РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 28 июля 2020 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре Добиной Д.Д., с участием прокурора Атяскиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1275/2020 по административному исковому заявлению Мишагиной О.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил: Мишагина О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия - пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907; - пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608; - пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 (далее также Перечни). В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку назначение и фактическое использование помещения не предполагает размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания. Полагает, что включение указанного объекта в Перечни нарушает ее права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц. В судебное заседание представители сторон не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки не представили. Министерством имущественных отношений Самарской области представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что принадлежащее Мишагиной О.А. нежилое помещение обоснованно включено в Перечни объектов на 2017,2019, 2020 г.г. в соответствии со сведениями, полученными в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН), поскольку помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания, что соответствует критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов. При этом, согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении: - прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения, - для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы. В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы: - от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016, N 318(29864) 30.11.2016, - от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018, - от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019. Таким образом, оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы, что административным истцом не оспаривается. В указанные Перечни на 2017, 2018 и 2020 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 95,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения является Мишагина О.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.09.2019. Несмотря на истечение срока их действия, нормативные правовые акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом. Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего Мишагиной О.А. на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение. Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, данный объект недвижимости имеет наименование и назначение: «нежилое помещение». Указанное нежилое помещение находится на 1-м этаже в здании с кадастровым номером №, имеющем наименование «многоквартирный дом» и назначение «многоквартирный жилой дом». Здание жилого дома расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - под строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и первом этажах, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 22.05.2019 г. и от 18.12.2018 г. Как следует из технического паспорта от 27.02.2005, спорное нежилое помещение состоит из частей назначением: основное, коридоры, санузел. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными. Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого помещения, как и вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра. Однако, как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось. Согласно представленного административным истцом в материалы дела акта осмотра от 05.12.2019 года, выполненного кадастровым инженером ООО «Поволжское Региональное БТИ» ФИО1, спорное нежилое помещение состоит из следующих помещений: N 35 - комната приема пищи площадью 19,7 кв. м, N 53 - коридор площадью 5,1 кв. м, N 54 диспетчерская пульта площадью 14,5 кв. м, N 36 - коридор площадью 14,0 кв. м, N 34 - санузел площадью 4,8 кв. м, N 37 - кабинет площадью 15,3 кв. м, N 38 - кабинет (ПТО) площадью 16 кв. м, N 39 - коридор площадью 6,4 кв. м. Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования от 09.01.2020, выполненного ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» по поручению министерства имущественных отношений Самарской области, нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 95,8 кв.м, по результатам визуального осмотра состоит из: помещений б/н площадью 15,2 кв. м и 15,8 кв. м - офисы; помещения б/н площадью 6,6 кв. м - централизованное приемное помещение; помещения б/н площадью 19,7 кв. м - комната приема пищи; помещения б/н площадью 4,7 кв. м - сан. узел; помещения б/н площадью 5,1 + 14 + 0,7 = 19,8 кв.м - коридоры, тамбур; помещение б/н доступ не предоставлен. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное нежилое помещение передано в аренду ООО «Лифт+» и используется под размещение технических служб общества, о чем представлены договор аренды №№ от 01.01.2018 г. и договоры на проведение технического обслуживания лифтов от 01.01.2015, 20.03.2018, 01.05.2020. Согласно Уставу ООО «Лифт+», утвержденному решением единственного учредителя от 08.10.2014 года, и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.06.2020 года, основным видом деятельности данного общества является производство прочих строительно-монтажных работ, дополнительные виды деятельности - производство лифтов, скриповых подъемников, эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек и пр. Таким образом, суд полагает, что помещения, используемые под размещение работников производственно-технической организации, необоснованно отнесены актом осмотра ГБУ «ЦРР» от 09.01.2020 к офисам. Наличие в помещениях столов, стульев, компьютера, для отнесения их к офисным явно недостаточно. Доказательств осуществления в помещении административно-деловой деятельности, размещения сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), суду не представлено. Юридическим адресом ООО «Лифт+» является <адрес>. С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания полагать, что в спорном помещении размещен офис общества. Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017, 2019, 2020г.г. При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению. Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса. В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2017,2019 и 2020гг., соответственно обязанность по уплате налога, а также право налогового органа на взыскание недоимки сохраняются. Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных правовых актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме. Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статье 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", пункту 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административный иск Мишагиной О.А. удовлетворить. Признать недействующими со дня их принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий О.А.Калинникова Решение ссуда в окончательной форме изготовлено 05.08.2020. |