ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/19 от 07.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-127/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Тверской области Всероссийской политической партии «»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее Управление) обратилось в суд с административным иском о приостановлении деятельности Регионального отделения в Тверской
области Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» (далее Региональное отделение).

Заявленные требования мотивированы тем, что в результате проведения Управлением плановой документарной проверки в деятельности данной организации были выявлены нарушения законодательства, в связи с чем 28 февраля 2019 года в адрес Регионального отделения вынесено предупреждение и установлен срок для устранения нарушений - до 15 мая 2019 года. До настоящего времени указанные в предупреждении нарушения законодательства не устранены.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Региональное отделение в Тверской
области Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» создано на основании решения Учредительного Съезда Политической партии от 19 мая 2012 года.

Решение о государственной регистрации Регионального отделения при его создании принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области 04 июля 2013 года (распоряжение -р), учетный , запись о государственной регистрации за номером внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2013 года.

В соответствии с частью 2 статьи15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи27 названного Федерального закона.

В ходе осуществления Управлением контроля за соблюдением Региональным отделением действующего законодательства в деятельности последнего выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 28 февраля 2019 года, проведенной за период с 01 февраля 2016 года по 31 декабря 2018 года, заключающиеся в следующем.

В нарушение подпункта «а» пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обязывающих юридическое лицо в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса уполномоченного органа, проводящего документарную проверку регионального отделения политической партии, направить указанные в запросе документы, административный ответчик не представил запрошенные Управлением в связи с проводимой проверкой документы: протоколы Общих собраний (конференций) и заседаний Совета регионального отделения, распорядительные документы Председателя регионального отделения, а также сведения о количестве членов регионального отделения, порядке их учета, список членов Регионального отделения, информацию о приеме и прекращении членства, заявления о вступлении в члены политической партии.

Также Региональным отделением в течение проверяемого периода не выполнялась установленная частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязанность экономических субъектов, обязанных составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представлять экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия создается в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вопреки приведенной норме, а также пункту 1 статьи 21, подпункту «а» пункта 1 статьи 27 того же Федерального закона Региональное отделение не осуществляло деятельность, направленную на достижение предусмотренных приведенной нормой закона, а также Уставом целей и задач.

В акте проверки от 28 февраля 2019 года указано, что председателем регионального отделения ФИО3 01 февраля 2019 года в Управление представлена информация о том, что деятельность, направленная на осуществление уставных целей и задач, Региональным отделением не осуществляется.

Пунктом 10.4 Устава определена исключительная компетенция Общего собрания Регионального отделения, в рамках которой лишь 12 марта и 29 мая 2016 года рассмотрен ограниченный круг вопросов: об избрании Председателя Регионального отделения, членов Совета Регионального отделения, о смене юридического адреса Регионального отделения.

Пунктом 10.41 Устава установлены полномочия Совета Регионального отделения, которые не осуществлялись, как и определенные пунктами 10.55-10.57, 10.64-10.65 Устава полномочия Председателя Регионального отделения и контрольно-ревизионной комиссии.

Сведения о выполнении указанных обязанностей Региональным отделением отсутствуют.

28 февраля 2019 года Управлением Региональному отделению вынесено письменное предупреждение с указанием на допущенные нарушения и установлен срок их устранения - до ДД.ММ.ГГГГ.

В целях вручения руководящему органу Регионального отделения предупреждение было направлено по юридическому адресу организации, однако не было получено по обстоятельствам, зависящим от адресата, и возвращено в Управление за истечением срока хранения.

Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи5, подпункт «и» пункта 7 статьи7.1 Федерального закона от 8 августа 2001года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи7 Федерального закона от 26 сентября 1997года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Исходя из изложенного, предупреждение Управления, направленное Региональному отделению по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.

Данное предупреждение об устранении нарушений закона Управлением вынесено обоснованно, в судебном порядке оспорено не было, установленный в нем срок является достаточным для устранения выявленных нарушений.

До настоящего времени выявленные в деятельности организации нарушения действующего законодательства не устранены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления соответствующего территориального органа.

Таким образом, неустранение Региональным отделением в Тверской
области Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, является основанием для приостановления его деятельности.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом значимости допущенных Региональным отделением нарушений и соразмерности мер государственного реагирования срок приостановления деятельности Регионального отделения следует определить равным двум месяцам, что является достаточным для устранения допущенных нарушений законодательства.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения в Тверской
области Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» на два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

До истечения указанного срока указанные в предупреждении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 28 февраля 2019 года нарушения должны быть устранены Региональным отделением.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.

Председательствующий Т.В. Парфенова