ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1272/20 от 09.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1272/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 09 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

с участием прокурора Дзех К.А.,

представителя административного истца ИП ФИО7 – ФИО8, представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО7 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 ноября 2020 года.

В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>.

Административный истец ИП ФИО7 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес> ссылаясь на то, что данный объект недвижимости не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по данным кадастрового/регистрационного учета и по данным технической инвентаризации здание именуется «склад», фактическое использование здания склада не связано с использованием административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Здание склада располагается на земельном участке с видом разрешенного использования: для производственных целей. Включение указанного здания в оспариваемый Перечень нарушает его права, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец ИП ФИО7 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ИП ФИО7

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакции оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области, просила признать недействующим с 01 января 2020 года пункт 1093 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573, в части включения в него нежилого здания с кадастровым расположенного по адресу:<адрес>А, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемый Перечень.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО9 административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект имеет назначение: нежилое здание, наименование: склад. Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 06 июня 2019 года было установлено, что нежилое здание используется в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания более чем на 20%. По выписке из ЕГРИП административный истец имеет статус индивидуального предпринимателя. Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2020 год соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административного истца ИП ФИО7 - ФИО8, представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО9, свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу ИП ФИО7 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - назначение: нежилое здание, наименование: склад, площадью 1040,9 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый , адрес: <адрес>А.

В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен под пунктом 1093.

Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 22 июня 2020 года № 13-7035 на заявление ФИО7, 17 июня 2020 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2020 году определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня.

Из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО9 следует, что принадлежащее административному истцу спорное нежилое здание включено в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объект, фактически используемый в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные

приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов и(или) объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым , площадью 11077+/-184 кв.м, адрес: <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для производственных целей.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли и (или) объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 с наименованием «Бытовое обслуживание» и под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Земельный участок с кадастровым , на котором расположен спорный объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования – «для производственных целей», не соответствующий указанным выше пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и кодам 3.3 «Бытовое обслуживание» и 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что названный выше вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, со всей очевидностью не предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в материалах дела не содержится.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве торгового объекта и (или) объекта бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать здание, предназначенным для осуществления торговой деятельности, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение торговых объектов.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

Как установлено судом, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимого имущества и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и кадастрового паспорта, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Брянский филиал по состоянию на 23 марта 2012 год, имеет назначение: нежилое здание, наименование: склад.

В соответствии с техническим паспортом на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, составленным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Брянский филиал по состоянию на 15 октября 2009 года, назначение здания: склад, использование: по назначению.

Согласно экспликации к поэтажному плану указанного здания, помещения, входящие в его состав, общей площадью 1046,9 кв.м, имеют назначение «основное».

Таким образом, из правоустанавливающих документов и технической документации, имевшейся на момент включения принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, нельзя сделать безусловный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым , является объектом, предназначенным для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести спорный объект недвижимости к видам объектов, поименованным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как о том ставится вопрос в возражениях представителя административного ответчика.

Наименование спорного здания – склад не свидетельствует об обоснованном включении спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

При этом суд учитывает, что положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи. В данном случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное здание или помещения в нем на момент включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень использовались в целях осуществления торговой деятельности и (или) для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено.

Доводы представителя административного ответчика об обоснованном включении спорного объекта в оспариваемый Перечень, как фактически используемого в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания в соответствии с актом обследования данного здания, которое проводилось до определения оспариваемого Перечня, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 06 июня 2019 года, здание с кадастровым номером , наименование: склад, площадью 1040,9 кв.м, соответствует признакам, указанным в пункте 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию. Площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 418,8 кв.м или 40,23%, в том числе площадь, используемая для торговли (оптовый склад текстиля) - 211,0 кв.м или 20,27 %, площадь, используемая для бытового обслуживания (заточка пил) – 207,8 кв.м или 19,96%.

Вместе с тем, указанный акт от 06 июня 2019 года не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как объекта, фактически используемого в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания, т.к. в данном акте не содержится сведений какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

Как следует из объяснений свидетелей ФИО1 и ФИО2, членов комиссии, проводившей обследование спорного объекта недвижимости, выводы о фактическом использовании спорного объекта в качестве торгового объекта и объекта бытового обслуживания сделаны исходя из «визуального осмотра» помещений, расположенных в здании. Замеры используемых помещений, кроме склада текстиля, не производились. Указанная в акте используемая площадь помещений определена с учетом технической документации и представленных договоров аренды. Помещение, используемое под склад текстиля, указано в акте в качестве торгового, поскольку в данном помещении имелся товар со штрихкодами и ценниками, разложенный на стеллажах. Проведение денежных расчетов и обслуживание покупателей в их присутствии не осуществлялись, кассового аппарата не было. Помещение, в котором осуществлялась «заточка пил», было включено в акт как объект, используемый в качестве бытового обслуживания, поскольку на момент обследования там имелось необходимое оборудование для производства указанных работ, а также находился рабочий, который производил работы по заточке пил.

Из представленных представителем административного истца договоров аренды от 01 декабря 2018 года и от 01 ноября 2019 года следует, что ИП ФИО7 (арендодатель) передает во временное пользование, а ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) принимает принадлежащее арендодателю имущество, в том числе нежилые помещения склада, площадью 1040,9 кв.м, (кадастровый ), расположенные по адресу: <адрес>А. Срок аренды, согласно указанным договорам, соответственно с 01 декабря 2018 года до 31 октября 2019 года и 01 ноября 209 года до 30 сентября 2020 года. В соответствии с условиями договоров аренды объекты передаются для организации и ведения любой хозяйственной деятельности, кроме запрещенной действующим законодательством Российской Федерации, арендатор (субарендатор) обязан использовать объекты в соответствии с их назначением, арендатор вправе без письменного согласия арендодателя передавать арендуемые нежилые помещения в пользование или в субаренду третьим лицам.

Согласно договору субаренды нежилого помещения от 28 августа 2018 года ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) передает во временное владение и пользование за плату ООО «Альянс Фудсервис» (субарендатор) встроенное нежилое помещение, площадью 207 кв.м под склад ( кадастровый ), адрес: <адрес>А. Субарендатору помещение предоставляется для использования в качестве склада. Срок действия договора с 01 сентября 2018 года по 31 июля 2019 года. Аналогичный договор субаренды нежилого помещения заключен между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатором) и ООО «Альянс Фудсервис» (арендатор) 01 августа 2019 года со сроком действия с 01 августа 2019 года по 30 июня 2020 года.

01 декабря 2018 года между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ООО «Объединенная текстильная компания-Брянск»(субарендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения, согласно которому арендатор передает субарендатору во временное владение и пользование за плату встроенное нежилое помещение 3–го этажа, кадастровый , площадью 38,1 кв.м – под офис, и 207 кв.м, под склад, кадастровый , расположенные по адресу:<адрес>А. Срок действия данного договора с 01 декабря 2018 года по 31 октября 2019 года. 01 ноября 2019 года между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ООО «Объединенная текстильная компания-Брянск» (субарендатор) заключен аналогичный договор субаренды нежилого помещения, со сроком действия с 01 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года.

В соответствии с договором субаренды нежилого помещения от 01 сентября 2018 года, заключенным между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ООО «АВТОКАР» (субарендатор), арендатор передает субарендатору во временное владение и пользование за плату встроенное нежилое помещение, площадью 56,5 кв.м, под торгово-офисное помещение, кадастровый , и 106 кв.м, под склад, кадастровый , расположенные по адресу:<адрес>А. Срок действия данного договора с 01 декабря 2018 года по 31 июля 2019 года. 01 августа 2019 года между указанными сторонами заключен аналогичный договор субаренды нежилого помещения, сроком действия с 01 августа 2019 года по 30 июня 2020 года.

Согласно договору субаренды нежилого помещения от 01 марта 2019 года, заключенному между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ИП ФИО5 (субарендатор), во временное владение и пользование за плату арендатор передает субарендатору нежилое помещение отапливаемого склада, площадью 106 кв.м под склад, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>А. Срок действия данного договора с 01 марта 2019 года по 31 января 2020 года. Аналогичный договор между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ИП ФИО5 (субарендатор) заключен 01 февраля 2020 года, сроком действия с 01 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

01 февраля 2019 года между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ИП ФИО6 (субарендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения, согласно которому арендатор передает субарендатору во временное владение и пользование за плату встроенное нежилое помещение склада, площадью 207 кв.м, под склад и мастерскую, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>А. Срок действия данного договора с 01 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года. 01 января 2020 года между ООО «БИЗНЕС ПАРК» (арендатор) и ИП ФИО6 (субарендатор) заключен аналогичный договор субаренды нежилого помещения, сроком действия с 01 января 2020 года по 30 ноября 2020 года.

Из объяснений свидетеля – генерального директора ООО «Объединенная текстильная компания-Брянск» ФИО3 следует, что по адресу: <адрес>А Обществом арендуются два помещения. Помещение, площадью 38,1 кв.м, расположено на третьем этаже торгово-бытового комплекса с кадастровым и используется в качестве офиса, второе помещение, площадью 207 кв.м, расположено в здании склада с кадастровым , и используется под склад. На данном складе складируется текстильная продукция - ткани, постельные принадлежности, комплекты белья и т.д. В помещении отсутствуют витрины и иное оборудование для демонстрации товара покупателям, товар хранится на специально оборудованных стеллажах. Обслуживание покупателей в помещении склада не осуществляется, торговая деятельность не ведется, контрольно-кассовая техника, а также продавец или иной сотрудник, полномочный осуществлять торговую деятельность, на складе отсутствуют. В помещении, арендуемом для использования под склад, работниками склада осуществляется приемка, сортировка, комплектация, упаковка и отгрузка товара для его реализации в торговых точках.

Свидетель ФИО4, состоящий в трудовых отношениях с ИП ФИО6, что подтверждается представленными в суд копиями трудовой книжки и трудового договора от 03 октября 2016 года № 3, пояснил, что работает заточником, его рабочее место находится в помещении, расположенном в одноэтажном здании по адресу:<адрес>А. В данном помещении находятся станки и необходимое оборудование для ремонта и заточки режущего инструмента, используемого в производственной деятельности предприятий, для распиловки древесины, для пилорам. Торговая деятельность, а также деятельность по оказанию бытовых услуг в данном помещении ни им, ни иными лицами не осуществляется, заказы от физических лиц не принимаются. В помещении не ведется ни прием заказов, ни выдача товара, нет кассовых аппаратов, отсутствует помещение для бытового обслуживания посетителей, посторонние лица доступа к данному помещению не имеют.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что указанный выше объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемый Перечень, поскольку административный истец ФИО7 имеет статус индивидуального предпринимателя, не являются доказательством использования административным истцом спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в оспариваемый Перечень, не представлено.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ИП ФИО7

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия ( на 2020 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемого Перечня не действующими соответственно с 01 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ИП ФИО7 удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 1093 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573), в части включения в него нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>А.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская