Дело № 3а-126/2021
УИД 68OS0000-01-2021-000056-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 г. г.Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Стерликовой В.С.,
с участием прокурора Судоргина Д.В.,
представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Центр-Инвест» к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о признании недействующим пункта 367 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 956 от 27 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Центр-Инвест» (далее по тексту – Общество) обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о признании недействующим пункта 367 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 956 от 27 декабря 2018 года, указав в обоснование своих требований следующее.
Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью 2074кв.м, расположенное по адресу: ***Д (далее по тексту – спорное нежилое здание).
Пунктом 367 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 956 от 27 декабря 2018 года (далее по тексту – оспариваемый приказ), вышеуказанный объект недвижимости административного истца включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту – перечень).
Административный истец полагает оспариваемый приказ в части названного пункта незаконным, подлежащим признанию недействующим в этой части в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований, так как названное здание ни по своему наименованию, ни по фактическому использованию, ни по иным основаниям не может быть отнесено к зданиям, предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В своих письменных возражениях административный ответчик возражает против удовлетворения административных исковых требований, указывает, что спорное здание не менее 20% общей площади используется для целей, указанных в п.п.3-5 ст.378.2 НК РФ. В результате обследования здания рабочей группой установлено, что часть помещений на первом этаже здания используется ООО «Торговые системы «Техниколь»» как выставочный зал строительных материалов. Во дворе спорного здания расположен склад строительных материалов ООО «Торговые системы «Техниколь»». Помещения на втором этаже сдаются в аренду ООО «Три двери» под магазин. В связи с изложенным Комитет по управлению имуществом Тамбовской области полагает, что спорное здание обоснованно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными и обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ООО «Центр-Инвест» принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью 2074 кв.м, расположенное по адресу: ***Д, и расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – под производственную базу.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 НК РФ Законом Тамбовской области № 170-3 от 28 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» установлен налог на имущество организаций.
Статьей 1.1 названного закона закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в соответствии с которыми налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).
Пунктом 2 постановления администрации Тамбовской области № 1227 от 11 декабря 2017 года «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения» Комитет по управлению имуществом Тамбовской области был наделен полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Тамбовским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в ответ на запрос Комитета по управлению имуществом Тамбовской области 15 марта 2018 года был направлен в адрес административного ответчика перечень объектов недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в который было включено спорное нежилое помещение.
Полученная от филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» информация административным ответчиком была вынесена на рассмотрение рабочей группы межведомственной комиссии Тамбовской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и в государственные внебюджетные фонды, созданной распоряжением администрации Тамбовской области от 29 марта 2013 года № 108-р.
Протоколом от 31 мая 2018 года № 6 вышеуказанной рабочей группы был определен перечень объектов обследования объектов недвижимости в целях определения их вида фактического использования, в который было включено спорное нежилое здание и утверждены составы рабочих групп для осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов обследования.
Перечень объектов обследования, сроки обследования и состав рабочих групп по проведению обследования были утверждены приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 08 июня 2018 года № 419.
В результате обследования, проведенного 24 августа 2018 года, члены рабочей группы, проводившие обследование, пришли к выводу о том, что не менее 20% общей площади обследуемого здания используется для целей, указанных впункта 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Протоколом от 30 октября 2018 года № 14 вышеуказанной рабочей группы было рекомендовано включение в перечень здания с кадастровым номером ***.
Оспариваемый приказ принят 27 декабря 2018 года, подписан председателем Комитета по управлению имуществом Тамбовской области ФИО3, 28 декабря 2018 года размещен на официальном сайте газеты «Тамбовская жизнь», которая является официальным источником публикования нормативных правовых актов Тамбовской области (номер публикации 7901), что соответствует порядку обнародования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тамбовской области, установленному статьей 29 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-З «О правовых актах Тамбовской области».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.
Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом государственной власти в установленной форме с соблюдением порядка его принятия и опубликования в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд не находит предусмотренных законом оснований для включения спорного здания в перечень.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещенияв них, а также нежилые помещения, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером *** условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Из материалов дела, в том числе технического паспорта, фототаблиц, технического паспорта спорного здания следует, что спорное нежилое здание используется только частично, под склад, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Из технического паспорта спорного нежилого здания следует, что в нем имеются помещения основного и вспомогательного назначения, сведения о наличии помещений торгового или офисного назначения отсутствуют.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках, включая план, здание с кадастровым номером *** также не содержится сведений о том, что в нем имеются помещения торгового или офисного назначения.
Кроме того, административным ответчиком осмотр спорного здания для определения его фактического использования не производился, так как рабочей группой 24 августа 2018 года было осмотрено другое здание площадью 704,3 с таким же адресом, но с литером А, также принадлежащее административному истцу, имеющее кадастровый номер ***. Спорное же здание имеет литер Б, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Так, из представленных административным истцом договоров аренды следует, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта ООО «УТС ТехноНиколь» арендовал у административного истца торговый зал и офисные помещения (весь первый этаж) общей площадью 234,7, а также офисное помещение на 2 этаже площадью 23,4 кв.м, расположенные в нежилом здании лит.А общей площадью 704,3 кв.м, адрес: ***, ******Д, и складские помещения площадью 340 кв.м, расположенные в здании литер Б, общей площадью 2074 кв.м, адрес: ***Д; ООО «ГРАНД-АЛЬЯНС» арендовало у административного истца офисное нежилое помещение площадью 20,8 кв.м, расположенное на 1 этаже нежилого здания общей площадью 704,3 кв.м, литер А, адрес: ***Д, и складские помещения площадью 133,3 кв.м, расположенные на первом этаже нежилого здания общей площадью 2074 кв.м, литер Б, по адресу: ***Д.
При сопоставлении фототаблиц, представленных вместе с актом осмотра административным ответчиком, и фототаблиц, договоров аренды, технических паспортов, представленных административным истцом, очевидно, что вывеска «Торговые системы Технониколь» расположена на фасаде нежилого здания с кадастровым номером ***, а не спорного нежилого здания.
Иных доказательств наличия в здании с кадастровым номером *** помещений торгового или офисного назначения и их площадь административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что доказательств соответствия здания с кадастровым номером *** критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в деле не имеется, поскольку оно не предназначено для торговли, оказания услуг общественного питания или бытового обслуживания, а доказательств его фактического использования для указанных целей административным ответчиком не представлено. Следовательно, спорное нежилое здание нельзя отнести к административно-деловым или торговым центрам по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Других оснований для включения спорного нежилого здания в перечень административным ответчиком также не представлено.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемый приказ следует признать недействующим в части включения в перечень спорного нежилого здания.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый приказ следует признать недействующим в части с момента его принятия, поскольку признание его недействующим в части, затрагивающей права административного истца, с иной даты, учитывая характер спорных правоотношений и период действия оспариваемого приказа, не позволит в полной мере восстановить права административного истца.
Согласно п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 руб., которые подлежат возмещению за счет административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Центр-Инвест»удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 367 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 956 от 27 декабря 2018 года.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр-Инвест» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.
Судья Гурулева Т.Е.
Решение суда в окончательной форме составлено 27 апреля 2021 года.
Судья Гурулева Т.Е.