ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/19 от 02.07.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-127/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 02 июля 2019 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Гринь Н.В.

с участием прокурора-Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357,

установил:

постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357 утвержден генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее-генеральный план).

На карте функциональных зон <адрес> генерального плана, часть территории отмечена белым цветом, что согласно описанию к карте означает территорию, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

На карте функциональных зон поселения (карта планируемого размещения объектов местного значения поселения) генерального плана применительно к <адрес> часть территории отмечена белым цветом, что согласно описанию к карте означает территорию, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения генерального плана в области транспортной инфраструктуры, применительно к <адрес> часть территории отмечена белым цветом, что согласно описанию к карте означает территорию, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

На картах генерального плана, а именно: на карте современного использования территории применительно к <адрес>, на карте размещения объектов отдыха и туризма (применительно к <адрес>), на карте зон с особыми условиями использования территории (применительно к <адрес>) часть территории отмечена сиреневым цветом, что означает согласно расшифровке, что это: земли населенных пунктов согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и земли лесного фонда согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области.

Аналогичные отметки имеются на карте современного использования территории в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

На карте границ населенных пунктов генерального плана отражено, что часть земельных участков, стоящих на кадастровом учете (применительно к <адрес>) расположены за пределами границ <адрес>.

В материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (стр. 47-48 тома 2 книга 1.Пояснительная записка) отражено, что существующие границы <адрес> определены на основании данных Ломоносовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по Ленинградской области; использованы также данные администрации Лебяженского городского поселения и комитета по природным ресурсам Ленинградской области в части границ земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. Северной границей <адрес> является побережье <данные изъяты>, южной границей- побережье <данные изъяты>. С востока и запад территория деревни ограничена землями обороны и безопасности. В границах населенного пункта имеется участок лесного фонда-лесной квартал Приморского участкового лесничества, в пределах которого выделены участки под индивидуальную застройку и произведена планировка территории. Площадь <адрес> в существующих границах составляет 82 га.

Постановление правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357 с утвержденным генеральным планом муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области опубликовано путем размещения на официальном сайте администрации Ленинградской области.

ФИО1 обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просила: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357:

-в части исключения из границ населенного пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами и ;

-в части изменения категории земель из категории «земли населенных пунктов» в категорию земель «земли лесного фонда» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и . Указать в судебном акте о необходимости публикации сообщения о принятом решении в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником названных земельных участков (расположенных в <адрес>), на одном из которых также возведен жилой дом. Однако, из сообщения администрации муниципального образования следует, что указанные земельные участки исключены из границ <адрес> и переданы в государственный лесной фонд. Тот факт, что до 06.09.2017 принадлежащие административному истцу земельные участки находились в границах населенного пункта, подтверждается: картой границ <адрес> ранее действующего генерального плана, постановлением администрации муниципального образования о присвоении адреса от 17.04.2014, разрешением на строительство от 11.03.2013, градостроительным планом земельного участка, принятыми ранее правилами землепользования и застройки.

Согласно действующему генеральному плану земельные участки, принадлежащие административному истцу отнесены к территориям «применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель». Исключение земельных участков из границ населенного пункта <адрес> произведено с нарушением закона и существенно нарушает права административного истца. Административный истец указала, что сведения, содержащиеся в генеральном плане относительно принадлежащих ей земельных участков, не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН. При этом, не учтены положения п.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В результате утверждения оспариваемого генерального плана статус принадлежащих административному истцу земельных участков фактически не определен, что не отвечает общеправовому критерию формальной определенности; в силу изложенного, допускается неоднозначное толкование положений генерального плана в указанной части, генеральный план в данной части носит неопределенный характер (в части определения категории земель, к которым относятся принадлежащие административному истцу земельные участки), что не соответствует ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказу Минрегиона РФ от 26.05.2011 №244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», не отвечает правовым позициям, закрепленным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 №3-П, от 15.07.1999 №11-П, от 11.11.2003 №16-П, от 21.01.2010 31-П, разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», «ж» пункта 3), утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, просила удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- ФИО3 административный иск поддержал по изложенным основаниям.

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО4 в удовлетворении требований просила отказать. Указала, что в соответствии с областным законом от 07.07.2014 №45-оз проект генерального плана разработан администрацией муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и представлен в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. По результатам согласования подготовленного комитетом проекта правительством Ленинградской области принято обжалуемое постановление, опубликованное путем размещения на официальном сайте администрации Ленинградской области. Оспариваемым постановлением границы населенных пунктов установлены впервые и категория земель, к которым относятся принадлежащие административному истцу земельные участки, не изменялась. При подготовке проекта генерального плана установлено, что в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу, имеется наложение на земли государственного лесного фонда; указанное пересечении границ свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участка. На карте зон с особыми условиями использования территории спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области в соответствии с формой статистического наблюдения за земельными ресурсами №22-2 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области. С учетом изложенного, включение спорных земельных участок в границы населенных пунктов возможно только по согласованию с уполномоченным органом- Рослесхозом.

В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО5 в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры; имеется наложение на земли лесного фонда, возможно- это двойной учет земель; если есть спор, то правительство не может определять категорию земель; иного решения не было. Ссылку на Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) полагала необоснованной, так как границы населенных пунктов устанавливаются генеральным планом, а не ПЗЗ. При этом, ПЗЗ должен соответствовать генерального плану. Оспариваемым генеральным планом границы населенных пунктов установлены впервые.

В письменном возражении представитель заинтересованного лица председатель комитета по архитектуре Ленинградской области ФИО6 полагал, что правовые основания для признания генерального плана в оспариваемой части недействующим отсутствуют. С учетом того, что до утверждения генерального плана в администрации муниципального образования отсутствовали документы о границах населенного пункта <адрес>, а на карте зон с особыми условиями использования территории земельные участки отнесены к лесному фонду, то земельные участки отнесены к территориям, применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель, земельные участки фактически находятся на территории, на которой не установлено функциональное зонирование(белое пятно). С учетом созданной на территории Ленинградской области межведомственной рабочей группы по рассмотрению документов о несоответствии между материалами ЕГРН и ГЛР для исключения земельного участка из состава земель лесного фонда необходимо обращаться в комитет по природным ресурсам Ленинградской области с заявлением, приложив имеющиеся документы на земельный участок и объект недвижимости. Оснований полагать, что генеральный план муниципального образования в оспариваемой части нарушает права административного истца, не имеется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области ФИО7 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, изложенным в возражениях, поддержав также позицию правительства Ленинградской области, отметив, что Правила землепользования и застройки не устанавливают границы населенных пунктов. Представитель отметила, что отсутствуют основания полагать, что оспариваемый генеральный план содержит нормы, неопределенные по своему содержанию.

В письменном возражении представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО8 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены на землях лесного фонда (квартал 2 Приморского участкового лесничества Ломоносовского лесничества). Факт пересечения границ названных земельных участков и лесного участка с кадастровым номером свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участка. Включение земельных участков двойного учета в границы поселения без исследования всех обстоятельств и без согласования с уполномоченным органом государственной власти нарушает федеральное законодательство и права Российской Федерации. До разрешения спора о праве в судебном или в ином порядке оснований для признания генерального плана недействующим не имеется. Так как в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации как права собственности административного истца, так и сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером , то названное противоречие не может быть устранено путем применения положений Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ. В рамках настоящего дела не может быть разрешен спор о праве. Представленные административным истцом материалы не содержат документов о переводе указанных лесных участков в земли иных категорий или иных документов, подтверждающих прекращение права собственности Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области В.В. Люшня в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенным в возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО9 в удовлетворении требований просил отказать, сославшись на соблюдение процедуры принятия оспариваемого генерального плана и поддержав позиции административного ответчика и заинтересованных лиц.

В возражениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) ФИО10 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что по информации, представленной комитетом по природным ресурсам Ленинградской области земельные участки с кадастровыми номерами и имеют пересечение с землями лесного фонда, что свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участка. Проект генерального плана поступал на согласование в Рослесхоз в 2014 году. Однако в согласовании генерального плана Рослесхозом отказано в связи с тем, что названным проектом предусматривалось включение 149,4 га земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Включение земельных участков двойного учета в границы поселения без исследования всех обстоятельств и без согласования с уполномоченным органом государственной власти нарушает федеральное законодательство и права Российской Федерации. До разрешения спора о праве оснований для признания недействующим генерального плана не имеется. Так как в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации как права собственности административного истца, так и сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером , то названное противоречие не может быть устранено путем применения положений Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ. Спор о праве не может быть разрешен в рамках рассмотрения настоящего дела. Представленные административным истцом материалы не содержат документов о переводе указанных лесных участков в земли иных категорий или иных документов, подтверждающих прекращение права собственности Российской Федерации.

В заключении прокурор Чигаркина Е.Н. полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, указав, что согласно генеральному плану земельные участки указаны как территории двойного учета. При этом, земельные участки не отнесены ни к одной из функциональных зон. В результате принятия оспариваемого нормативного правового акта статус земельных участков, их местонахождение является неопределенным, что противоречит действующему законодательству. Следовательно, оспариваемый генеральный план в той части, в которой не позволяет определить статус земельных участков подлежит признанию недействующим.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, оценив собранные по делу доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Содержание генерального плана поселения определено статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

Так, согласно ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

В п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ отражено, что составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Порядок подготовки генерального плана поселения, проведения публичных слушаний по предлагаемому проекту генерального плана, особенности его согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации установлены ст.ст.24, 25 ГрК РФ.

Процедура проведения публичных слушаний на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта была определена ст.28 ГрК РФ (в редакции, действующей до 28.12.2017) и предусматривала, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (ч.3 ст.28 ГрК РФ в редакции, действующей до 28.12.2017).

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана было предусмотрено, что уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (ч.5 ст.28 ГрК РФ в редакции от 27.07.2017).

Заключение о результатах публичных слушаний подлежало опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (ч.7 ст.28 ГрК РФ в редакции действующей до 28.12.2017).

Порядок проведения публичных слушаний в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен статьями 5.1, 28 настоящего Кодекса, определяющими круг участников общественных обсуждений и публичных слушаний, порядок оповещения о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний, размещение материалов для ознакомления, проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, составления протоколов и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В ч.1 ст.24 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

На основании ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ч.6.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пунктом 4 статьей 1 областного закона от 07.07.2014 №45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям правительства Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по утверждению генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений.

31 июля 2008 года советом депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области принято решение №35 «О подготовке проекта генерального плана МО Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области».

Из сообщения заместителя руководителя Рослесхоза от 21.02.2014 №НК-11-32/1866 следует, что проектом генерального плана муниципального образования предусматривалось увеличение границ населенных пунктов, в том числе за счет земель лесного фонда. В связи с чем надлежало представить перечень участков земель лесного фонда с указанием местоположения в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, а также целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов (что фактически не выполнено). Поэтому Рослесхоз не согласовал проект генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Распоряжением главы муниципального образования Лебяженское городское поселение Ленинградской области от 21.07.2016 №51 на 03.10.2016 (на 17 час.) назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области; предписано провести публичные слушания в здании администрации муниципального образования; администрации муниципального образования поручено: в день опубликования информационного сообщения, разместить материалы к публичным слушаниям в здании администрации муниципального образования; в течение 10 дней со дня подписания настоящего распоряжения разместить на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет» информационное сообщение о проведении публичных слушаний; комиссии по землепользованию и застройке администрации генерального плана поручено организовать и провести публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования.

Распоряжение главы муниципального образования Лебяженское городское поселение Ленинградской области от 21.07.2016 №51 опубликовано в газете Балтийский луч №31 от 29.07.2016.

В письме главы местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к председателю комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 17.07.2017 сообщено, что в целях проведения публичных слушаний по проекту генерального плана администрацией выполнены следующие мероприятия: распоряжение главы муниципального образования от 21.07.2016 №51, информационное сообщение и графические материалы проекта генерального плана размещены на сайте муниципального образования в электронном виде и в печатном виде на стенах в вестибюле 2-го этажа здания администрации; в населенных пунктах муниципального образования проводились встречи главы местной администрации с жителями; для участия в публичных слушаниях обеспечена доставка жителей населенных пунктов муниципального образования к месту проведения публичных слушаний.

В протоколе публичных слушаний по рассмотрению генерального плана МО Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области от 03.10.2016 отмечены поступившие замечания и предложения. По результатам публичных слушаний главой местной администрации МО «Лебяженское городское поселение» рекомендовано принять решение: считать публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана Ломоносовского района Ленинградской области состоявшимися и закрытыми.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 27.10.2016 публичные слушания от 03.10.2016 по рассмотрению проекта генерального плана Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области проведены в соответствии с действующим законодательством и считаются состоявшимися; представленный проект одобрен и поддержан участниками публичных слушаний (опубликовано в газете Балтийский луч №45, от 28.10.2016).

Из акта главы местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 19.05.2017 следует, что копии проекта и материалов по обоснованию генерального плана МО Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (в электронном виде и на бумажном носителе) переданы в названный комитет.

В технико-экономическом обосновании к проекту постановления правительства Ленинградской области «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» указано, что принятие названного постановления не повлечет выделение средств из бюджета Ленинградской области; реализация генерального плана указанного муниципального образования будет осуществлена путем выполнения мероприятий, предусмотренных частью 1 и частью 6 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из заключения ведущего специалиста отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области ФИО13 следует, что основанием для составления заключения явилось направление 10.07.2017 проекта генерального плана муниципального образования на утверждение в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. В результате рассмотрения материалов и проверки соответствия процедуры подготовки проекта генерального плана МО «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области законодательству о градостроительной деятельности нарушений не выявлено; процедура подготовки генерального плана МО «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области соответствует законодательству о градостроительной деятельности.

В заключении комитета правового обеспечения Ленинградской области от 09.08.2017 указано, что проект постановления правительства Ленинградской области «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» не противоречит действующему законодательству.

В экспертном заключении по результатам антикоррупционной экспертизы комитета правового обеспечения Ленинградской области от 09.08.2017 отражено, что коррупциогенных факторов в проекте постановления правительства Ленинградской области «Об утверждении генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» не выявлено.

Согласно представленным заверенным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 29.12.2012 №№ ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и . Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;категория земель: земли населенных пунктов.

Также, как видно из заверенной копии свидетельства о государственной регистрации права от 04.09.2014 ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости(ЕГРН) об основных характеристиках объектов недвижимости от 14.03.2019, 27.05.2019 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами расположены по адресу: <адрес>; участки имеют площадь по 1500 кв.м.(каждый) относятся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; собственником земельных участков является ФИО1 В данных выписках из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости отражено, что границы земельных участков пересекают границы земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 25.02.2013 №23 утвержден градостроительный план земельного участка ФИО1 с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома в <адрес>.

Главой местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение 11.03.2013 ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно постановлению местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 17.04.2014 №73 жилому дому и земельному участку с кадастровым номером , на котором указанный жилой дом расположен, принадлежащих ФИО1, присвоены адрес местонахождения: <адрес>.

В ответ на обращение о предоставлении выписки из Правил землепользования и застройки от 22.01.2019 главой местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области 24.01.2019 ФИО1 сообщено о невозможности предоставлении указанной выписки, так как принадлежащие ей земельные участки находятся за границами <адрес>, то есть на землях Гослесфонда, так как 30.12.2016 были выведены из земель населенных пунктов в Гослесфонд, что отражено в Генеральном плане муниципального образования Лебяженское городское поселение, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017. В настоящее время решается вопрос о внесении дополнения в генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение по включению ранее выведенных в Гослесфонд земель в земли населенных пунктов. Для включения земельных участков в границы населенного пункта <адрес> ФИО1 предложено обратиться в комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

В приложенной к ответу от 24.01.2019 выписке из Правил землепользования и застройки <адрес> указано, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены на землях Гослесфонда (Ломоносовское лесничество квартал ).

В ответе главы местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 22.04.2019 ФИО1 сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами относятся к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: территория, применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

В приложенной к ответу от 22.04.2019 выкопировке из генерального плана <адрес> указано, что земельные участки с кадастровыми номерами относятся к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: территория, применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

Из ответа главного лесничего Ломоносовского лесничества-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» от 22.04.2019 ФИО2 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами находятся на землях лесного фонда (в выделе 2 квартала 2 Приморского участкового лесничества) кадастровый . В 2010 году была предпринята попытка изъятия этих земель из лесного фонда на основании решения исполнительного комитета Ломоносовского районного совета депутатов от 21.06.1991 №141/18.Однако перевод земель из лесных площадей в нелесные уполномоченным органом (ст.37 Лесного кодекса РСФСР) не был осуществлен. К данному ответу, в том числе приложена схема расположения земельных участков с кадастровыми номерами на землях лесного фонда в квартале 2 выдела 2 Приморского участкового лесничества.

В свидетельстве о государственной регистрации права от 28.04.2012 указано, что Российская Федерация является собственником лесного участка Ломоносовского лесничества. Категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 1071840000 кв.м.; адрес объекта: <адрес>. Кадастровый (или условный) .

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 13.04.2011 Российская Федерация является собственником лесного участка Ломоносовского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 1033960000 кв.м., адрес объекта: <адрес>.Кадастровый (или условный) .

В выписке из государственного лесного реестра №141 от 05.06.2019 отражено, что лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации; лесной участок имеет кадастровый (в составе единого землепользования с кадастровым номером ).

В соответствии с картой-схемой расположения и границ лесного участка от 05.06.2019, подписанной председателем комитета по природным ресурсам Ленинградской области, земельные участки с кадастровыми номерами фактически расположены на землях лесного фонда (квартал 2, Приморское участковое лесничество, Ломоносовского лесничества).

На официальном сайте муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области размещен генеральный план поселка городского типа Ленинградской области-Лебяжье 1991года, в котором отражено, что в прилегающем к поселку районе расположены населенные пункты, в том числе <адрес> (стр.24 генерального плана поселка).В зону обслуживания пгт.Лебяжье входят населенные пункты. В том числе <адрес>.

Решением совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 13.12.2012 №38 утверждены Правила землепользования и застройки названного муниципального образования, содержащие, в том числе карту границ территориальных зон (<адрес>).

Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 14.03.2018 №22 внесены изменения в указанные Правила землепользования и застройки муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

В частности, согласно карте градостроительного зонирования относительно <адрес> часть территории (отнесенная в ранее действующих ПЗЗ к территории населенного пункта <адрес>) отмечена белым цветом. Из описания к карте следует, что таким образом отмечены участки, на которых установление территориальных зон возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данного участка к одной из категорий земель.

Правила землепользования и застройки муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области как в первоначальной, так и в действующей редакции размещены на официальном сайте названного муниципального образования.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области утвержден уполномоченным органом в рамках предоставленных ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.6.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ, ст.1 областного закона от 07.07.2014 №45-оз полномочий и в установленной форме.

Так как информация о проведении публичных слушаний в опубликована, информационные материалы размещены в установленном порядке, публичные слушания проведены, протокол составлен, а заключение о публичных слушаниях составлено, подписано уполномоченным лицом и опубликовано, то суд считает, что процедура проведения публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области соблюдена в полной мере и соответствовала требованиям ст.28 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний), Уставу муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения публичных слушаний в ходе судебного заседания не установлено.

В тоже время, оспариваемый генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357 подлежит признании недействующим в части по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что из 3 карт, являющихся составной частью названного генерального плана следует, что земельные участки, принадлежащие административному истцу, отнесены к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

При этом, в картах, содержащихся в материалах по обоснованию указанного генерального плана (составная часть генерального плана муниципального образования «Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области) территория, к которой относятся земельные участки, принадлежащие административному истцу, отмечена как территория с двойным статусом(две категории земель), а именно как: земли населенных пунктов согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и земли лесного фонда согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области.

Однако, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установившей содержание генерального плана поселения, не предусмотрена возможность при утверждении генерального плана при установлении границ населенного пункта оставлять неразрешенным вопрос о статусе какой-либо территории, равно как не предусмотрена и возможность нанесения дополнительных знаков и отметок относительно спорных территорий на картографических материалах генерального плана, что по существу может привести к неопределенности при применении положений генерального плана.

Градостроительным кодексом Российской Федерации в целом не предусмотрена возможность утверждения генерального плана в отношении территории муниципального образования без отнесения территории муниципального образования к конкретным функциональным зонам, то есть возможность неустановления функционального зонирования в отношении части территории, возможность наличия «белого пятна».

В связи с этим, отнесение земельных участков к территории с неопределенным статусом и категорией земельного участка (в том числе и относительно границы населенного пункта) не соответствует требованиям ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации(ГрК РФ) и может привести к неоднозначному толкованию при применении положений генерального плана поселения.

Кроме этого, имеются противоречия в части отнесения принадлежащих административному истцу земельных участков к конкретным территориям и между картами генерального плана и картами материалов по обоснованию генерального плана, так как в первых поименованные земельные участки отнесены к спорной территории, а во вторых- к землям двух категорий одновременно.

Изложенное, также не соответствует положениям ст.23 ГрК РФ, является недопустимым и может привести к неоднозначному толкованию при применении положений генерального плана муниципального образования.

Вышесказанное в целом свидетельствует о неопределенности местонахождения названных земельных участков относительно границ населенного пункта <адрес>.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в оспариваемой части не соответствует ст.23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания в оспариваемой части, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельных участков с кадастровыми номерами относительно границ <адрес>.

Следовательно, генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенного федерального законодательства и нарушает права административного истца.

По приведенным основаниям, генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357(в оспариваемой части) подлежит признанию недействующим в части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером относительно границ населенного пункта <адрес>.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст.215 КАС РФ суд считает, что постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 подлежит признанию недействующим (в указанной части) со дня вступления решения суда в законную силу.

В тоже время суд не может признать обоснованным утверждение административного истца о том, что оспариваемым генеральным муниципального образования земельные участки исключены из границ населенного пункта <адрес>, то есть была изменена категория земель(земли населенных пунктов) к которой ранее были отнесены земельные участки.

Как установлено судом, оспариваемым генеральным планом муниципального образования были впервые установлены границы населенных пунктов Лебяженского городского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Каких-либо бесспорных доказательств, свидетельствующих, что ранее земельные участки с кадастровыми номерами были уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства включены в границы населенного пункта <адрес>, по делу не имеется.

Представленные административным истцом выписки из ЕГРН, копия постановления главы местной администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 17.04.2014 №73, разрешение на строительство, постановление местной администрации названного муниципального образования от 25.02.2013 №23 к таким доказательствам не относятся.

Так как генеральным планом пос.Лебяжье 1991 года устанавливался статус территории только данного поселка, его общая архитектурно-планировочная структура, функциональное зонирование и направления его развития и данным генеральным планом не устанавливались границы иных населенных пунктов, то не может быть признана состоятельной ссылка на генеральный план поселка городского типа (пгт) Ленинградской области Лебяжье 1991 года, как на акт, которым были установлены границы населенного пункта <адрес>.

Так как границы населенных пунктов устанавливаются генеральным планом муниципального образования, а не правилами землепользования и застройки муниципального образования (п.3 ч.3 ст.23 ГрК РФ), то является ошибочным и указание административного истца на ранее действовавшие Правила землепользования и застройки муниципального образования (2012 года), как на акт, установивший границы населенного пункта <адрес>.

Не может суд признать обоснованным по существу, соответствующим содержанию генерального плана муниципального образования (в оспариваемой части) суждение административного истца о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подп. «а», «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96.

По названным основаниям в иной части заявленных требований надлежит отказать.

Возражения и доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц, в том числе и о допустимости отнесения земельных участков, принадлежащих административному истцу в генеральном плане муниципального образования к территориям «применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель» основаны на неправильном толковании приведенных федеральных норм в данной сфере правового регулирования и являются необоснованными по существу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 06.09.2017 №357 в той части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами относительно границ населенного пункта <адрес>.

В удовлетворении остальной части заявленных ФИО1 требований отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании правительства Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2019 года