ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2021 от 20.07.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-127/2021

42OS0000-01-2021-000118-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Гейэр Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«20» июля 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго» о признании не действующими нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго» (далее также – ООО ХК «СДС-Энерго», Общество), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области-Кузбасса, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия:

постановления региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» в части установления НВВ на 2021 год в размере 808 357,50 тыс.руб. (пункт 13 приложения № 2);

постановления региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» (в ред. постановления РЭК Кузбасса от 25.02.2021 № 83) в части:

установления НВВ (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 808 357,50 тыс.руб. (пункт 13 таблицы № 2 приложения № 1);

пунктов 9, 27, 28, 29, 43, 48, 58, 68 приложения № 3 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2021 год».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на необоснованное занижение органом регулирования размера необходимой валовой выручки Общества на 2021 год ввиду корректировки на основании предписания ФАС России от 22.05.2020 № СП/43022/20 расходов, понесенных регулируемой организацией в 2017-2018 г.г., в сумме 192 191,28 тыс.руб.

Согласно экспертному заключению, подготовленному по результатам выполнения мероприятий по исполнению предписания ФАС России от 22.05.2020 № СП/43022/20 (в ред. предписаний от 02.04.2020 № СП/55406/20 и от 14.12.2020 № СП/109555/20), Обществу пересмотрены учтенные в 2017-2018 г.г. суммы по статье «корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы», а именно исключены из НВВ 2021 года расходы на выкуп электросетевого оборудования за 2017 г. в сумме 158 216,73 тыс.руб., за 2018 г. – 33 974,55 тыс.руб.

Таким образом, РЭК Кузбасса, вопреки пункту 7 Основ ценообразования, исключены экономически обоснованные расходы, ранее принятые в установленном законом порядке.

При этом указанная корректировка произведена ответчиком путем простого математического исключения расходов, понесенных в 2017-2018 г.г., что действующим законодательством в области тарифного регулирования не предусмотрено.

В обоснование исключения вышеназванных расходов эксперты сослались на письмо ФАС России от 12.07.2019 № ИА/59932/19 о невозможности учета в НВВ территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства.

Однако данное письмо не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и, с учетом даты его опубликования, не подлежит применению к возникшим правоотношениям.

Кроме того, расходы Общества, понесенные в 2017 и 2018 г.г., являются расходами предшествующего долгосрочного периода регулирования (2015-2019 г.г.), соответственно, они могли быть исключены при утверждении НВВ на 2020 год – первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 г.г. При корректировке НВВ на 2021 год (второй год долгосрочного периода регулирования) учитываться должны были только те расходы, которые выявлены по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, т.е. расходы 2019 года.

Поскольку НВВ каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина влияет на конечный результат соответствующих тарифных ставок, то индивидуальные тарифы, рассчитанные от указанного показателя, также нельзя признать экономически обоснованными.

Считая нормативные правовые акты в указанной части не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающими права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании представитель ООО ХК «СДС-Энерго» ФИО1, действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Заинтересованные лица ООО «Кузбасская энергосетевая компания», АО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», ООО «ОЭСК», ООО «СибЭнергоТранс-42», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания», ФАС России в судебное заседание представителей не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

ФАС России в письменных пояснениях заявленные требования полагает необоснованными.

С учетом мнения явившихся участников процесса, в соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Гейэр Е.И., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

Согласно пунктам 1.2, 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Оспариваемые постановления от 31 декабря 2020 года № 844, № 845 приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии), размещены 31 декабря 2020 года в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кузбасса» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21 ноября 2014 года № Эл ФС77-59906 (в связи с изменением названия учредителя – регистрационный номер Эл ФС77-78835 от 15.09.2020).

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Пунктом 38 Основ ценообразования установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.

На основании Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 98-э и пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования.

Судом установлено, что ООО ХК «СДС-Энерго» является регулируемой сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.

Определение необходимой валовой выручки для ООО ХК «СДС-Энерго» с 2015 г. производится методом долгосрочной индексации на пять лет (2015-2019 г.г.); следующим пятилетним периодом регулирования является период 2020-2024 г.г.

28 апреля 2020 г. регулируемая организация обратилась в РЭК Кузбасса с заявлением (исх.№ 430) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, представив комплект обосновывающих документов, а в последующем – с заявлением от 13 ноября 2020 г. (исх.№ 1296) о представлении дополнительных материалов на установление тарифов.

На основании заявления Общества РЭК Кузбасса методом долгосрочной индексации рассчитала на 2021 год необходимую валовую выручку и индивидуальные тарифы для ООО ХК «СДС-Энерго», издав постановления от 31 декабря 2020 г. № 844, № 845.

Оспаривая указанные постановления, административный истец заявляет о несогласии с произведенной органом регулирования на основании предписания ФАС России корректировкой выпадающих расходов за 2019 г. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы путем исключения расходов на выкуп объектов электросетевого хозяйства в размере 192 191,28 тыс.руб., понесенных регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде регулирования в 2017-2018 г.г., что, в конечном счете, повлекло снижение размера НВВ на 2021 год.

Указанная позиция административного истца не может быть признана обоснованной в связи со следующим.

Из установленных обстоятельств дела следует, что предписанием ФАС России от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20 органу регулирования предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ ООО ХК «СДС-Энерго», в том числе по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2017-2019 г.г.; пересмотреть величину необходимой валовой выручки Общества на 2015-2019 г.г. с учетом исключения затрат, связанных с выкупом объектов электросетевого хозяйства (ПС Лутугинская; ВЛ-35 кВ, ВЛ-110 кВ ПС 35/6 Северозападная, ПС 110/35/6 кВ Новоколбинская; оборудование ПС 35/6 Северозападная; электросетевые объекты Журавлевы горы; объекты электроснабжения молочного завода; приобретение ПС 110/6 кВ Листвяжная); исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО ХК «СДС-Энерго» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в срок до 01 июля 2020 года.

При проведении корректировки НВВ Общества в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы регулятору предписано руководствоваться письмом ФАС России от 12 июля 2019 г. № ИА/59932/19 «О невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства», согласно которому инвестиционные проекты (титулы) в рамках формирования (корректировок) инвестиционных программ для территориальных сетевых организаций, связанные с приобретением (выкупом) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, не должны включаться в инвестиционные программы, как расходы, источником финансирования которых являются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и, как следствие, учитываться в тарифах. Иное означало бы возможность включения в тарифы территориальных сетевых организаций неограниченного количества средств на приобретение всех иных территориальных сетевых организаций или их электросетевого имущества, которое в свою очередь, может быть осуществлено неоднократно.

Посчитав затраты на выкуп объектов электросетевого хозяйства экономически необоснованными, ФАС России вышеназванным предписанием указала на необходимость провести корректировку НВВ по результатам исполнения инвестиционной программы (т.1, л.д. 63-67).

В последующем решением ФАС России от 02 июля 2020 г. № СП/55406/20 по результатам рассмотрения ходатайства Губернатора Кемеровской области-Кузбасса в предписание от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20 внесены изменения: срок исполнения предписания продлен до 01 октября 2020 г.; органу регулирования предписано исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО ХК «СДС-Энерго» на 2020 г. и 2021 г. и учесть при установлении (пересмотре) индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год – с 01.10.2020, на 2021 год – в установленные законодательством сроки (т.1, л.д. 68-69).

В связи с неисполнением органом регулирования предписания ФАС России от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20 решением Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2020 г. № СП/109555/20 ответчику установлен новый срок его исполнения – до 01 января 2021 года (т.1, л.д. 70-76).

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

В необходимой валовой выручке учитываются расходы соответствующего года долгосрочного периода регулирования - Вi, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, которые определяются по формуле (3) Методических указаний 98-э:

, где

- учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

Из экспертного заключения по материалам, представленным ООО ХК «СДС-Энерго» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год (том 2) видно, что размер расходов за 2019 г. долгосрочного периода регулирования 2015-2019 г.г., связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс) или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемой организации, составил 168 432,22 тыс.руб. (101 404,75 + (-4913,12)) х (1+3,2%) х (1+3,6%) + 65 268,00 = 168 432,22) (т.1, л.д. 54-62).

Данную сумму корректировки для учета в необходимой валовой выручке 2021 года административный истец не оспаривает.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20 органом регулирования определена сумма корректировки, подлежащая учету при определении НВВ на 2021 г. (-192 191,28) тыс.руб. Таким образом, итоговая корректировка НВВ составила (-23 759,05) тыс.руб.

Из взаимосвязанных положений статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также осуществлять в установленном порядке отмену решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с превышением полномочий или с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно тринадцатому абзацу пункта 7 Основ ценообразования № 1178, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Таким образом, системное толкование приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что выданное по результатам проведенной проверки предписание ФАС России от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20 (с учетом решений от 02.07.2020 № СП/55406/20, от 14.12.2020 № СП/109555/20), которое в установленном порядке не оспорено и незаконным не признано, является основанием для принятия регулирующим органом решения, направленного на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Пересмотр РЭК Кузбасса расходов ООО ХК «СДС-Энерго» за период 2017-2019 г.г. и принятие решения об исключении затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства, учтенных ранее при анализе результатов исполнения инвестиционной программы, в размере 192 191,28 тыс.руб., подлежащих учету при определении величины НВВ на 2021 год, осуществлено регулятором в целях исполнения обязательного для последнего предписания ФАС России от 22 мая 2020 г. № СП/43022/20.

С учетом изложенного, оспариваемые постановления РЭК Кузбасса от 31.12.2020 №№ 844, 845 в рассматриваемой части соответствуют требованиям абзаца 13 пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Как усматривается из письменных объяснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица ФАС России, исключение РЭК Кузбасса из НВВ ООО ХК «СДС-Энерго» расходов на выкуп объектов электросетевого хозяйства в целях исполнения предписания ФАС России от 22.05.2020 № СП/43022/20 направлено на сдерживание роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, восстановление баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии Кемеровской области, а также прав и законных интересов потребителей Кемеровской области, включая население и организации, финансируемые из бюджетов всех уровней.

В силу вышеназванных обстоятельств доводы административного истца о том, что расходы на выкуп объектов электросетевого хозяйства ранее были признаны регулятором экономически обоснованными, в том числе на основании полученного положительного заключения Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий в Кемеровской области по выполнению инвестиционной программы в 2017-2018 г.г., не могут повлечь удовлетворение административного иска в указанной части.

Учитывая обязательность исполнения административным ответчиком предписаний ФАС России – органа, осуществляющего контроль за надлежащим исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), не может повлечь признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими утверждение Общества о невозможности корректировки НВВ на 2021 г. путем простого математического исключения понесенных расходов в 2017-2018 г.г. предыдущего долгосрочного периода регулирования (2015-2019 г.г.).

Как следует из фактических обстоятельств дела, корректировка НВВ на 2021 г. стала результатом неисполнения регулятором в установленный срок предписания ФАС России от 22.05.2020 г. № СП/43022/20, предписывающего произвести корректировку НВВ на 2020 г., в связи с чем решениями от 02.07.2020 № СП/55406/20, от 14.12.2020 № СП/109555/20 срок его исполнения был продлен, предписано провести корректировку НВВ на 2021 год.

Также отсутствуют основания для признания недействующим постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020г. № 845 в части индивидуальных тарифов для смежных сетевых организаций.

В соответствии с абзацем 10 подпункта 3 пункта 3 и абзацем 8 пункта 63 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в числе прочих, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями), которую на розничном рынке на очередной финансовый год устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 10 п. 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 установлено, что расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Установление индивидуальных тарифов сетевых организаций, которые предназначены для перераспределения выручки (передачи избытка или получения недостатка средств), получаемой по единым (котловым) тарифам, является завершающим этапом тарифного регулирования.

Соответственно, изменение или отмена индивидуального тарифа повлечет за собой пересмотр всей котловой модели расчетов, установленной на территории Кемеровской области - Кузбасса, что не соответствует целям и принципам государственного тарифного регулирования.

Положениями статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие оснований для признания оспариваемых постановлений недействующими в части определения Обществу НВВ на 2021 год, а также учитывая, что удовлетворение заявленных административным истцом требований в части индивидуальных тарифов повлечет нарушение прав и законных интересов смежных сетевых организаций ввиду неполучения последними запланированных к поступлению от Общества денежных средств за оказанные ему услуги по передаче электрической энергии, а также позволит административному истцу получать плату от потребителей электроэнергии без дальнейшего перераспределения денежных средств по индивидуальному тарифу смежным сетевым организациям, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго» о признании не действующими со дня принятия:

постановления региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» в части установления пунктом 13 приложения № 2 для ООО ХК «СДС-Энерго» НВВ на 2021 год в размере 808 357,50 тыс.руб.;

постановления региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» (в ред. постановления РЭК Кузбасса от 25.02.2021 № 83) в части:

установления пунктом 13 таблицы № 2 приложения № 1 для ООО ХК «СДС-Энерго» НВВ (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 808 357,50 тыс.руб.;

пунктов 9, 27, 28, 29, 43, 48, 58, 68 приложения № 3 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2021 год» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Е.В. Копылова

В окончательной форме решение принято 23 июля 2021 года.