ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2022 от 06.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара 6 июня 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-127/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Черноречье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Черноречье» (далее также ООО «Черноречье», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020: с кадастровым номером в размере 9 185 232 рубля, с кадастровым номером в размере 12 099 850 рублей, с кадастровым номером в размере 1 466 724 рубля.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер их рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков. Считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

Представитель административного истца, представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, а также заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», министерства имущественных отношений Самарской области, администрации г. Тольятти Самарской области, муниципального автономного учреждения культуры г.о Тольятти «Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области оставляют разрешение требований на усмотрение суда.

Администрация городского округа Тольятти Самарской области представила письменный отзыв, в котором против удовлетворения административного иска возражала.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Как следует из материалов дела, ООО «Черноречье» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»:

- с кадастровым номером , площадью 172 855 кв.м, расположенный по адресу: ;

- с кадастровым номером , площадью 19 299 кв.м, расположенный по адресу: ;

- с кадастровым номером , площадью 109 348 кв.м, расположенного по адресу: , что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 08.07.2021, 09.07.2021.

На земельных участках с кадастровыми номерами и расположены принадлежащие муниципальному автономному учреждению культуры городского округа Тольятти «Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова» и муниципальному образованию городской округ Тольятти объекты незавершенного строительства, нежилые здания, о чем представлены выписки из ЕГРН от 19.07.2021.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в следующем размере:

- с кадастровым номером - 33 075 804 рублей,

- с кадастровым номером - 4 473 508 рублей,

- с кадастровым номером - 22 799 058 рублей.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Будучи собственником земельных участков, административный истец уплачивает земельный налог в бюджет муниципального образования из их кадастровой стоимости, в связи с чем заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участков.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ООО «Черноречье» представило отчет об оценке № 23/06-21/4 от 08.10.2021, подготовленный оценщиком ООО «» ФИО1., согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости составляет:

- с кадастровым номером – 12 099 850 рублей,

- с кадастровым номером – 1 466 724 рубля,

- с кадастровым номером – 9 185 232 рубля.

В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – администрации городского округа Тольятти о назначении судебной экспертизы в целях определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, а также ходатайство представителя административного истца о проведении экспертизы на предмет проверки соответствия отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требования законодательства об оценочной деятельности.

Из экспертного заключения № 2490/6-4 от 25.04.2022, подготовленного экспертом Федерального бюджетного учреждения Самарская лаборатория судебной экспертизы, следует, что Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков № 23/06-21/4 от 08.10.2021, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр», в целом соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Выявленные недостатки Отчета не влияют на итоговую стоимость объектов оценки. В связи с этим экспертом не производился расчет рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2020.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценка рыночной стоимости спорных участков ООО «НКЦ» выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

При этом, приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

Таким образом у суда не имеется оснований не доверять выводам, содержащимся в заключении судебной экспертизы о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

Суд также учитывает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 26.10.2021, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Черноречье» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 172 855 кв.м, расположенного по адресу ориентира: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 099 850 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 19 299 кв.м, расположенного по адресу ориентира: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 1 466 724 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 109 348 кв.м, расположенного по адресу ориентира: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 9 185 232 рубля.

Датой обращения ООО «Черноречье» с заявлением в суд считать 26.10.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.06.2022.