. в силу следующего.

В подтверждение планируемых расходов на проведение капитальных ремонтов Восточно-Сибирская дирекция 14 июня 2019 года представила в орган регулирования документы на ремонт объектов: оборудования ТП-1 ст. Икабья; оборудования ЭЧЭ-19 ст. Икабья; ВЛ 35/10 кВ перегон Икабья-Икабъекан; ВЛ 35/10 кВ перегон Кемен-Икабья; ВЛ 35/10 кВ перегон Салликит-Сакукан; ВЛ 35/10 кВ перегон Чара-Кемен.

Согласно представленным в суд письменным пояснениям представителя административного истца от 15 декабря 2020 года, сумма планового капитального ремонта на 2020 год на сеть составила 5 411 тыс. руб. по трем объектам (ТП-1 ст. Икабья (1411 тыс. руб.), ЭЧЭ-19 ст. Икабья (4 000 тыс. руб.), проектные (изыскательские) работы по ст. Новая Чара на 2021 год (350 тыс. руб.). При расчете расходов на капитальный ремонт на 2020 год в доле сторонних потребителей размер составил 2 202,8 тыс. руб. На долю сторонних потребителей были отнесены работы по объекту ТП-1 ст. Икабья (1411 тыс. руб.) и проектные (изыскательские) работы по ст. Новая Чара на 2021 год (350 тыс. руб.) на общую сумму 1 761 тыс. руб.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании пояснил, что документы на ремонт объектов: оборудования ЭЧЭ-19 ст. Икабья; ВЛ 35/10 кВ перегон Икабья-Икабъекан; ВЛ 35/10 кВ перегон Кемен-Икабья; ВЛ 35/10 кВ перегон Салликит-Сакукан; ВЛ 35/10 кВ перегон Чара-Кемен при подаче тарифной заявки в орган регулирования были представлены ошибочно.

Из заключения по расчету тарифов и выписки из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года следует, что планируемые Восточно-Сибирской дирекцией расходы на проведение капитальных ремонтов на сумму 1 761 тыс. руб. административный ответчик признал экономически необоснованными по причинам отсутствия в дефектных ведомостях подробного описания оборудования, не предоставления программы капитального ремонта на долгосрочный период регулирования.

Данный вывод органа регулирования суд находит правильным и обоснованным в силу следующего.

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые могут приниматься к учету, только если они содержат обязательные реквизиты, в том числе и личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2008 года № 2688р утвержден альбом форм первичной учетной документации.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2016 года №2157р утверждена инструкция «Виды и характеристики ремонтов, межремонтные сроки объектов основных средств железнодорожной автоматики и телемеханики», в соответствии с пунктом 4.1. которой состав и объемы работ для проведения капитального ремонта определяются на основании акта осмотра, проектной документации, дефектных ведомостей, оформленных по форме № ФОУ-18, которые составляются по результатам комиссионных обследований и технического диагностирования.

Согласно представленному Восточно-Сибирской дирекцией в орган регулирования акту обследования оборудования ТП-1 ст. Икабья от 4 февраля 2019 года и дефектной ведомости от 4 февраля 2019 года, выявлено неудовлетворительное состояние одного трансформатора ТМГ-160/10 и двух разрядников РВО-10. Однако проектной документации, в том числе сметного расчета на капитальный ремонт оборудования ТП-1 ст. Икабья, подтверждающих запланированную стоимость работ на проведение капитального ремонта, в РСТ Забайкальского края представлено не было.

Смета на проектные (изыскательские) работы по объекту здание трансформаторной подстанции 35/10/0,4 кВ станции Новая Чара на сумму 581 873 руб., предусматривала проведение капитального ремонта в 2019 году. Иной сметы на проектные (изыскательские) работы по ст. Новая Чара на 2021 год на сумму 350 тыс. руб. в материалах тарифного дела не содержится.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованной позицию административного ответчика об отсутствии у органа регулирования возможности оценить необходимость и обоснованность выполнения запланированных на 2020 год ремонтных работ.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

Долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К ним относится, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами (пункт 6 Методических указаний № 98-э).

Пунктом 12 Методических указаний № 98-э предусмотрен перечень статей затрат, которые учитываются при расчете базового уровня подконтрольных расходов в базовом году долгосрочного периода регулирования: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Согласно материалам дела, в 2020 году для Восточно-Сибирской дирекции начался новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов, в связи с чем расходы на ремонт основных средств подлежали учету в составе базового уровня подконтрольных расходов.

Базовый уровень подконтрольных расходов является одним из долгосрочных параметров тарифного регулирования, который рассчитывается только на первый год долгосрочного периода регулирования и не подлежит пересмотру в последующих годах долгосрочного периода регулирования, а лишь индексируется на рассчитанный в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э коэффициент.

Следовательно, включение планируемых сумм расходов на капитальный ремонт в базовый уровень подконтрольных расходов и как следствие в необходимую валовую выручку на первый год долгосрочного периода регулирования, влечет включение данных сумм расходов в необходимую валовую выручку на последующие годы долгосрочного периода регулирования вне зависимости от того, запланировано или нет проведение работ по капитальному ремонту в последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Вместе с тем, сведения о составе затрат на капитальный ремонт на последующие годы долгосрочного периода регулирования (2021-2024 годы), а также программа капитального ремонта на долгосрочный период, регулирования Восточно-Сибирской дирекцией в РСТ Забайкальского края представлены не были.

С учетом отсутствия программы капитального ремонта на долгосрочный период регулирования и надлежащим образом оформленных документов, обосновывающих необходимый объем и стоимость ремонтных работ по реализации запланированных мероприятий, РСТ Забайкальского края верно признала заявленные административным истцом расходы на проведение в 2020 году ремонтов на сумму 1 761 тыс. руб. экономически не обоснованными.

В связи с вышеизложенным доводы административного истца о необходимости включения в состав НВВ расходов по статье «капитальный ремонт» по фактически понесенным в 2018 году расходам в размере 6 298,12 тыс. руб. и по плановым расходам на 2020 год в размере 1 761 тыс. руб., отклоняются.

Произведенные тарифным органом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемый приказ по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый приказ РСТ Забайкальского края требованиям действующего законодательства соответствует, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим пункта 1 приложения № 1, пункта 1 приложения № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки для Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года.