ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2016 от 10.03.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-127/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Шляхта О.А.

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«10» марта 2016 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» в части Приложения № 5,

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год», пунктом 5 которого установлены с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области согласно приложению № 5.

Пунктами 13, 14, 18 и 23 приложения № 5 установлены на 1 и 2 полугодие двухставочные тарифы, включающие ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь), и одноставочные тарифы для сформированных пар сетевых организаций:

ООО «Кузбасская энергосетевая компания» - ООО «ОЭСК»:

1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 284524,70 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 65,08 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф - 0,8345 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 287839,54 руб./МВт.мес., 69,00 руб./МВт.ч. и 0,8484 руб./кВт.ч (пункт 13);

ООО «Кузбасская энергосетевая компания» - ООО «РЭС»:

1 полугодие соответственно - 113615,91 руб./МВт.мес., 36,00 руб./МВт.ч. и 0,3370 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 127195,98 руб./МВт.мес., 54,00 руб./МВт.ч. и 0,3877 руб./кВт.ч (пункт 14);

ООО «Кузбасская энергосетевая компания» - ООО «ТЕРРА»:

1 полугодие соответственно - 145737,95 руб./МВт.мес., 135,56 руб./МВт.ч. и 0,7176 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 167729,54 руб./МВт.мес., 137,07 руб./МВт.ч. и 0,7884 руб./кВт.ч (пункт 18);

ООО «Кузбасская энергосетевая компания» - ООО «Электросетьсервис»:

1 полугодие соответственно - 258056,32 руб./МВт.мес., 54,10 руб./МВт.ч. и 0,6521 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 258943,87 руб./МВт.мес., 53,55 руб./МВт.ч. и 0,6691 руб./кВт.ч (пункт 23).

Согласно примечанию 1 к приложению № 5 индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями по Кемеровской области установлен для пары сетевых организаций, при этом сетевая организация, указанная в паре первой, является плательщиком, вторая – получателем платы.

Таким образом, названными пунктами приложения № 5 установлены индивидуальные тарифы, по которым ООО «Кузбасская энергосетевая компания» должна оплачивать услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям ООО «ОЭСК», ООО «РЭС», ООО «ТЕРРА» и ООО «Электросетьсервис».

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2015 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» обратилось в суд с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействующим с момента принятия указанного постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в части пунктов 13, 14, 18 и 23 Приложения № 5, ссылаясь на несоответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 (далее - Правила № 1178), Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-э/2 (далее – Методические указания), приказу Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013г. № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее – приказ ФСТ России от 28.03.2013г. № 313-э), поскольку при установлении тарифов регулирующим органом неправомерно определена очередность в парах сетевых организаций, указанных в пунктах 14 и 18, где ООО «Кузбасская энергосетевая компания» должна выступать в качестве получателя платы за оказанные услуги, а при установлении тарифов в пунктах 13 и 23 неправильно была учтена заявленная мощность сетевой организации. Данные несоответствия произошли в результате того, что в нарушение норм действующего законодательства регулирующим органом не были учтены представленные договоры между смежными сетевыми организациями, из содержания которых определяется как величина заявленной мощности передачи электрической энергии, так и какая из сторон является потребителем услуг и плательщиком за оказанные услуги. Допущенные нарушения привели к тому, что необходимая валовая выручка ООО «Кузбасская энергосетевая компания» суммарно не обеспечивается за счет платежей от потребителей и от сетевых организаций, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Кузбасская энергосетевая компания» Лисин А.В., действующий на основании доверенности от 25.09.2015г. , и Медведева О.В., действующая на основании доверенности от 1.01.2016г. , заявленные требования поддержали.

Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности от 11.01.2016г. , и Ешкилева О.В., действующая на основании доверенности от 14.02.2016г. , не возражали против заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей требования ООО «Кузбасская энергосетевая компания» подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила № 1178).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, устанавливаются на очередной финансовый год на розничном рынке в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Согласно пункту 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах - двухставочный и одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.

При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

В соответствии с подп. «г» п.41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.

Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил, согласно которому величина заявленной мощности является существенным условием договора между смежными сетевыми организациями и определяется по соглашению сторон.

Приведенные положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии должны быть экономически обоснованными, в связи с чем они должны определяться на основе анализа представленных сетевыми организациями материалов, в том числе договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 года ООО «Кузбасская энергосетевая компания», оказывающее услуги по передаче электрической энергии, в отношении которого устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, для целей тарифного регулирования на 2016 год представило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области расчеты и обосновывающие документы о плановом балансе электроэнергии, в том числе документы о структуре полезного отпуска электроэнергии (мощности) по группам потребителей, по сальдоперетоку в смежные сетевые организации (л.д.157).

Как установлено из объяснений РЭК Кемеровской области и представленных материалов, оспариваемые ООО «Кузбасская энергосетевая компания» индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями были рассчитаны исходя из несуществующей на момент утверждения тарифов договорной схемы между сетевыми организациями, потребителями и сбытовыми организациями, были учтены предполагаемые договорные отношения, которые участники «котла» должны были оформить заново под те индивидуальные тарифы, которые утверждены РЭК Кемеровской области. Однако такие договоры не были оформлены.

РЭК Кемеровской области признано, что при расчете индивидуальных тарифов была учтена планируемая РЭК договорная схема, а не реально существующая, поэтому плательщики и получатели в парах сетевых организаций и размер избытка/недостатка средств были определены неправильно.

Следовательно, расчеты произведены не на основе представленных сетевыми организациями договоров, без учета фактически сложившихся правоотношений, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов) и экономической необоснованности установленных индивидуальных тарифов.

В частности, при определении индивидуальных тарифов для расчетов между ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и 4 смежными сетевыми организациями, указанными в пунктах 13, 14, 18 и 23 приложения № 5, регулирующий орган исходил из того, что у ООО «Кузбасская энергосетевая компания» должны быть заключены договоры с потребителями их парных смежных организаций.

Вследствие этого при расчете тарифов были использованы формулы 15.25 и 15.26 из пункта 52 Методических рекомендаций.

Из положений пункта 52 Методических рекомендаций следует, что по формулам 15.25 и 15.26 рассчитывается избыток/недостаток средств, относимый

СОД ПОТ

на содержание электрических сетей Р и на потери электроэнергии Р, который должна получить сетевая организация, при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию.

В ином случае для расчета указанных величин используются формулы 15.21 и 15.22.

Поскольку у ООО «Кузбасская энергосетевая компания» отсутствуют договоры с потребителями смежных парных организаций, то избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, должен был определяться по формулам 15.21 и 15.22.

Из приведенных в п.52 Методических рекомендаций формул для расчета одноставочного и двухставочного индивидуальных тарифов видно, что величина избытка/недостатка средств, относимого на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, учитывается при расчете каждого вида тарифов.

Следовательно, неправильное применение органом тарифного регулирования расчета указанной величины привело к неправильному определению индивидуального тарифа.

ООО «Кузбасская энергосетевая компания» также ссылается на то, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами в договорах (л.д.125), в подтверждение чего представлены документы о планируемых объемах поставляемой мощности (л.д.126-156).

РЭК Кемеровской области данное обстоятельство не оспаривается и объясняется неправильным применением договорной схемы.

Соответственно, неверное определение величины заявленной мощности сетевой организации, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, также влечет неправильное определение индивидуального тарифа.

Поскольку фактический объем сальдированного перетока электроэнергии, за который осуществляется оплата услуг, может быть установлен на основе данных договоров между смежными сетевыми организациями, а, исходя из позиции РЭК Кемеровской области, заключенные ООО «Кузбасская энергосетевая компания» договоры были приняты во внимание только исходя из предполагаемой схемы правоотношений между сетевыми организациями, следует согласиться с тем, что в этом случае плательщики и получатели в парах сетевых организаций определены неправильно.

При таких данных суд находит обоснованными доводы ООО «Кузбасская энергосетевая компания» о том, что установленные оспариваемым постановлением индивидуальные тарифы установлены с нарушением требований действующего законодательства, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 в части пунктов 13, 14, 18 и 23 Приложения № 5 подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области».

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» в части пунктов 13, 14, 18 и 23 Приложения № 5.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд

Председательствующий: (подпись)

В окончательной форме решение принято 15 марта 2016 года.

"Согласовано" _______________ судья Шалагина О.В.