Дело № 3а-127/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 27 ноября 2017 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промоборудование» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Промоборудование» (далее – ООО «Промоборудование» ) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости: 1) земельного участка площадью 20 000 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для эксплуатации объектов промышленности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 680 000 рублей по состоянию на 26 января 2011 года; 2) земельного участка площадью 17 005 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для эксплуатации объектов промышленности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 411 415 рублей по состоянию на 13 декабря 2011 года.
Заявление обосновано следующим: ООО «Промоборудование» является собственником указанных земельных участков на основании разделительного баланса ООО «Тайган» от 23.09.2016г., передаточного акта от 16.09.2016г. Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 N 976-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области, которым утверждены удельные показатели данной категории земель. С учетом методических рекомендаций кадастровая стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером № с 26 января 2011 года – 6 406 600 рублей, а с кадастровым номером № с 13 декабря 2011 года – 5 447 211,65 рублей.
ООО «Промоборудование» провело оценку рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету ООО «Яр-Оценка» №340/2017 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 26 января 2011 года установлена в размере 1 680 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером № на 13 декабря 2011 года - 1 411 415 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание 27 ноября 2017 года никто из участников процесса не явился. Ранее в заседании 3 ноября 2017 года представитель административного истца Пушкарева О.А. административное исковое заявление поддержал. Представлено заявление о восстановлении срока на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду на административный иск отзыв, в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда. Подтвердил размер кадастровой стоимости земельных участков.
Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на рассмотрение дела в отсутствии их представителя.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области также представил отзыв, в котором возражало против удовлетворения требований. Полагал, что отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока для оспаривания результатов кадастровой стоимости. Замечаний по отчету не представлено.
Представитель Администрация Осецкого сельского поселения Любимского муниципального района Сочнев В.А. в судебном заседании 3 ноября 2017 года возражал против требований общества, указывая на сокращение поступления доходов от земельного налога.
Иные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению общества не представили.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Промоборудование» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО «Промоборудование» является собственником земельного участка площадью 20 000 кв.м, с кадастровым номером № и земельного участка площадью 17 005 кв.м, с кадастровым номером №, оба земельных участка категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для эксплуатации объектов промышленности, расположенные по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащих земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Промоборудование» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, собственником которых оно является.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Материалами дела подтверждено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 апреля 2012 года.
С заявлением об оспаривании указанных результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ООО «Промоборудование» обратилось в комиссию 10 августа 2017 года.
При таких обстоятельствах, административный иск об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № подан административным истцом за пределами установленного законом пятилетнего срока его оспаривания.
Таким образом, срок обращения с настоящим административным иском обществом пропущен.
Из материалов делу следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 13 декабря 2011 года. На эту же дату определена его кадастровая стоимость. Земельный участок не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной оценки земель промышленности.
ООО «Промоборудование» приобрело право собственности на указанный земельный участок на основании разделительного баланса, передаточного акта, право собственности зарегистрировано 24 ноября 2016 года.
Принимая во внимание незначительный период владения и пользования заявителем земельным участком с кадастровым номером №, отсутствие выставления обществу налоговых уведомлений, позволяющих определить их размер с учетом кадастровой стоимости, существенные затраты на оспаривание результатов кадастровой стоимости, а также факт отсутствия очередной (новой) кадастровой оценки принадлежащего земельного участка, суд считает необходимым восстановить срок ООО «Промоборудование» для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № внесены в реестр 28 февраля 2013 года, что означает, что пятилетний срок подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости не пропущен. Данный земельный участок поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости 26 января 2011 года, он не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 года N 976-п.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26 января 2011 года определена в размере 6 406 600 рублей, а земельного участка с кадастровым номером № с 13 декабря 2011 года – 5 447 211,65 рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО «Яр-Оценка» №340/2017 от 8 сентября 2017 года оценки рыночной стоимости земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26 января 2011 года установлена в размере 1 680 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером № на 13 декабря 2011 года – 1 411 415 рублей.
С учетом выводов оценщика, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28), то есть – 10 августа 2017 года.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 10 августа 2017 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельных участков применяется с 1 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Промоборудование» удовлетворить.
Восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «Промоборудование» пропущенный срок на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 20 000 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для эксплуатации объектов промышленности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 680 000 (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 26 января 2011 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 680 000 (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 17 005 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для эксплуатации объектов промышленности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 411 415 (один миллион четыреста одиннадцать тысяч четыреста пятнадцать) рублей по состоянию на 13 декабря 2011 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 411 415 (один миллион четыреста одиннадцать тысяч четыреста пятнадцать) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 10 августа 2017 года
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.