ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1287/2021 от 20.08.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1287/2021

УИД 32OS0000-01-2021-000592-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2021 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Мирошниковой Д.С.

с участием

прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного истца Коняшкиной Е.В., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Изотова Александра Георгиевича о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1284), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1285), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1286),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1284 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1284 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 августа 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1285 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1285 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 августа 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1286 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1286 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 августа 2021 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 3 августа 2021 года №№ 1284, 1285, 1286), включено принадлежащее административному истцу на праве собственности <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: , с кадастровый номером , расположенное по адресу: <адрес> (Перечень на 2019 год – пункт , Перечень на 2020 год – пункт , Перечень на 2021 год - ).

Административный истец Изотов А.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровый номером , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Нежилое помещение с кадастровым номером расположено в здании с кадастровым номером , которое согласно сведениям ЕГРН имеет наименование: нежилое здание, назначение: нежилое. Здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: <данные изъяты>. Данный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий и зданий делового администрирования и коммерческого назначения. Спорный объект недвижимости не предназначен и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также не предназначен и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначение. Обследование с целью определения фактического использования спорного объекта не поводилось. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.

На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 1 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1284 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»), включающий <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>; признать недействующим с 1 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1285 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»), включающий <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>; признать недействующим с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1286 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»), включающий <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Коняшкина Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что спорное помещение сдается административным истцом в аренду ИП Изотовой А.В. под склад для хранения продовольственных, промышленных товаров и товаров бытовой химии. Арендатор вышеуказанного помещения складирует в нем товар, который в дальнейшем реализуется по договорам поставки юридическим лицам. Розничная продажа с отпуском из склада товара физическим лицам не осуществляется.

В судебном заседании представитель административного ответчика Савенко О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 20 сентября 2018 года установлено, что спорное помещение на 100% используется в качестве торгового объекта, в связи с чем оно подлежало включению в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, спорное помещение подлежало включению в оспариваемые Перечни, в том числе, как нежилое помещение в составе торгового центра.

Административный истец Изотов А.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направил.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца Коняшкиной Е.В., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года №№ 1284, 1285, 1286 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , расположенное по адресу: <адрес>.

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен в Перечень на 2019 года под пунктом , в Перечень на 2020 год под пунктом , в Перечень 2021 года под пунктом .

Как следует из возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу требований пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 29 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12,15).

Как установлено судом, принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером расположено на первом этаже здания с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое согласно сведениям ЕГРН на момент принятия оспариваемых Перечней имело наименование: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>.

Согласно сообщения управления имущественных отношений Брянской области от 28 июня 2021 года № 23-6918, объект недвижимости с кадастровым номером содержится в Перечнях на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, так как в соответствии с актом обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида фактического использования от 8 сентября 2016 года соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Здание с кадастровым номером и спорное помещение с кадастровым номером расположены на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером , в состав которого входит спорное помещение, нельзя сделать вывод о том, что здание, а соответственно и расположенные в нем помещения относятся к объектам, предназначенным или используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Суд также не находит оснований для включения спорного помещения в Перечни по критерию предназначения и фактического использования здания, в составе которого находится спорное помещение, в целях размещения торговых объектов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы оно входило в состав здания, обладающего признаками торгового центра, или являлось самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находилось в здании, не относящемся к торговому центру.

Согласно правоустанавливающим документам и техническому паспорту здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанное здание имеет наименование: <данные изъяты>; назначение: <данные изъяты>.

Однако, как указывалось ранее, здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но не исходя из наименования самого здания, которое правового значения для разрешения вопроса о включении здания в Перечень объектов недвижимого имущества не имеет.

В соответствии с экспликацией нежилого здания согласно вышеуказанного технического паспорта в его составе имеются:

по первому этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.;

по антресольному этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.;

по второму этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты>.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.

На момент включения спорного помещения в Перечни на 2020, 2021 годы в отношении здания с кадастровым номером был подготовлен новый технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого наименование здания: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>.

В соответствии с экспликацией нежилого здания в его составе имеются:

по первому этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.;

по антресольному этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.;

по второму этажу: <данные изъяты> - <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.

Согласно положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций (пункт 33).

Имеющиеся в здании складские помещения не могут быть отнесены в соответствии только с ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» к торговым, поскольку само здание исходя из вышеприведенных требований действующего законодательства не является торговым объектом.

С учетом понятий «торговый объект» изложенных в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, суд приходит к выводу, что складское помещение может быть признано предназначенным и используемым для размещения торговых объектов только в том случае, если оно включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета, действующих на момент принятия оспариваемых Перечней, нельзя сделать безусловный вывод о том, что здание с кадастровым номером , является торговым объектом по предназначению.

Представленный в материалы дела акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида фактического использования, составленный в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о фактическом использовании указанного здания в качестве торгового объекта, так как выводы комиссии о фактическом использовании помещения объективными данными не подтверждены. В указанном акте обследования не содержится сведений о площадях помещений, используемых под размещение торговых объектов, не указано какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов торговли, а также не приведены основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорного помещения в указанных целях.

Таким образом, содержание указанного акта не позволяет достоверно определить фактическое использование здания с кадастровым номером , в состав которого входит спорное помещение, как торгового объекта.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность включения спорного помещения в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы как помещения входящего в состав здания, относящегося к торговому центру.

Рассматривая возможность включения спорного помещения в Перечни по основанию предназначения для целей размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, суд приходит к следующему.

Согласно техническому паспорту помещения с кадастровым номером , составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, наименование помещения: <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>.

В соответствии с экспликацией указанного помещения в его составе имеются: по первому этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.; <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.; по антресольному этажу: <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.

Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета спорного помещения также нельзя сделать вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, является торговым по предназначению.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания. Однако, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорный объект недвижимости на момент его включения в оспариваемые Перечни использовался для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком также не представлено.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9)

Вместе с тем, исходя из правоустанавливающих документов и технической документации на спорное помещение с кадастровым номером , не предусматривающих размещение в нем объектов общественного питания, также нельзя сделать безусловный вывод о том, что данное помещение соответствует условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения его в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного или используемого в целях размещения объекта общественного питания, доказательств, подтверждающих его фактическое использование в указанных целях не представлено.

Обосновывая законность включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2019 год, управление имущественных отношений Брянской области представило акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссией установлено, что на дату обследования 100% площадей спорного объекта недвижимости с кадастровым номером используется в качестве объекта торговли.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12 и ФИО13, являющиеся членами комиссии по обследованию спорного помещения, пояснила суду, что в ходе обследования комиссия пришла к выводу, что в помещении с кадастровым номером производится отпуск товара, приобретенного в магазине, расположенном на втором этаже здания. Кроме того, на фасаде здания имелась вывеска «Мелко – оптовый магазин» с указанием режима работы. В спорном помещении на момент обследования находился товар и сотрудники, которые отбирали его для самовывоза. Демонстрационного зала, кассы в помещении не было. Вывод об использовании 100% площади помещения в качестве объекта торговли был сделан исходя из того, что помещение входит в состав здания, обладающего признаками торгового центра.

Однако, представленный в материалы дела акт обследования спорного объекта недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, подтверждающего использование спорного объекта в качестве объекта торговли, поскольку замеры площадей спорного помещения, в том числе, используемых для размещения торговых объектов, членами рабочей группы не производились. Доказательств того, что на складе отпускалась продукция, продажа которой осуществлялась в магазине, расположенном на втором этаже здания, в составе которого находится спорное помещение, что свидетельствовало бы о том, что данное складское помещение предназначено для обслуживания покупателей магазина членами рабочей группы при проведении осмотра добыто не было, в судебное заседание не представлено.

Наличие на фасаде здания вывести «Мелко-розничный магазин» с графиком работы с учетом расположения на втором этаже здания магазина, наличие которого представитель административного истца в ходе судебного разбирательства дела не отрицал, также не может свидетельствовать о том, что данная вывеска относится к спорному помещению.

Кроме того, согласно представленным в ходе судебного разбирательства дела документам, было установлено, что спорное помещение с кадастровым номером сдается в аренду ФИО14 для использования под склад для хранения продовольственных, промышленных товаров и товаров бытовой химии, которые она в дальнейшем реализует юридическим лицам.

Согласно фотоматериалам, приложенным к акту обследования, в спорном помещении отсутствуют площади для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними.

Таким образом, содержание указанного акта не позволяет достоверно определить фактическое использование спорного объекта как торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания, в связи с чем данный акт обследования не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу нежилого помещения в оспариваемый Перечень на 2019 год.

В Перечни объектов, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, спорное помещение с кадастровым номером было включена на основании сведений Брянской городской администрации о соответствии спорного объекта критериям налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако, обследование фактического использования помещения на момент включения в Перечни на 2020, 2021 годы не проводилось.

Иных доказательств, подтверждающих использование принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в качестве торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Изотова А.Г.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (2019 год, 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней недействующими соответственно с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Изотова Александра Георгиевича, удовлетворить.

Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1284), в части включения в него <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с 1 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1285), в части включения в него <данные изъяты> наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2021 года № 1286), в части включения в него <данные изъяты> наименование: <данные изъяты>, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино – место: , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 3 сентября 2021 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина