№ 3а-1281/2022
22OS0000-01-2022-000797-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2022 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Сазыкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.Рубцовска Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г.Рубцовска Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Алтайский краевой суд с административным иском к Администрации г.Рубцовска Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г.Рубцовска Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 руб., взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование административных исковых требований указала, что решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 июня 2015 года на Администрацию г.Рубцовска Алтайского края возложена обязанность выполнить работы по капитальному ремонту жилого дома № 117 по ул.Комсомольская в г.Рубцовске. Несмотря на возбужденное исполнительное производство, до настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены. ФИО2 полагает, что продолжительность исполнения судебного акта, составляющая 6 лет 7 месяцев, превышает разумный срок и свидетельствует о наличии оснований для присуждения ей соответствующей компенсации.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Изучив материалы настоящего административного дела, гражданского дела №2-654/2015, материалы исполнительного производства № 70300/15/22063-ИП, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 19 июля 2011 года №17-П, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Рубцовского городского суда от 18 июня 2015 по делу № 2-654/2015, вступившим в законную силу 02 сентября 2015 года, удовлетворены исковые требования ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО4, на Администрацию г. Рубцовска Алтайского края возложена обязанность произвести следующие работы по капитальному ремонту на многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> а именно: 1) капитальный ремонт по замене системы отопления с заменой непригодной запорной арматуры в том числе: выполнить замену трубопроводов системы теплоснабжения - разводящих магистралей и стояков с заменой запорной и регулировочной арматуры; выполнить замену радиаторов системы теплоснабжения в местах общего пользования; 2) капитальный ремонт системы электроснабжения в том числе: выполнить замену системы электроснабжения - внутридомовых разводящих магистралей, стояков коммунального освещения, ответвлений от этажных коробок до квартирных счетчиков и установочных и осветительных приборов коммунального освещения, длиной 300,0 метров погонных сетей; выполнить замену вводно-распределительного устройства системы электроснабжения, в количестве 1 штуки; 3) капитальный ремонт крыши в том числе: - путем полной замены кровли площадью 860 кв.м; выполнить облицовку коньков и внешних наклонных ребер крыши асбестоцементными фасонными деталями выполненными из тонко листовой оцинкованной стали или алюминиевого сплава, длинной 95 метров погонных; выполнить устройство ендов крыши с облицовкой из тонко листовой оцинкованной стали, длинной 23 метров погонных; выполнить устройство фартуков из оцинкованной листовой кровельной стали, в местах примыкания кровли к слуховым окнам, и выпускам вентиляционных шахт длинной 57 метров погонных; выполнить установку ограждения по периметру крыши длинной 122,0 погонных метров; выполнить установку подвесных водосточных желобов по периметру крыши длинной 129 погонных метров; 4) капитальный ремонт по замене системы горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры в том числе: выполнить замену трубопроводов системы горячего водоснабжения - разводящих магистралей и стояков с заменой запорной арматуры; 5) капитальный ремонт по замене системы холодного водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры в том числе: выполнить замену трубопроводов системы холодного водоснабжения - разводящих магистралей и стояков с заменой запорной арматуры.
На момент обращения ФИО2 в суд с настоящим административным иском (04 мая 2022 года) решение суда о возложении обязанности не исполнено, с момента вступления решения суда в законную силу (02 сентября 2015 года) прошло 06 лет 08 месяцев 03 дня, при этом уже истек срок, установленный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что срок обращения с административным иском в суд соблюден.
Как следует из материалов дела, что на основании исполнительного листа ФС № 003704269, выданного на решение по делу №2-654/2015, поступившего в службу судебных приставов 22 октября 2015 года от взыскателя ФИО2, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г.Рубцовска и Рубцовского района УФССП России по Алтайскому краю от 23 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство № 700300/15/22063-ИП в отношении должника Администрации г.Рубцовска.
Пунктом 2 постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 марта 2017 года на основании определения Рубцовского городского суда от 09 марта 2017 года произведена замена взыскателя по исполнительному производству № 700300/15/22063-ИП с ФИО2 на правопреемника ФИО1
Постановлением судебного пристава – исполнителя от 28 апреля 2017 года с Администрации г.Рубцовска Алтайского края взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.
Постановлением от 28 апреля 2017 года должнику установлен новый срок исполнения до 09 июня 2017 года.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от 23 июня 2017 года Администрация г.Рубцовска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от 26 октября 2017 года, 24 августа 2020 года Администрация г.Рубцовска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями от 23 июня 2017 года, 26 октября 2017 года, 21 мая 2018 года, 19 июля 2018 года, 31 октября 2018 года, 14 сентября 2020 года, 30 июля 2021 года, 14 апреля 2022 года должнику установлены новые сроки исполнения до 29 сентября 2017 года, 31 января 2018 года, 29 июня 2018 года, 28 октября 2018 года, 11 января 2019 года, 30 ноября 2020 года, 30 ноября 2021 года, 14 октября 2022 года соответственно.
Глава Администрации г.Рубцовска неоднократно (23 ноября 2015 года, 27 января 2016 года, 31 января 2016 года, 21 июля 2016 года, 05 декабря 2016 года, 25 апреля 2017 года, 30 августа 2017 года, 24 января 2018 года, 28 мая 2018 года, 19 ноября 2018 года, 03 июня 2019 года,04 октября 2019 года, 04 февраля 2020 года, 07 мая 2020 года, 17 февраля 2021 года, 09 декабря 2021 года, 18 августа 2021 года) предупрежден судебным приставом об уголовной ответственности за неисполнение решения суда по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени решение суда не исполнено в полном объеме, исполнительное производство не окончено.
На момент рассмотрения настоящего административного искового заявления решение суда не исполнено, с момента вступления решения суда в законную силу (02 сентября 2015 года) прошло 6 лет 09 месяцев 20 дней.
Из письменных возражений административного ответчика следует, что Администрацией г.Рубцовска разработана муниципальная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов во исполнение судебных решений в городе Рубцовске на 2019-2024 годы». Финансирование по данной программе на 2019 год не утверждено Рубцовским городским советом депутатов Алтайского края в связи с низким уровнем доходов муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. В связи со сложной финансово-экономической ситуацией в г.Рубцовске, невозможностью ее разрешения силами бюджета Администрация г.Рубцовска и Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края неоднократно обращались в краевые органы власти для увеличения финансовой поддержки г.Рубцовска для решения вопросов местного значения, в том числе и судебных решений, однако выделенных средств недостаточно для исполнения требований исполнительных документов. В настоящее время капитальный ремонт жилого дома № 117 по ул.Комсомольская в г.Рубцовске запланирован на 2023 год.
Оценивая имеющие юридическое значение обстоятельства, связанные с достаточностью и эффективностью принимаемых мер к исполнению судебного акта, суд приходит к выводу о том, что со стороны службы судебных приставов принимаются достаточные меры к принудительному исполнению решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 02 сентября 2015 года. Так, судебным приставом-исполнителем должнику многократно устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, запрашивались сведения о принятых мерах по исполнению судебного акта, за неисполнение требований исполнительного документа с должника взыскан исполнительский сбор, глава Администрации г.Рубцовска предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершались иные исполнительные действия.
При рассмотрении административного дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя ФИО1
Со стороны суда и службы судебных приставов также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит неясностей; рассмотрение судом вопроса об отсрочке исполнения судебного решения не приостанавливало исполнение обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
Исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Однако в отличие от порядка исполнения судебных решений об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривающего добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой, вступивший в законную силу судебный акт о возложении на государственный орган обязанности предоставить жилое помещение является обязательным с даты вступления его в законную силу.
В материалы дела не представлено доказательств, что административным ответчиком принимались достаточные и эффективные меры к исполнению судебного акта. Утверждение муниципальной программы не свидетельствуют об отсутствии оснований для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, так как исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом или судом срок.
При таких обстоятельствах суд считает нарушенным право ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем административный истец имеет право на присуждение компенсации. Сама по себе недостаточность бюджетных средств для своевременного исполнения судебного акта, на что ссылается административный ответчик, не влияет на возможность присуждения компенсации и на определение ее размера.
Тот факт, что административным истцом не представлен расчет истребуемой суммы, не свидетельствует о необоснованности заявленных административных исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимая во внимание требования ФИО1, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение разумного срока исполнения судебного акта, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, проживающей в течение длительного времени в жилом доме, требующем капитального ремонта, период неисполнения судебного акта, суд полагает, что требуемая заявителем сумма является чрезмерной и определяет ко взысканию сумму в размере 68 000 руб., которая отвечает критериям разумности и обоснованности.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
На основании пункта 3.36 Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15 сентября 2011 года № 656, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска осуществляет исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного, поскольку судебный акт подлежит исполнению муниципальным образованием в лице уполномоченных органов, компенсация обоснованно взыскана с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Рубцовска за счет средств местного бюджета.
В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
На основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 103, 111, 175-180, 259 и 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ - город Рубцовск Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г.Рубцовска Алтайского края за счет средств бюджета муниципального образования городской округ - город Рубцовск Алтайского края в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 68 000 руб. и судебные расходы в размере 300 руб.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова