ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/17 от 05.12.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-127/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сыктывкар 05 декабря 2017 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

при секретаре Поповой О.К.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», Департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Коми с административным иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», Департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований указала, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменено решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесено новое решение, которым на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность обеспечить доступ ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен>, путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Адрес обезличен> и пандуса. До настоящего времени решение суда не исполнено, в связи с чем, полагая, что нарушено её право на исполнение судебного акта в разумный срок, просит взыскать компенсацию в размере ... рублей.

Определением суда от 15 ноября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП России по Республике Коми.

Представитель Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 возражала против удовлетворения требований ФИО2, ссылаясь на отсутствие бездействия со стороны Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и завышенный размер компенсации.

ФИО2, Администрация Эжвинского района г. Сыктывкара, заинтересованные лица, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика – Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар», исследовав материалы административного дела и гражданского дела № 2-1122/2014, суд пришёл к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> отказано в удовлетворении иска ФИО2 к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, ЭМУП «Жилкомхоз» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд <Адрес обезличен>, и в квартиру <Адрес обезличен> указанного дома, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменено решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесено новое решение, которым обязана администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обеспечить доступ ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен> путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса.

<Дата обезличена> исполнительный лист, выданный на основании вступившего в силу вышеназванного апелляционного определения, направлен ФИО2

<Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, с момента получения копии постановления.

Определением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до <Дата обезличена>.

Определением судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> возвращено судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В.. заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, по гражданскому делу по иску ФИО2 к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Эжвинскому МУП «Жилкомхоз» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в жилое помещение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В. о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставлено без удовлетворения.

Определением судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> отказано в принятии заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В. о назначении (привлечении) независимого специалиста-эксперта и приостановлении исполнительного производства <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Определением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от <Дата обезличена> прекращено исполнительное производство <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, возбужденное судебным приставом-исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара в отношении должника администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», обязанной обеспечить доступ ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен> путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> указанное определение отменено, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В.. о прекращении исполнительного производства <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отказано.

Определениями судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> отказано в принятии заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В. о назначении экспертизы по делу <Номер обезличен> и приостановлении исполнительного производства <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара В. о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставлено без удовлетворения.

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение решения суда, ей устанавливались новые сроки для исполнения решения, глава администрации предупреждался об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые судебным приставом-исполнителем меры в отношении должника судебный акт до настоящего времени не исполнен.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 ч.1; ст.46 ч.ч.1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (ст.2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (ч.1), 15 (ч.2), 17 (ч.3), 18, 52, 53, 55, 71 (п."в"), 72 (п."б" ч.1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

В соответствии с позицией Европейского суда по правам человека «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года №54-ФЗ.

Статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии со статьёй 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

Согласно пункту 55 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В данном случае в обоснование заявленных требований административный истец указал, что нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок выразилось в необоснованно длительном исполнении судебного акта, не исполненного до настоящего времени.

Длительность исполнения судебного акта на момент рассмотрения настоящего дела составила 2 года 8 месяцев 4 дня, при этом исполнение судебного акта не закончено.

Анализируя соблюдение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта, суд приходит к следующим выводам.

Из разъяснений, указанных в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьёй 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Исходя из установленных обстоятельств, судебный акт – апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена>, возлагающий на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера - в виде обеспечения доступа ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен>, путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса, не был исполнен в установленный законом двухмесячный срок.

С учётом того, что на данный момент судебный акт не исполнен, срок исполнения судебного акта, превышающий срок исполнения требований исполнительного документа, установленный законом, составляет 2 года 6 месяцев 4 дней и не может быть признан разумным.

Доводы представителя административного ответчика о том, что необходимо принять во внимание фактическое исполнение решения суда, не могут быть учтены, поскольку исполнительное производство до настоящего времени не исполнено.

При этом отсутствие бюджетных средств, достаточных для исполнения решения суда, в том числе с учётом большого количества неисполненных решений суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения, а указанные обстоятельства подлежат учёту при определении размера компенсации.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частей 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 01 октября 2009 года № 1312-О-О, гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Государство обязано установить эффективный организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по искам к публичным образованиям, включая муниципальные образования, при котором на основе взаимного согласования интересов личности, общества и государства обеспечивалась бы реальная возможность для взыскателя в разумный срок (без неоправданных задержек) получить все причитающееся ему по судебному решению, а для муниципального образования - определить оптимальные источники бюджетного покрытия возникших расходов и минимизировать возможные негативные последствия от перераспределения бюджетных ресурсов для местного сообщества и его членов, права которых могут быть затронуты соответствующим решением.

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» была осведомлена о вынесенном судебном постановлении о возложении на нее обязанности обеспечить доступ ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен>, путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса, после вступления его в законную силу с учётом положений действующего законодательства должна была обеспечить его исполнение в установленные законом сроки.

Каких-либо доказательств совершения действий, направленных на своевременное исполнение судебного решения либо наличия уважительных причин его неисполнения, а также доказательств невозможности исполнения других обязанностей, возложенных на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с целью своевременного исполнения судебного акта, суду не представлено. При этом суд исходит из того, что на данный момент исполнительное производство фактическим исполнением не окончено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.

В соответствии частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Поскольку решением суда была возложена обязанность по обеспечению доступа ФИО2 в подъезд <Адрес обезличен>, путём оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», и последняя была обязана предпринять все необходимые меры для своевременного исполнения этой обязанности, суд приходит к выводу, что нарушение прав административного истца на исполнение решения суда в разумные сроки было допущено Муниципальным образованием городского округа «Сыктывкар».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В рамках рассматриваемого спора таковым органом является Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар».

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», учитывает значение для административного истца требований, с которыми он обратился в суд.

Исходя из установленных обстоятельств настоящего дела, принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает разумным и обоснованным удовлетворить административный частично и присудить ФИО2 компенсацию за нарушение права исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей, которая подлежит перечислению на банковский счёт административного истца.

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Присудить ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей, перечислив их на открытый, на имя ФИО2, счёт <Номер обезличен> в доп. офисе ...

Решение подлежит исполнению Департаментом финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» за счёт средств местного бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 07 декабря 2017 года, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий судья: Соболев В.М.

Копия верна, судья