ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1272/2022 от 15.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

15.09.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания Абсалямовой В.Н.,

с участием прокурора Скажутиной Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1272/2022 по административному исковому заявлению Виситаева С.Д. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня его принятия в части:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 32814 помещения с кадастровым номером , под пунктом № 32815 помещения с кадастровым номером ;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 33617 помещения с кадастровым номером , под пунктом № 33618 помещения с кадастровым номером ;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 32038 помещения с кадастровым номером , под пунктом № 32039 помещения с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости. Объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Определением Самарского областного суда от 15.07.2022 к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы», Администрация г.о. Тольятти.

Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилых помещений в Перечни произведено по их фактическому использованию: помещение с кадастровым номером по результатам осмотра, произведенным по заявлению административного истца от 23.10.2019 используется как автомастерская и офис, помещение с кадастровым номером – автомойка. Указанное позволяет отнести их к объектам бытового обслуживания населения.

Административный истец не обеспечил участие в деле своего представителя, о времени и месте судебного заседания уведомлен в установленном законом порядке.

Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного иска уведомлены в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, допросив свидетеля ФИО1., пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр размещения рекламы» Аваргина Д.М., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

В силу статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса,

Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На основании пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.

Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;

- от 07.10.2019 № 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна" № 158(30741) 23.10.2019.

- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020.

Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.

По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

Административный истец является собственником указанных нежилых помещений, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, соответственно, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Таким образом, вправе оспорить нормативные правовые акты – приказы Министерства имущественных отношений Самарской области, которыми объекты капитального строительства включены в Перечни.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером данный объект недвижимости расположен по адресу: <адрес>, имеет назначение: «нежилое», наименование: «гаражный бокс» виды разрешенного использования: «данные отсутствуют».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером данный объект недвижимости расположен по адресу: <адрес>, имеет назначение: «нежилое», наименование: «гаражный бокс» виды разрешенного использования: «данные отсутствуют».

Помещения находятся в здании ГСК 63 с кадастровым номером , которое имеет назначение: «данные отсутствуют», наименование: «ГСК-63» виды разрешенного использования: «данные отсутствуют».

Здание ГСК 63 расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «данные отсутствуют», вид разрешенного использования – «данные отсутствуют».

Согласно экспликации к техническим паспортам от 04.07.2022 (л.д. 59-70), помещения имеют наименования: гараж, подсобные помещения.

По результатам осмотра, произведенным Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы» 09.12.2019 по заявлению административного истца от 23.10.2019 данные помещения используются следующим образом: помещение с кадастровым номером используется как автомастерская и офис, помещение с кадастровым номером – автомойка.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1., пояснил, что им совместно с инженером-инспектором ФИО3. 09.12.2019 произведен осмотр спорных помещений, по результатам которого установлен вид их фактического использования: автомастерская с офисом и автомойка. Помещения, которые бы использовались иным образом, в составе объектов не установлены, доступ неопределенного круга лиц имеется.

Как следует из общедоступных сведений из сети интернет (Google Карты) – на объектах с КН , на июль 2019 имелись соответствующие вывески. Имеются также отзывы клиентов за спорные периоды о качестве их работы.

Таким образом, объекты используются и использовались в спорные перероды в соответствии видами использования, установленными по результатам их осмотра, проведенного Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы» 09.12.2019.

Доказательств с достоверностью опровергающих данные обстоятельства административным истцом не представлено. С заявлениями о проведении осмотров при формировании перечней за последующие периоды, с целью внесения в оспариваемые Приказы соответствующих сведений, административный истец не обращался и доказательств обратного не представил.

Таким образом, исследованные доказательства подтверждают использование не менее 20 процентов общей площади помещений в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в частности, фактическое использование нежилых помещений под объекты для оказания бытовых услуг населению.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее, не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения. В то же время налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности, не исключая разрешенного использования земельных участков.

В данном случае установленные виды фактического использования помещений, свидетельствует о наличии условий для включения их в Перечень.

С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащие административному истцу помещения соответствуют условиям, предусмотренным ст.378.2 НК РФ для включения их в соответствующие Перечни.

При таком положении административные исковые требования Виситаева С.Д. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Виситаеву Сайхудсаину Джалаевичу в удовлетворении административного иска к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2022.