Дело № 3а-126/2021
42OS0000-01-2021-000133-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 12 июля 2021 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Юргель Е.Е.,
с участием прокурора Большаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПаритет» о признании недействующими в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, тарифный орган) от 31 декабря 2020 года № 844 внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области».
Пунктом 23 приложения № 2 указанного постановления Обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоПаритет» (далее также ООО «ЭнергоПаритет», Общество), как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 821 409, 62 тыс. руб., на 2022 год в размере 1 285 365, 73 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) (том 2 л.д.227 - 246).
31.12.2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год», приложением № 1 к которому установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2021 год; пунктом 23 таблицы 2 приложения № 1 для ООО «ЭнергоПаритет» установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год; пунктами 14, 39, 62, 63, 64, 65 приложения № 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год: ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; АО «Сибирская промышленная сетевая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; ООО «ЭнергоПаритет» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кубзассэнерго – РЭС»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Энергосервис», ООО «ЭнергоПаритет» и АО «Электросеть» (том 3 л.д.1 – 29).
Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2020 года (том 3 л.д.30-31).
Постановлением РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 года № 83 внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.
ООО «ЭнергоПаритет» с учетом уточнения заявленных требований, обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующими с момента издания Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год» в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Административный истец считает, что необходимая валовая выручка (далее также НВВ) на 2021 год органом регулирования установлена с нарушением тарифного законодательства, посредством исключения из расчета подтвержденных в установленном порядке затрат, что привело к занижению НВВ и установлению её в экономически необоснованном размере. Полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Административный истец считает, что при определении необходимой валовой выручки на 2021 год органом регулирования необоснованно произведена ее корректировка с сторону снижения, что привело к занижению НВВ и установлению её в экономически необоснованном размере способом, не предусмотренным действующим законодательством.
Указанное по мнению истца свидетельствует об установлении органом регулирования долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования на 2021, 2022 года с нарушением требований закона.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, действующая на основании ордера № 19 от 11.05.2021 и доверенности № 08/2020 от 12.02.2021, заявленные требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2020, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против требований административного истца, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела (том 2 л.д.40 – 47).
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кубзассэнерго – РЭС») ФИО3 действующая на основании доверенности от 03.12.2020 сроком по 28.03.2022, согласно представленным письменным возражениям, с заявленными требованиями не согласилась (том 3 л.д.161-163).
ООО «Кузбасская энергосетевая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть», ООО «Энергосервис», АО «Электросеть», о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела ценообразования в электроэнергетике ООО «Агентство энергетических экспертиз» ФИО9 пояснила, что денежные средств на развитие инфраструктуры были учтены в полном объеме, но была произведена корректировка в связи с ограничением роста тарифов. Поскольку суммарная НВВ на основании которой рассчитываются тарифы тоже ограничена, НВВ общества была скорректирована на 720 983, 08 тыс., которые является разницей между максимально возможным ростом предприятия и полученным расчетным путем НВВ. Такая возможность корректировки правилами и методикой не предусмотрена, на что указал ФАС.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Большаковой Е.В., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
По процедуре и порядку принятия вышеуказанные нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Согласно пунктам 16 – 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.
Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
Судом установлено, что ООО «ЭнергоПаритет» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области (т.1 л.д.37).
Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей определен пунктами 11 - 12 Методических указаний № 98-э, из них пункт 11 содержит две формулы расчета необходимой валовой выручки: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (формула 1) и на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового (первого) (формула 2).
Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2018 по 2022 годы.
29 апреля 2020 года ООО «ЭнергоПаритет» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д.38, том 2 л.д.89). Впоследствии, 29 сентября 2020 года к указанному заявлению направлены дополнительные материалы (том 2 л.д.90).
Поскольку для ООО «ЭнергоПаритет» 2021 год является четвертым годом последующего долгосрочного периода регулирования, расчет необходимой валовой выручки осуществлен по формуле 2 (заключение РЭК Кузбасса по материалам, предоставленным ООО «ЭнергоПаритет» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год (том 1 л.д. 88-173).
Согласно указанного экспертного заключения тарифного органа экспертами признана экономически обоснованной необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2021 год (без учета расходов на оплату потерь и услуг сетевых организаций) в размере 1 542 392, 70 тыс. руб., в том числе: подконтрольные расходы – 316 202, 95 тыс. руб., неподконтрольные расходы – 936 728, 26 тыс. руб., руб., выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования – 278 835, 43 тыс. руб., корректировка НВВ в соответствии с параметрами надежности и качества – 10 626, 06 тыс. руб.(том 2 л.д.214 – стр.63 тома 2 экспертного заключения)
Указанный размер НВВ стороной административного истца не оспаривается.
Так, пунктом 5 приказа ФАС России от 3 апреля 2018 года № 422/18 РЭК Кузбасса предписывалось в течении 2018-2021 гг. включать в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения потребителей к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение (реконструкция ПС 35/6 кВ Спутник со строительством ОРУ 11 кВ, установкой трансформатора 2х40 МВА и расширением РУ 6 кВ с преобразованием в ПС 110 кВ Угольная, строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ от ОРУ 110 кВ Беловской ГРЭС до ПС 110 кВ ПС Угольная, строительство одной двухцепной отпайки ВЛ 110 кВ от проектируемой ВЛ 110 кВ Беловская ГРЭС – Угольная до ПС 110 кВ КеНоТЭК) (том 1 л.д. 246-250, том 2 л.д.1-11).
Протоколом совещания по вопросу исполнения вышеуказанного приказа от 18 сентября 2018 года было предусмотрено включение в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» расходов на развитие существующей инфраструктуры, указанных в приказе в размере, предусмотренном в постановлениях РЭК Кемеровской области от 16.04.2018 №№64, 65, 66, 67 со следующим распределением по годам: 2019 – 452 005, 05 тыс. руб.; 2020 – 452 005, 05 тыс. руб.; 2021 – 452 005, 05 тыс. руб., исполнение ООО «ЭнергоПаритет» взятых на себя обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения в части осуществления мероприятий по реконструкция ПС 35/6 кВ Спутник с преобразованием в ПС 110/35/6 кВ Угольная, строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Беловская ГРЭС – Угольная с двухцепной отпайкой до ПС 110 кВ КеНоТЭК (том 2 л.д.21-23).
Из приложения № 1 к экспертному заключению следует, что на 2019 год согласно постановлениям РЭК Кемеровской области от 16.04.2018 №№64, 65, 66, 67 вынесенным на основании приказа ФАС России от 3 апреля 2018 года № 422/18 обществу на развитие инфраструктуры регулятором были учтены плановые расходы в размере 340 000, 05 тыс. руб., аналогичная сумма была учтена и на 2020 год.
На 2021 год согласно экспертному заключению, в соответствии с постановлениями РЭК Кемеровской области от 16.04.2018 №№ 64, 65, 66, 67 обществу учтены расходы на развитие инфраструктуры в сумме 676 015, 15 тыс. руб., а также расходы, не учтенные платой за технологическое присоединение в сумме 9 108, 22 тыс. руб., всего 685 123, 37 тыс.руб.
Включая сумму в размере 685 123, 37 тыс.руб. на развитие инфраструктуры в состав указанных выше неподконтрольных расходов, регулятор указал данное обстоятельство как причину значительного роста необходимой валовой выручки на 2021 год по сравнению с необходимой валовой выручкой 2020 года (страницы 45-46, 63, 67-68 тома 2 экспертного заключения, том 2 л.д.143-226)
Однако, в заключении экономически обоснованная сумма НВВ предприятия в 2021 году скорректирована в сторону снижения на сумму в 720 983, 08 тыс. руб. (без отнесения её к конкретным составляющим НВВ), с учетом максимально возможного роста НВВ предприятия в 2021 году - 6, 1 % или 47 225, 26 по отношению к 2020 году в котором НВВ составил 774 184, 37 тыс. руб. с последующим учетом суммы корректировки в последующих периодах регулирования, в связи ограничением роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» и установленными ФАС России в Приказе от 26.11.2020 № 1162/20 предельными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Вследствие этого необходимая валовая выручка ООО «ЭнергоПаритет» на содержание сетей на 2021 год составила 821 409, 62 тыс. руб. Сумма в размере 720 983, 08 тыс. руб., предложенная к исключению из НВВ Общества на 2021 год, включена в состав выпадающих доходов за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования.
Обратившись в суд и утверждая о недействительности нормативных правовых актов, административный истец указывает на то, что необходимая валовая выручка в нарушение принципов и методов тарифного регулирования РЭК Кузбасса необоснованно скорректирована в сторону снижения на 720 983, 08 тыс. руб.
Данные доводы суд находит заслуживающими внимания.
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (абзац 1).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования (абзац 10).
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11).
Из пунктов 9 и 11 Методических указаний № 98-э следует, что в целях сглаживания тарифов из НВВ могут быть исключены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования.
Из содержания указанных правовых норм следует, что в целях сглаживания изменения тарифов (их роста) тарифному органу предоставлено право распределять результаты деятельности предприятия за предыдущий период регулирования исключая экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности, в этот же период регулирования.
В протоколе заседания Правления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года (представлена выписка) и приложениях к нему не конкретизированы расходы, исключенные из суммы экономически обоснованного размера НВВ Общества, определенного на 2021 год, отсутствует расчет указанных расходов, методология их определения (том 1 л.д. 174 – 245).
Экспертное заключение по материалам, представленным ООО «ЭнергоПаритет» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год (том 2 л.д.143-226) указывая на необходимость учета сумм для развития инфраструктуры, также не содержит соответствующее мотивированное обоснование, ограничиваясь указанием на исключение из состава необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов организации (объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности), запланированных в составе расходов на предстоящий период регулирования, со ссылкой на предельный рост тарифов и установленные ФАС России предельные уровни тарифов.
Таким образом, исключая из экономически обоснованного НВВ Общества, установленного на период регулирования 2021 год, сумму в размере 720 983, 08 тыс. руб. тарифный орган использовал метод расчета НВВ не предусмотренный Основами ценообразования и Методическими указаниями № 98-э.
В результате, установленная оспариваемыми в части нормативными правовыми актами необходимая валовая выручка общества с учетом корректировки в размере 821 409, 62 тыс.руб. является меньше экономически обоснованной суммы установленных органом регулирования подконтрольных расходов в размере 316 202, 95 тыс. руб. и неподконтрольных расходов в размере 936 728, 26 тыс. руб. свидетельствуя о невозможности их несения.
Доводы стороны административного ответчика о необходимости снижения НВВ Общества в целях не превышения предельных уровней тарифов, установленных приказами ФАС России, суд отклоняет.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» в качестве одного из основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике предусматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также устанавливает такие принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (статьи 20, 23).
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) розничном рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (пункт 4).
Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно пункта 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, единые (котловые) тарифы.
Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год (абзац 1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы (абзац 4 пункта 81 Основ ценообразования № 1178).
Таким образом порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, регламентированный положениями действующего законодательства в области электроэнергетики, предусматривает наличие предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на данные услуги.
Данное допущение направлено на одновременное соблюдение принципов экономической обоснованности затрат и тарифов и баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Вместе с тем законодательство о тарифном регулировании в сфере электроснабжения не исключает возможность установления тарифов выше или ниже их предельных уровней при соблюдении требований статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» о предварительном согласовании принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о выходе за предельные уровни тарифов с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержден приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 (далее также - Порядок согласования) и предусматривает подачу соответствующего заявления, а также перечисленных в данном Порядке документов (пункты 2 – 7).
Документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования (пункт 8 Порядка согласования).
В соответствии с абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.
Таким образом, у органа регулирования имеется возможность по установлению регулируемых цен (тарифов) действий по предварительному согласованию решения об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с федеральным органом регулирования тарифов до истечения предельного срока принятия решения об установлении тарифов.
Приказ ФАС России № 1162/20 об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, со ссылкой на который тарифным органом было принято решение о необходимости корректировки НВВ в связи с тарифными ограничениями, издан уполномоченным органом 26 ноября 2020 года и официально опубликован на интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 28 декабря 2020 года.
Однако выписки из сводного прогнозного баланса производства и поставок эклектической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года № 1164/20-ДСП, были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) посредством ФГИС ЕИАС ФАС России (в форме электронных документов) 30 ноября 2020 года (том 3 л.д. 135).
Согласно пояснениям представителя административного ответчика, предельные уровни тарифов утверждаются и публикуются в общем порядке, предварительно, регулятору направляются указанная информация, но она содержат разные прогнозные данные из-за постоянного изменения.
Учитывая изложенное и в отсутствие доказательств обратного, регулирующий орган не был лишен возможности обратиться за согласованием превышения предельных уровней тарифов в установленном порядке в двадцатидневный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений.
При этом на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы России (fas.gov.ru) в публичном доступе размещены приказы ФАС России, изданные 29, 30 декабря 2020 года, о согласовании решений органов регулирования ряда других субъектов Российской Федерации об установлении единых (котловых) тарифов на уровне ниже (выше) минимальных (максимальных) пределов, на основании заявлений поданных в декабре 2020 года (в том числе в последних числах декабря 2020 года).
Таким образом, приказом ФАС России № 1162/20 не установлены ограничения роста НВВ сетевых организаций в 2021 году по отношению к 2020 году.
На данное обстоятельство регулирующему органу было указано в отменившем с 1 июня 2021 года постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 приказе ФАС России от 23 апреля 2021 года № 394/21, которым регулирующему органу было указано в том числе на неисполнение предписания данного приказом №422/18 и необходимости внесения корректировки в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» на 2021 год с учетом исполнения приказа (том 2 л.д.48-66)
Как было указано ранее, при государственном регулировании тарифов в электроэнергетике должен достигаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Основой формирования тарифов является их экономическая обоснованность.
Как следует из Правил регулирования, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний № 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем необходимой валовой выручки.
Установление экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», является нормативно установленной обязанностью органа регулирования, который в случае превышения предельных уровней тарифов по смыслу абзаца второго пункта 7 статьи 23.1 указанного Закона, направляет заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования.
Однако, как установлено в судебном заседании, регулирующий орган своим правом на обращение в Федеральную антимонопольную службу за согласованием установления тарифов на уровне выше максимального не воспользовался, фактически исключив не предусмотренным законом способом из состава НВВ ООО «ЭнергоПаритет» экономически обоснованных расходов на предстоящий период регулирования.
Сама по себе возможность Общества в соответствии с Методическими указаниями 98-э возмещения экономически обоснованных расходов в рамках тарифного регулирования на последующий период не носит безусловного характера и не свидетельствует о законности оспариваемых постановлений.
В силу законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка регулируемой организации, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений, утвержденная для общества постановлением № 844 от 31 декабря 2020 года необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 821 409, 62 тыс. руб.; на 2022 г. – 1 285 365, 73 тыс. руб., а также утвержденная постановлением № 845 от 31 декабря 2020 года необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год, являются необоснованными.
Согласно пункту 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, пересмотр НВВ сетевой организации ведет к пересмотру органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Поскольку необходимая валовая выручка ООО «ЭнергоПаритет» на 2021 год и, соответственно, последующий период, рассчитана неправильно, то размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; АО «Сибирская промышленная сетевая компания» и ООО «ЭнергоПаритет»; ООО «ЭнергоПаритет» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кубзассэнерго – РЭС»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть»; ООО «ЭнергоПаритет» и ООО «Энергосервис», ООО «ЭнергоПаритет» и АО «Электросеть» на 2021 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании НВВ административного истца, также подлежат пересчету.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты - постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 и постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2019 года № 845 в оспариваемой части не соответствуют действующему федеральному законодательству.
В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими в оспариваемой части постановлений Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844, 845 как противоречащих Закону об электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушающих права и законные интересы административного истца.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
По настоящему делу административный истец оспаривает постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года.
Данное постановление утратило силу и признано недействующим с 1 июня 2021 год принятым 23 апреля 2021 приказом Федеральной антимонопольной службой России № 394/21. Новые тарифы на электрическую энергию на период с 1 июня по 31 декабря 2021 года установлены постановлением РЭК Кузбасса № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» (том 3 л.д.49-63).
Таким образом, оспариваемое постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 признано утратившим силу и не подлежащим применению с 1 июня 2021 года, то есть не с даты начала периода, с которым административный истец связывает нарушение своих прав и законных интересов, выразившихся в установлении необходимой валовой выручки меньше экономически обоснованной суммы и неправильном определении тарифов.
Учитывая изложенное, обстоятельства отмены постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 с 1 июня 2021 года и принятия в указанную дату РЭК Кузбасса постановления № 162 основанием для прекращения производства по настоящему делу или отказа в удовлетворении заявленных требований в указанной части не является.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия и признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, их следует признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующими со дня принятия:
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», в части установления пунктом 23 приложения № 2 для территориальной сетевой организации ООО «ЭнергоПаритет» необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере 821 409, 62 тыс. руб.; на 2022 г. – 1 285 365, 73 тыс. руб.
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» в части:
пункта 23 таблицы 2 приложения № 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год);
пунктов 14, 39, 62, 63, 64, 65 приложения № 3 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год).
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанные не действующими в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 22 июля 2021 года.
Председательствующий А.М. Решетняк