ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-126/2022 от 22.06.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-19/2023

УИД 54ОS0000-01-2022-000209-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2023 г. г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Тулуповой Т.А.

с участием прокурора Парыгиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» к департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 30.08.2022 N 184-ТЭ «Об отмене отдельных приказов департамента по тарифам Новосибирской области и отдельных положений приказов департамента по тарифам Новосибирской области»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (далее по тексту также ООО «ТГК», Общество) обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим со дня принятия приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 30.08.2022 N 184-ТЭ «Об отмене отдельных приказов департамента по тарифам Новосибирской области и отдельных положений приказов департамента по тарифам Новосибирской области».

В обоснование заявленных требований указало, что приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2019 № 472-ТЭ, от 27.11.2019 № 473-ТЭ, от 04.12.2020 № 431-ТЭ установлены и скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО «ТГК». Приказом от 31.05.2022 № 89-ТЭ внесены изменения в эти приказы. Оспариваемым приказом вышеуказанные приказы отмены по причине отсутствия законных оснований для установления тарифа в отношении ООО «ТГК» - не заключения договора аренды котельной.

Считает, что у департамента по тарифам Новосибирской области отсутствовали основания для принятия оспариваемого приказа, так как Общество владело и пользовалось котельной на основании договора аренды, осуществляло регулируемую деятельность.

Ссылается на нарушение порядка принятия нормативного правового акта без согласования с федеральной антимонопольной службой.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> А.О. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель департамента по тарифам Новосибирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых требования не признал (л.д.89-90).

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемый приказ подлежит признанию не действующим с момента его принятия, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» определено, что регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В силу предписаний части 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким образом, установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Новосибирской области является департамент по тарифам Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области», далее по тексту постановление № 74-п).

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление департамента общей численностью не более 9 человек (пункт 37 постановления № 74-п).

В соответствии с пунктом 38 постановления №74-п руководитель департамента является председателем правления департамента и утверждает персональный состав правления департамента, а также порядок его деятельности.

Члены правления департамента, не являющиеся работниками департамента, не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания правления департамента. По планируемым к рассмотрению вопросам членам правления департамента, не являющимся работниками департамента, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления департамента представляются на электронном носителе материалы к заседанию правления департамента, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения экспертизы, а также пояснительная записка. По запросу члена правления департамента, не являющегося работником департамента, может быть предоставлена иная информация с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. По запросу членов правления департамента указанные материалы предоставляются на бумажном носителе.

Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании. Голос председателя правления департамента при равенстве голосов членов правления департамента является решающим.

Согласно подпункту 11 пункта 36 постановления N 74-п руководитель департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

Департаментом по тарифам Новосибирской области 30 августа 2022 г. издан приказ N 184-ТЭ "Об отмене отдельных приказов департамента по тарифам Новосибирской области и отдельных положений приказов департамента по тарифам Новосибирской области"( далее – Приказ № 184-ТЭ).

Приказ издан регулирующим органом на основании решения правления департамента по тарифам Новосибирской области от 30 августа 2022г.

Согласно части 1 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо сведения конфиденциального характера, в течение десяти дней после дня их подписания.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата первой (в хронологическом порядке) публикации его полного текста в газете "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" или газете "Советская Сибирь" либо дата первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в сетевом издании "Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты", в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области" (www.nsopravo.ru) (часть 2 статьи 26).

Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru, 05.09.2022.

Приказ № 184-ТЭ принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Суд не может согласиться с позицией административного истца, что Приказ № 184-ТЭ принят с нарушением порядка, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 30 приказа ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения".

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.

Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом (часть 2 ).

Пункт 30 приказа ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" предусматривает, что решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены) принимаются органом регулирования по согласованию с федеральным антимонопольным органом на основании предложения об отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) в отдельной системе теплоснабжения, тарифы в которой регулируются (ранее регулировались до их отмены) органом регулирования (далее - предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов), представляемого регулируемой организацией и (или) органом местного самоуправления поселения (городского округа) в орган регулирования.

Вышеуказанные нормы подлежат применению при переходе от регулируемых тарифов на тепловую энергию к рыночным отношениям между потребителями и теплоснабжающими организациями, и не могут применяться при издании департаментом нормативного правового акта при отмене тарифных решений по его инициативе, поэтому согласования с федеральным антимонопольным органом не требовалось.

Оспариваемым Приказом № 184-ТЭ признаны недействующими и отменены с даты принятия: пункты 1 и 2 приказа и приложение к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2019 N 472-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на 2019 год и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2017 N 576-ТЭ, от 22.11.2018 N 457-ТЭ"; приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2019 N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов" (с учетом изменений, внесенных приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 04.12.2020 N 431-ТЭ; пункты 2 и 10 приказа и приложение N 2 к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 04.12.2020 N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования"; пункты 2 и 8 и приложение N 2 к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 25.11.2021 N 325-ТЭ "О корректировке на 2022 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочные периоды регулирования"; приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 31.05.2022 N 89-ТЭ "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2019 N 472-ТЭ, от 27.11.2019 N 473-ТЭ".

Как следует из выписки протокола заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 30 августа 2022 г., основанием для принятия оспариваемого Приказа № 184-ТЭ послужило то, что департаментом на момент принятия тарифных решений Общество не соответствовало требованиям к статусу теплоснабжающей организации. Иных оснований не указано.

Обстоятельства того, соответствует ли Общество требованиям теплоснабжающей организации и подлежит ли его деятельность тарифному регулированию, являлись предметом судебной проверки.

ООО «ТГК» обратилось в Новосибирский областной суд с административным иском к департаменту по тарифам Новосибирской области о признании противоречащим федеральному законодательству РФ и не действующим со дня принятия приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 04.12.2020 №431-ТЭ «О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования», в части п.2 и приложения 2 к нему; - о признании противоречащим федеральному законодательству РФ и не действующим с 01.01.2021 г. приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2019 №473-ТЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов», в части п.1 и приложения 1 к нему.

Решением Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 г. в удовлетворении требований отказано в полном объеме. Основанием для отказа послужило то, что ООО «ТГК», в силу требований действующего законодательства, не соответствовало требованиям теплоснабжающей организации, его деятельность не подлежала тарифному регулированию и истец не мог быть субъектом правоотношений по теплоснабжению.

Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 г. решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 г. отменено, принято по делу новое решение.

В силу статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11).

Как следует из апелляционного определения, основным видом деятельности ООО «ТГК» является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций, дополнительные виды деятельности - в том числе деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, то есть регулируемый вид деятельности.

1 ноября 2019 г. ООО «ТГК», ранее не осуществлявшее на указанной территории данный вид регулируемой деятельности, впервые обратилось в департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об открытии дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) в 2019 г.

Приказом от 27 ноября 2019 г. № 473-ТЭ установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска.

Указанный приказ № 473-ТЭ был предметом судебной проверки в рамках рассмотрения административного дела № 3а-64/2021.

Решением Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г. (с учетом дополнительного решения от 6 декабря 2021 г.), оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г. и кассационными определениями Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г. и от 6 октября 2022 г., данный приказ в части пункта 2 и приложения 2 к нему признан недействующим со дня принятия; на департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять соответствующий заменяющий акт. В удовлетворении требований ООО «ТГК» о признании недействующими пункта 1 и приложения № 1 к приказу от 27 ноября 2019 г. № 473-ТЭ отказано.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «ТГК» было заявлено об осуществлении регулируемого вида деятельности по теплоснабжению с использованием источника тепловой энергии - модульной котельной, которая предоставлена ООО «ТГК» в аренду на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № 1, заключенного Обществом с <данные изъяты> и <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 4.1 договора аренды срок аренды составлял 11 месяцев. Договор считался продленным на тот же срок по истечении срока аренды при отсутствии возражений сторон (пункт 4.3 договора).

Дополнительным соглашением к указанному договору аренды № 1 от ДД.ММ.ГГГГ изменен срок аренды, предусмотренный пунктом 4.1, который составил 36 месяцев с момента принятия котельной по акту приема-передачи.

Акт приема-передачи в аренду котельной подписан сторонами 1 мая 2019 г.

Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

С учетом указанной правовой нормы договор аренды после заключения дополнительного соглашения от 31 октября 2019 г., которым был увеличен срок аренды до 36 месяцев, подлежал государственной регистрации.

Поскольку государственная регистрация изменения договора аренды в части его срока на момент издания приказов департамента от 27 ноября 2019 г. № 473-ТЭ и от 4 декабря 2020 г. № 431-ТЭ произведена не была, заключение дополнительного соглашения от 31 октября 2019 г. не повлекло изменения условия о сроке договора аренды от 1 мая 2019 г., который продолжал действовать на прежних условиях, так как в установленном порядке расторгнут не был, недействительным также не признавался.

Кроме того, судами при рассмотрении административного дела № 3а-64/2021 также было установлено, что ООО «ТГК», обратившись впервые в ноябре 2019 г. с заявлением об установлении тарифов, являлась ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории г.Новосибирска регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения по производству и поставке тепловой энергии, и владеющей на основании договора аренды объектами теплоснабжения, эксплуатировавшей газопровод высокого давления и модульную котельную мощностью 3,4 МВ, находящиеся в собственности физических лиц.

В соответствии с положениями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, ООО «ТГК» на момент издания оспариваемого приказа отвечало признакам теплоснабжающей организации, его деятельность вопреки позиции административного ответчика подлежала тарифному регулированию, то есть Общество являлось субъектом правоотношений в сфере теплоснабжения, поэтому у департамента по тарифам Новосибирской области отсутствовали правовые основания для принятия Приказа № 184-ТЭ по вышеуказанным основаниям.

Оспариваемый Приказ № 184-ТЭ противоречит пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый акт подлежит признанию недействующим, суд, учитывая, что административный истец фактически осуществляет регулируемый вид деятельности, считает необходимым признать его не действующим со дня принятия, что приведет к восстановлению нарушенных прав Общества.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При обращении с настоящим иском в суд административным истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, которые подлежат взысканию в его пользу с департамента по тарифам Новосибирской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 30.08.2022 N 184-ТЭ "Об отмене отдельных приказов департамента по тарифам Новосибирской области и отдельных положений приказов департамента по тарифам Новосибирской области".

Департаменту по тарифам Новосибирской области опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Взыскать с департамента по тарифам Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, представления через Новосибирский областной суд.

Судья А.Л. Разуваева

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2023 г.