ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-128/17 от 15.06.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-128/17Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 15 июня 2017 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Моисеенко А.М.,

с участием прокурора Маториной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокаева Анатолия Викторовича к муниципальному комитету Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утверждённых решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742 не действующими в части,

установил:

решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742 утверждёны Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, официально опубликованные в издании «Ведомости Надеждинского сельского поселения» 7 мая 2013 года N 7.

Картой градостроительного зонирования села Прохладное, поселка Шмидтовка, поселка Зима Южная, входящей в состав Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, определено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, находится в границах двух территориальных зон: зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) и зоны транспортной инфраструктуры (Т).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утверждённых решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в той части, в какой земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, площадью 2000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, распложен в двух территориальных зонах: жилой зоне (Ж1) и зоне транспортной инфраструктуры (Т). В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером . Им подано заявление об изменении вида разрешённого использования данного земельного участка на «отдельно стоящие жилые дома усадебного типа». Однако, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 10 марта 2017 года осуществление кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка приостановлено и указано, что земельный участок располагается в двух территориальных зонах, в том числе в зоне транспортной инфраструктуры (Т), в которой вид разрешённого использования «отдельно стоящие жилые дома усадебного типа» отсутствует в перечне видов разрешённого использования, принятых для данной зоны. Расположение спорного земельного участка в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Оспариваемый нормативный акт лишает его права на перераспределение принадлежащего ему земельного участка и смежного земельного участка. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 8 декабря 2005 года, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения.

До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент градостроительства Приморского края.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержала заявленные требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО8 в судебном заседании заявил о своем согласии с заявленными требованиями, но указал, что в случае удовлетворения заявленных требований, Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения станут противоречить Генеральному плану Надеждинского сельского поселения, поскольку земельный участок находиться еще и в двух функциональных зонах.

ФИО1, представитель муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО7, пояснения представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО8, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораМаториной О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и части 20 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно статье 20 Устава Надеждинского сельского поселения, принятого решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 4 декабря 2005 года N 13, муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления Надеждинского сельского поселения. К полномочиям Комитета поселения относятся утверждение генеральных планов Надеждинского сельского поселения, правил землепользования и застройки (подпункт 18 пункта 4 статьи 21 Устава).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения муниципальным комитетом Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие муниципального нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края в данной части не оспаривалось.

В судебном заседании установлено, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 24 января 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 30 января 2014 года.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю 19 мая 2017 года, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учёт 8 декабря 2005 года, отнесён к землям населённых пунктов с определением вида разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

7 марта 2017 года ФИО1 обратился в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «отдельно стоящие жилые дома усадебного типа».

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 10 марта 2017 года учёт объекта недвижимости приостановлен на срок до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению, не более 3 месяцев.

Из существа указанного решения следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: зоне транспортной инфраструктуры (Т) и жилой зоне (Ж1); в списках видов разрешённого использования, утверждённых для зоны транспортной инфраструктуры (Т), разрешённое использование «отдельно стоящие жилые дома усадебного типа» отсутствует, следовательно, такой вид разрешённого использования не может быть выбран в качестве основного, вспомогательного или условного разрешённого вида использования земельного участка.

Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пунктом 6 главы 1 части II Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения установлено, что границы территориальных зон должны удовлетворять требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

В тоже время, в судебном заседании установлено, что при утверждении муниципальным комитетом Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения решением от 6 мая 2013 года N 742 земельный участок с кадастровым номером оказался расположен в границах двух территориальных зон: зоне застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания (Ж1) и зоне транспортной инфраструктуры (Т).

Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, в соответствии с которыми зона застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания (Ж1) определена для застройки индивидуальными жилыми домами (отдельно стоящие жилые дома усадебного типа, двухквартирные жилые дома, магазины торговой площадью 40 кв.м., детские сады, школы и т.д.), в то время как зона транспортной инфраструктуры (Т) предназначена для размещения автомобильных и железных дорог общего и не общего пользования в соответствии с границами полосы отвода, объектов придорожного сервиса, предприятий обслуживающих автодороги.

Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.

Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания (Ж1) и зоны транспортной инфраструктуры (Т) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Таким образом, Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

При этом суд учитывает, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах, согласно Генерального плана Надеждинского сельского поселения, не влияет на законность Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения.

Административным истец не лишен права обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Надеждинского сельского поселения.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утверждённых решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в той части, в какой земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, площадью 2000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, распложен в двух территориальных зонах: жилой зоне (Ж1) и зоне транспортной инфраструктуры (Т), подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к муниципальному комитету Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утверждённых решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742 не действующими в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утверждённые решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., назначение: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местонахождение) объекта: Приморский <адрес>, двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания (Ж1) и зоны транспортной инфраструктуры (Т).

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева