ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2021 от 27.12.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-127/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Калуга 27 декабря 2021 года

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Коротковой И.Д.,

при секретаре Сухоруковой В.А.,

с участием прокурора Бисиркиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству экономического развития Калужской области о признании не действующим со дня принятия пункта 542 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года №1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года №801-п),

УСТАНОВИЛ:

министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2018 года издан приказ №1795-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года №801-п, в приложение к приказу под пунктом 542 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный приказ с приложением к нему опубликован на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

26 августа 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец, уточнив заявленные требования, просил признать не действующим со дня принятия пункт 542 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года №1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года №801-п).

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, которое включено в указанный выше Перечень, однако принадлежащее ему помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку на основании договора аренды №АП 1/3 от 1 апреля 2016 года оно сдается в аренду под склад, а также в указанном помещении располагается занимающий менее 20% от общей площади помещения сервисный центр, в связи с чем не может рассматриваться как используемое под офисы, а включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 ФИО2 поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям с учетом последующих уточнений.

Представитель административного ответчика министерства экономического развития Калужской области ФИО3 возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №7 по Калужской области ФИО4 оставила разрешение требований административного искового заявления на усмотрение суда.

Прокурор Бисиркина И.И. в заключении полагала требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица ИФНС России по Московскому округу города Калуги, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, признаваемого объектом налогообложения, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 20, 31 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года №12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» (далее по тексту – Закон) приказ является правовым актом функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти и издаются министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области.

В силу статьи 34 Закона нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты: полное наименование органа, принявшего акт; правовой статус (вид) акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования; регистрационный номер; дату подписания, подпись полномочного лица, печать.

Согласно части 2 статьи 60 Закона иные нормативные правовые акты правотворческих органов вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не предусмотрен иной срок вступления в силу.

Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года №511 утверждено Положение о министерстве экономического развития Калужской области, в соответствии с пунктом 3.75 которого министерство экономического развития является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлена Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года №585.

В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимости, является министерство экономического развития Калужской области.

Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).

Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости включен в перечень уполномоченным органом – министерством экономического развития Калужской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 653,6 кв.м с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно договорам аренды № от 01 апреля 2016 года заключенным между индивидуальными предпринимателем ФИО1 и ООО «Апгрейд», ФИО1 сдал в аренду для использования под склад оптовой торговли непродовольственными товарами нежилое, складское помещение в подвале кирпичного жилого дома площадью 609,60 кв.м; для целей торгово-закупочной деятельности и иных целей нежилое помещение площадью 44,0 кв.м по адресу: <адрес>.

Из сообщения министерства экономического развития от 17 ноября 2020 года -А-20, адресованного ФИО1, следует, что помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год по результатам обследования помещения, которым установлено, что суммарная площадь помещений, используемая для размещения офисов, составляет 508,7 кв.м или 77,8% общей площади, в связи с чем оснований для исключения указанного нежилого помещения из перечня на 2019 года не имеется, поскольку объект был включен в перечень на 2019 год как соответствующий критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Одновременно ФИО1 сообщено, что в октябре 2020 года в ходе камеральной проверки, проведенной по его заявлению, было установлено, что в помещении расположен сервисный центр (объект бытового обслуживания), занимающий площадь менее 20% от общей площади помещения, основное использование – складское, в связи с чем помещение было исключено из перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Приказом министерства экономического развития Калужской области от 17 октября 2017 года №1209-п утверждено Положение о территориальных комиссиях по определению вида фактического использования объектов недвижимости, согласно которому территориальная комиссия формируется в составе не менее пяти человек. Территориальная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря и членов комиссии (пункты 4, 5).

Обследование объектов недвижимости осуществляется путем визуального осмотра членами территориальной комиссии объекта недвижимости, включенного в план мероприятий. Членами территориальной комиссии осуществляются измерения объекта недвижимости для определения площади помещений, фактически используемых для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и доли площади таких помещений в общей площади объекта недвижимости (для объектов недвижимости многофункционального назначения, в которых только часть площади используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Фактическое использование объекта недвижимости фиксируется материалами фотосъемки (видеосъемки) (пункт 17).

По результатам проведения мероприятия территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт обследования по форме, установленной в приложении к настоящему Положению (пункт 18).

Согласно акту обследования недвижимости с целью определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 13 сентября 2018 года, на основании приказа министерства экономического развития Калужской области «Об утверждении плана мероприятий по определению вида фактического использования объектов на территории городских округов и муниципальных районов Калужской области в период с 01 июля по 30 сентября 2018 года» от 07 июля 2018 года №681-п, комиссией в составе председателя комиссии ФИО13 (заместитель министра – начальник управления земельных и имущественных отношений министерства экономического развития Калужской области), заместителя председателя комиссии ФИО15 (начальник отдела корпоративного управления и приватизации министерства экономического развития Калужской области), членов комиссии ФИО14 (ведущий специалист отдела корпоративного управления и приватизации министерства экономического развития Калужской области), ФИО16 (главный специалист отдела по развитию сферы услуг комитета по развития сферы услуг и рекламного рынка управления экономики и имущественных отношений города Калуги), ФИО17 (начальник отдела по инвентаризационным и кадастровым работам казенного предприятия Калужской области «Бюро технической инвентаризации») с целью определения фактического использования произведено обследование принадлежащего на праве собственности ФИО1 нежилого помещения с кадастровым номером общей площадью 653,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и установлено, что 508,7 кв.м используется под офисы, соответственно нежилое помещение фактически используется для размещений офисов.

К акту обследования также представлена фототаблица, на которой изображены: вывеска компании «Апгрейд», стенд указанной компании, помещение с имеющимися в нем стеллажами, коридор и расположенные в нем двери.

Вместе с тем, наличие акта обследования нежилого помещения с кадастровым номером с целью определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 13 сентября 2018 года, и фототаблицы к нему не свидетельствуют о том, что не менее 20% общей площади помещения используется под офисы, поскольку ни в акте, ни в фототаблице к нему не приведены конкретные номера помещений, их расположение относительно экспликации к поэтажному плану помещения в целях их идентификации и определения фактической площади, занятой под офисы. Из фототаблицы к акту усматривается, что в помещении размещается компания «Апгрейд», о чем свидетельствуют информационные вывески на входе и стенде внутри помещения. Каких-либо фотографий и вывесок о размещении иных организаций в указанном помещении в фототаблице не имеется.

Согласно содержащейся в техническом паспорте на нежилое помещение общей площадью 662,1 кв.м экспликации к поэтажному плану следует, что помещение 1 по адресу: <адрес>, состоит из помещений, поименованных как «кабинет» (356,5 кв.м), «коридор» (133,5 кв.м), «подсобное» (71,4 кв.м), «санузел» (12,3 кв.м), «электрощитовая» (4,4 кв.м), «умывальная» (4,3 кв.м), «холл» (25,1 кв.м), «складская» (54,6 кв.м), при этом помещения с назначением «кабинет» занимающие 53,8% от общей площади помещения согласно техническому плану и 54,5% от общей площади помещения согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, по своему наименованию не тождественны термину «офис».

Из договора аренды № от 01 апреля 2016 года, заключенного между индивидуальными предпринимателем ФИО1 и ООО «Апгрейд», и акта приема-передачи к нему следует, что ФИО1 сдал в аренду для целей торгово-закупочной деятельности и иных целей (для проведения ремонта и технического обслуживания компьютерной техники и оптовой торговли непродовольственными товарами) нежилое помещение площадью 44,0 кв.м по адресу: <адрес>, что составляет 6,6% от общей площади помещения согласно техническому плану и 6,7% от общей площади помещения согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, представленными сторонами доказательствами по делу не подтверждается, что в спорном помещении не менее 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Более того, согласно сведениям министерства экономического развития Калужской области, по результатам проведенной по заявлению ФИО1 камеральной проверки в октябре 2020 года, установлено, что в помещении расположен сервисный центр (объект бытового обслуживания), занимающий площадь менее 20% от общей площади помещения, основное использование которого складское, в связи с чем помещение было исключено из перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Доказательств, дающих основание полагать, что с 2018 год по 2020 год изменилось фактическое использование помещения с кадастровым номером , а также что по состоянию на 13 сентября 2018 года не менее 20% общей площади спорного помещения использовалось под офисы либо торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания материалы дела не содержат.

В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечень на 2019 год, не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований административного искового заявления.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение указанного нормативного правового акта признается не действующим, суд учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, следовательно, оспариваемый пункт перечня к приказу для достижения цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения на министерство экономического развития Калужской области обязанности разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать не действующим со дня принятия пункт 542 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года №1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года №801-п).

Обязать министерство экономического развития Калужской области разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.Д. Короткова

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года.