ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-127/2023 от 01.09.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000179-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А.,

представителей административного истца Перевалова А.О. - Белозеровой Е.И., Ядришникова А.А.,

представителя административного ответчика Перевалова С.М. - Зверевой М.Н.,

представителя заинтересованного лица - председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) Куликовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-127/2023 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. к кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалову С.М. , заинтересованное лицо - Иркутская городская № 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ), Региональное отделение в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, об отмене регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование административных исковых требований с учетом дополнительных пояснений указано, что 07.06.2023 постановлением Законодательного Собрания Иркутской области № 69/1-ЗС назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

Постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 26.07.2023 № 50/348 в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 1 зарегистрирован Перевалов А.О.

Постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 29.07.2023 № 53/356 в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 1 зарегистрирован Перевалов С.М.

29.08.2023 Перевалову А.О. стало известно из открытых источников, что Перевалов С.М. имеет в собственности паевые инвестиционные фонды и облигации иностранных компаний, то есть пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Административный истец полагает, что несоблюдение Переваловым С.М. ограничений, связанных с иностранными финансовыми инструментами, нарушает прямой запрет, что является самостоятельным и достаточным основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М.

Ссылаясь на законодательные акты Российской Федерации, административный истец указывает, что анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что у кандидата должны отсутствовать иностранные финансовые инструменты не только на день предоставления документов для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, но и после регистрации такого лица в качестве кандидата. Иное противоречит положениям федерального и регионального законодательства, устанавливающего основания для отмены регистрации кандидата.

Считает, что поскольку в открытом источнике была размещена не только информация, преподнесенная автором статьи о наличии у кандидата Перевалова С.М. иностранных финансовых инструментов, но также были представлены и сведения о дате приобретения международной облигации, равно как и указан номер облигации Номер изъят и номер счета кандидата Перевалова С.М., то у административного истца имеются основания полагать, что представленные в открытом источнике сведения являются достаточными для отмены регистрации кандидата Перевалова С.М. в соответствии положением п. «и» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Указывает, что 30.08.2023 в Телеграмм-канале «(данные изъяты)» ((данные изъяты)) был опубликован пост следующего содержания: «Служба технической поддержки сообщила, что в период после регистрации кандидата в депутаты в Законодательное собрание иркутской области по одномандатному округу № 1 Переваловым С.М. , работающего (данные изъяты), выдвинутый от партии РПСС, а финансовый уполномоченный работает в «(данные изъяты)» принадлежащих кандидату ФИО16, им были приобретены акции иностранных кампаний, что является грубым нарушением избирательного законодательства. Подробности позже.... ». Указанная публикация послужила серьезным поводом для обращения внимания на распространяемую информацию о наличии у Перевалова С.М. иностранных финансовых инструментов и вызвала обоснованное опасение о несоблюдении как финансовых ограничений для кандидатов, так и основополагающего принципа равенства со стороны Перевалова С.М.

В дальнейшем в Телеграмм-канале «(данные изъяты)» был опубликован еще один пост, посвященный наличию у Перевалова С.М. иностранного финансового инструмента: «Ранее мы опубликовали информацию о приобретении иностранных активов Переваловым С.М. кандидатом в депутаты в Законодательное собрание Иркутской области по одномандатному округу № 1 от РСПП. Анонимный источник сообщил номера счетов, с которых были куплены акции (данные изъяты) и облигации международных инвестиционных фондов, владение которыми, по смыслу законодательства о выборах не восхваляется и служит причиной для выбытия кандидата из избирательной гонки, так как наличие такого статуса как «кандидат в депутаты» вынуждает отказаться от использования счетов в иностранных банках. В нашем распоряжении оказались скриншоты личного кабинета Перевалова С.М. , который осуществил приобретение международной облигации Номер изъят (счет Номер изъят 30 августа 2023 года. Таких приобретения он произвел сразу два».

31.08.2023 в том же Телеграмм-канале был опубликован пост следующего содержания: «На почту нашей редакции от анонимного источника пришли копии платежных документов, подтверждающих покупку иностранных акций Переваловым С.М. , который является кандидатом в депутаты по одномандатному округу № 1 от партии РПСС. Ждем продолжение истории… …» *** К публикации приложены выписка из брокерского счета (данные изъяты) на имя Перевалов С.М. (счет Номер изъят от 29.08.2023), а также выкопировка о приобретении со счета № Номер изъят о приобретении акции (данные изъяты) стоимостью (данные изъяты) долларов США (дата приобретения 31 августа 2023 года).

Административный истец отмечает, что акции (данные изъяты) являются иностранным финансовым инструментов, владение которыми кандидатом Переваловым С.М. является основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания иркутской области.

01.09.2023 в Телеграмм-канале «(данные изъяты)» был опубликован пост следующего содержания: «У трейдера из <адрес изъят> Перевалова С.М. , являющегося кандидатом в депутаты по одномандатному округу № 1 от партии РПСС, обнаружились еще 2 брокерских счета». *** К публикации приложено две выписки со счетов № Номер изъят и № Номер изъят, открытых на имя Перевалов С.М. .

Таким образом, административный истец считает, что в своей совокупности опубликование выписок со счетов (данные изъяты), открытых на имя Перевалова С.М., равно как и опубликование сведений о совершенной операции по приобретению акций иностранной компании, дают основания полагать, что в собственности Перевалова С.М. имеются иностранные финансовые инструменты, наличие которых является основанием для отмены регистрации Перевалова С.М. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

Просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. на основании п.п. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

В судебном заседании представители административного истца Перевалова А.О. - Белозерова Е.И., Ядришников А.А. административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и пояснениях к нему, просили суд административное исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Перевалова С.М. - Зверева М.Н. административные исковые требования не признала. Просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) Куликова С.Г. разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Административный истец Перевалов А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (посредством электронной почты, телефонной связи - в день поступления административного иска в суд и принятия его к производству суда), о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания либо свои возражения относительно доводов административного иска не представил.

Административный ответчик Перевалов С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, что также подтвердил представитель в судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания либо свои возражения относительно доводов административного иска не представил.

Заинтересованное лицо - Региональное отделение в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайство об отложении судебного заседания либо свои возражения относительно доводов административного иска не представило.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, руководствуясь ст. 243 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В силу ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 г., в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04.05.2023 № 175/1435 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» на Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1.

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 26.07.2023 № 50/348 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. » зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов А.О. , выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 29.07.2023 № 53/356 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. » зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов С.М. , выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ».

Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал на наличие оснований для отмены регистрации административного ответчика Перевалова С.М. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Административный истец является субъектом возникших правоотношений, в связи с чем, в силу вышеприведенных правовых норм, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском; срок обращения в суд, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, административным истцом соблюден.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в Законодательное Собрание Иркутской области регламентируется также Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Административный истец Перевалов А.О. просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. на основании п.п. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ (установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами).

Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, так и непосредственно регистрацию кандидата, устанавливая самостоятельные основания для этого в пунктах 6 и 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

Регистрация кандидата в силу п. 7 ст. 76 Федеральный закон № 67-ФЗ может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в определенных данным пунктом случаях, который является исчерпывающий. В частности к таким случаям относится установление факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (п.п. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2, 3 и 3.1 ст. 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

В силу п. 1.6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 39, п. 9 ч. 7, ч. 9 ст. 89 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с п. 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные ч. 29 ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями;

7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что у кандидата должны отсутствовать иностранные финансовые инструменты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Судом установлено, что 17.07.2023 Избирательная комиссия Иркутской области вынесла постановление №№ 9/127 «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

В данном списке по одномандатному избирательному округу № 1 выдвинут кандидат Перевалов С.М.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах.

20.07.2023 от кандидата Перевалова С.М. в избирательную комиссию поступило заявление, а также необходимые документы для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, в том числе уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

29.07.2023 решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 53/356 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. » зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов С.М. , выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ».

Согласно п. 6 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, для проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с п.п. 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о проверке выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с п.п. 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с п.3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, в течение двадцати дней.

В силу п. 6.1 ст. 33 Федерального № 67-ФЗ проверка выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Из анализа указанных норм в совокупности следует, что проведение проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с п.п. 2, 2.1 и 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ является безусловной обязанностью избирательной комиссии.

Однако у избирательной комиссии отсутствует безусловная обязанность проведения проверки выполнения кандидатом требований, предусмотренных п. 3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, такая проверка проводится только при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 79-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.

Таким образом, у Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) не было обязанности проведения проверки выполнения кандидатом Переваловым С.М. требований, предусмотренных п. 3.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что по состоянию на 29.07.2023 Иркутская городская № 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ) была вправе принять решение № 53/356 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. », имея в своем распоряжении весь необходимый и достаточный для этого объем представленных кандидатом документов, включая письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В обоснование доводов административного искового заявления об отмене регистрации кандидата Перевалова С.М. на основании п.п. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ, административный истец Перевалов А.О. указывает, что в собственности кандидата Перевалова С.М. имеются иностранные финансовые инструменты (приобрел акции иностранной компании после регистрации в качестве кандидата).

Судом удовлетворены ходатайства представителей административного истца об истребовании доказательств.

Согласно ответу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31.08.2023 № Номер изъят сведений в отношении Перевалова С.М., являющегося зарегистрированным кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, об открытии им или о наличии у него счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, не имеется. Кроме того, отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии у Перевалова С.М каких-либо ценных бумаг, в том числе тех, которые являются иностранными финансовыми инструментами. Также по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 6 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в ЦИК России из ФНС России не поступала информация об открытии Переваловым С.М. или о наличии у него счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на 01.06.2023, 29.07.2023, 31.08.2023.

Согласно ответу Избирательной комиссии Иркутской области от 01.09.2023 № Номер изъят в рамках проверки достоверности сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутыми в составе областного списка кандидатов Региональным отделением в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, Избирательной комиссией Иркутской области 25.07.2023 был направлен запрос кредитным организациям, держателям реестра и депозитариям о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам на 01.06.2023. Запрос направлен в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.05.2016 № 4012-У с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». По результатам проведенной проверки 07.08.2023 Избирательной комиссией Иркутской области были получены сведения о том, что по состоянию на 01.06.2023 у кандидата Перевалова С.М., зарегистрированного в составе областного списка кандидатов Регионального отделения в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, отсутствовали иностранные финансовые инструменты. Информации о приобретении иностранных финансовых инструментов кандидатом Переваловым С.М. по состоянию на 29.07.2023 и 31.08.2023 в Избирательную комиссию Иркутской области не поступало.

Согласно ответу (данные изъяты) от 01.09.2023 № Номер изъят(данные изъяты) является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет деятельность, согласно ст. 3 и ст. 7. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под брокерской деятельностью понимается деятельность но исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) па совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом. В соответствии с положениями ст. 7 ФЗ «О рынке цепных бумаг» депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав па ценные бумаги, именуется депонентом, договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Заключение депозитарного договора не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности па цепные бумаги депонента. (данные изъяты) оказывает клиентам услуги па рынке ценных бумаг па основании заключенных Генерального Соглашения «О комплексном обслуживании па рынке ценных бумаг» в порядке, предусмотренном Регламентом оказания услуг па рынке цепных бумаг ООО (данные изъяты) а также Депозитарного договора, неотъемлемой частью которого является Клиентский регламент Депозитария (данные изъяты) Тексты Регламента и Клиентского регламента размещены в свободном доступе неограниченного круга лип в сети Интернет по адресу: (данные изъяты)

Между (данные изъяты) и Переваловым С.М. в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ, заключено Генеральное соглашение «О комплексном обслуживании на рынке ценных бумаг» № Номер изъят от 29.08.2023., № Номер изъят от 29.08.2023, № Номер изъят от 29.08.2023, неотъемлемой частью которых является Регламент.

Все сведения о сделках, совершенных по поручениям и за счет Клиента, в том числе сведения о движении денежных средств и ценных бумаг Клиента, а также сведения об обязательствах клиента, доходах, полученных по ценным бумагам содержатся в брокерских отчетах, ежемесячно предоставляемых Клиентам (данные изъяты) в соответствии с «Положением о правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка цепных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению цепными бумагами» (утв. Банком России 31.01.2017 № 577-11 с 01.10.2017 г.) и разделом 33 Регламента в электронном виде с приложением электронной подписи (данные изъяты) путем размещения отчетности па конфиденциальном разделе Клиента на www-странице (данные изъяты) Кроме того, на счетах, открытых по Генеральному соглашению № Номер изъят от 29.08.2023 активы отсутствуют. На брокерском счете, открытом по Генеральному соглашению № Номер изъят от 29.08.2023 учитываются денежные средства 1000 руб.

На счете депо, открытом по Генеральному соглашению № Номер изъят от 29.08.2023, активы отсутствуют.

На брокерском счете, открытом по Генеральному соглашению № Номер изъят от 29.08.2023, учитываются денежные средства 193,43 руб.

На счете депо, открытом по Генеральному соглашению № Номер изъят от 29.08.2023 на 30.08.2023, учитывались обыкновенные акции (данные изъяты) (Помер гос. регистрации ЦБ: Номер изъят) в количестве 10 шт. Также сообщает, что 30.08.202 Переваловым С.М. подано поручение на продажу указанных выше акций в количестве 10 шт.

Также (данные изъяты) были представлены брокерские отчеты в отношение Перевалова С.М. за период по 31.08.2023.

Согласно данным сведениям у Перевалова С.М. отсутствуют иностранные финансовые инструменты. При этом суд учитывает, что в соответствии с Указанием Банка России от 03.10.2017 № 4561-У «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» акции (данные изъяты) с ISIN: Номер изъят, которые имеются у кандидата Перевалова С.М., не относятся к иностранным финансовым инструментам.

Также суд учитывает, что международные идентификационные коды ISIN присваиваются финансовым инструментам в соответствии с принципами, определенными международным стандартом ISO 6166 и нормативными документами Ассоциации национальных нумерующих агентств. Код ISIN состоит из 12 значащих разрядов:

префикса - двухбуквенного кода страны, составляет первые 2 разряда кода ISIN (определяется по стандарту ISO 3166, для России - RU);

основного кода - включающего буквенные и цифровые символы, составляет следующие 9 разрядов кода ISIN;

контрольного разряда - рассчитанного с использованием формулы для вычисления по модулю 10 контрольной цифры методом "удвоить-сложить-удвоить", составляет 1 последний разряд кода ISIN (рассчитывается по стандарту ISO 6166).

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалов С.М. не имеет иностранных финансовых инструментов, оснований для отмены его регистрации по п.п. «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова С.М. , зарегистрированного на основании решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 29.07.2023 № 53/356 - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2023 г. в 19 час. 00 мин.